ИСКУССТВО конца XIII-первой половины XV ВЕКА

Татаро-монгольское иго

Монголо-татарское иго XIII—XV веков нанесло колоссальный ущерб культуре русского народа. Были не только сожжены, разрушены и ограбле­ны многие памятники искусства, но убиты или уведены в плен мастера - создатели этих произведений.

В первой половине XIV столетия в Северо-Восточной Руси начинается объединение княжеств; спустя четверть века во главе их встает Москва.

Приостановленное на время в своем развитии русское искусство медленно возрождается. Его основными центрами становятся в XIV веке Новгород и Псков, а с конца столетия — Москва.

Новгород.

Новгород в XIV веке испытывает подъем культуры, связанный в первую очередь с экономическим расцветом, наступившим после победы над немец­кими и шведскими захватчиками. О напряженной философской мысли новгородцев свидетельствует размах еретических движений, явившихся своего рода протестом против официальной церкви. Новгородские путеше­ственники создают литературные произведения, описывая Константино­поль и памятники его искусства. Южнославянское (болгарское и сербское) влияние проникает в изобразительное искусство, а еще в большей степени в литературу.

АРХИТЕКТУРА.

В новгородской архитектуре этого периода ясно обозначают­ся новые черты.

Церковь Федора Стратилата, 1360—1361,

Церковь Спаса Преображения на Ильине , 1374.Для этих церквей второй половины XIV века характерно восьмискатное покрытие, а не позакомарное, как ранее, одна апсида, а не три. Но главное, что характеризует эти одноглавые, вновь ставшие высокими храмы,— это их подчеркнуто нарядный декор. Несколькими лентами ложится орнамент в верхней части барабана и апсид, стены украшены вставными каменными крестами, свободно разбросанными на стене нишами, фресковыми изображениями. Большинство храмов этого периода построено на средства отдельных богатых купцов или объединившихся жителей одной улицы, что само по себе свидетельствует о возросшей роли горожан в жизни республики.

В XV веке размеры новгородских храмов уменьшаются, появляется нарочитый архаиам, выразившийся в подражании архитектуре XII века:

Церковь Ильи на Славне,

Церковь Петра и Павла в Кожевниках.

Из гражданских построек этого времени особенно важны:

каменные стены и башни кремля, значительно перестроенные в XVII веке,

епископский дворец,

здание, получившее в дальнейшем название Грановитой палаты. Во втором его этаже — огромный зал, предназначен­ный для заседаний боярского совета.

Живопись.

 

Феофан Грек.

Расцвет монументальной живописи Новгорода XIV века во многом связан с именем художника, который приехал на Русь из Византии. О дея­тельности Феофана Грека до того, как его пригласили в Новгород, нам известно очень мало. Из Византии он прибыл в город Кафу (современная Феодосия), а затем получил заказ в далеком северном городе.

Церковь Спаса Преображе­нии на Ильине, Новгород, 1378.Из росписей лучше всего сохранились те, которые расположены в куполе и барабане, а также в Троицком приделе.

Христос Пантократор,грозный, расположени в медальо­не купола.

Пророки и праотцы не­подвижно стоят между окнами барабана. Феофан был мастером острых инди­видуальных характеристик святых, и все его образы, особенно старцы, наделены суровыми и сильными характерами. Их переполняют бурные чувства, но внешне они сдержанны.

Росписи Троицкого придела отличаются смелым размещением изобра­жений.

Многофигурная композиция Троицы расположена радом с фигура­ми святых, представленных то в рост, то по грудь, то заключенных в медаль­оны.

Столпники, то есть те первые святые отшельники, которые, истязая свою плоть, прожили жизнь на столпах; здесь и аскеты, удалившие­ся в пустыню.

Макарий Египетский среди них особенно запоминается внутренней значительно­стью образа. Святые Феофана — мудрые философы, каким, несомненно, был и сам создавший их художник. Но Феофан был не только мастером однофигурных композиций. В алтаре храма недавно были открыты фрагменты большого повествовательного цикла, посвященного страстному пути Христа.

Среди произведений средневекового искусства, связанных в известной степени каноном, росписи Феофана Грека выделяются своим ясно выявлен­ным индивидуальным почерком.Манера письма, резкая и смелая, местами неистовая, отличает творческий метод художника. Основным средством достижения эмоционального акцента служит белый мазок. Он далеко не всегда кладется художником в освещенных частях, но важен для передачи выразительности образов. Фрески, которые теперь кажутся несколько монохромными, пострадали во время пожара (через несколько веков после их создания). Первоначально палитра Феофана была более яркой и разно­образной.

Церковь Федора Стратилата.Хотя Феофан вскоре покинул Новгород, переехав в Москву, он оставил здесь последователей. К ним принадлежат фрескисты, расписывавшие этот храм. Для этих росписей характерна свободная живописная фактура с использованием бликов, правда, не таких уверен­ных, как у Феофана. Выражение лиц святых отличается большей мягко­стью, чем в церкви Спаса Преображения. Здесь было введено довольно много повествовательных многофигурных композиций, в которых значи­тельное место занимает архитектурный фон. Разделенная на отрезки стена утратила свою былую монументальность.

Фрески церкви Ус­пения на Волотовом поле, выполненные почти одновременно с федоровскими, отличает особый динамизм, выделяющий их среди всех памятников монументальной живописи Новгорода XIV века. Святые в многофигурных композициях изображены в стремительном дви­жении, которое как бы повторяют линии скал и архитектуры, выполня­ющих роль фона фрески. Они тесно связаны с архитектурой храма. Все персонажи волотовских фресок всегда держатся очень просто и есте­ственно.

«Сретение Господне» (принесения младенца-Христа во храм) - младенец рвется к матери из рук Праведного Симеона. В смелом ракурсе изображены повер­нутые спиной к зрителю пастухи, которым ангел возвещает о рождении Христа.

Фрески церкви Спаса на Ковалеве.В их создании участвовали сербские мастера. Тонкие фигуры, продолговатые сумрачные лица отличаются подчеркнутой выразительностью. Композиции свободно расположены на стенах храма. Линии, отделяющие их друг от друга, асимметричны. Ко­лорит довольно ярок.

Фрески Волотовской и Ковалевской церквей погибли во время Вели­кой Отечественной войны. Из некоторых небольших фрагментов, уце­левших от фресок церкви Спаса на Ковалеве, составлены сейчас рестав­раторами композиции, которые находятся в собрании Новгородского историко-архитектурного музея-заповедника.

 

Икона.

Новгородские иконы XIV—XV веков очень разнообразны по своим сюжетам. Это в основном изображения популярных в Новгороде святых, таких, как пророк Илья, от которого, по представлениям новгородцев, зависел урожай, Параскева с Анастасией, покровительницы торговли, святой Георгий, стремительно несущийся на коне и поражающий высоко поднятым копьем дракона.

«Битва новгородцев с суздальцами» - в те же годы иконописцы начинают посвя­щать свои произведения даже реальным историческим событиям. Сохра­нилось несколько икон на сюжет битвы, про­исходившей еще при Андрее Боголюбском, но популярной именно в XIV—XV веках, так как именно тогда особенно проявились сепарати­стские тенденции в политике Новгорода, не желавшего присоединяться к Москве и не понимавшего необходимости объединения русских земель. Теперь битва, происшедшая в XII веке, трактовалась как полная победа новгородцев, более того, как победа, одержанная ими в результате чуда. Эти произведения изображают икону Богоматери на стене так, что она казалась отвернувшейся от суздальцсв, забрасывающих ее стрелами: Бо­гоматерь была покровительницей Новгорода, и нападавшие вынуждены были отступить.

«Молящиеся новгородцы»,икона Новгородского историко-архитектурного музея-заповедника. В этот период на иконах появляется и изображение са­мих новгородцев – боярской семьи.

 

Псков.

В XIV веке искусство Пскова переживает новый расцвет.

АРХИТЕКТУРА.

Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря строится в 1310 году по образцу Мирожского. Его росписи отличаются смелой и энергичной ма­нерой исполнения, сдержанной охристой палитрой, в которой особую роль выполняет белый динамичный блик. Он придает мужественным лицам святых экспрессивность.

Псковский кремль — Кром в середине XIII века обносится первы­ми каменными стенами. На том месте, где когда-то жил князь со своими дружинниками, теперь заседает общегородское вече, кипит напряженная жизнь центра Псковского государства. Стены Крома с их многочислен­ными и разнообразными башнями в последующие века не раз перестра­ивались.

Собор Василия на Горке - из псковских храмов XV века особенно знаменит. Большой и стройный храм, имеющий притворы, окружен галереями. Он отличается особой пластичностью и скульптурностью масс.

С XIV века в Пскове строятся многочисленные звонницы. Они или связаны с церковью, или составляют самостоятельную постройку. Высота и ширина их пролетов зависят от веса и величины колоколов. Звонницы очень разнообразны и являются неотъемлемой частью псковского архи­тектурного ансамбля.

Икона.

«Богоматерь Одигитрия» и «Илья Пророк» (XIII в., обе в ГТГ),

«Ар­хангел Гавриил» (ХIVв., ГРМ),

«Сошествие во ад» (XV в., ГТГ) - немногие сохранившиеся до наших дней псковские иконы, среди кото­рых отлича­ют любовь к орнаменту, несколько тяжелые колористические сочетания с преобладанием оливково-зеленого и киноварно-красного. Для псковских святых характерен определенный тип: продолговатые угрюмые лица, длин­ные с утолщением на конце носы.

 

Москва.

С XIV века начинается возвышение Москвы, которая при Иване Калите превращается в значительный политический и кул ьтуный центр. Особен­но усиливается роль Москвы, вокруг которой объединяются русские земли, после победы Дмитрия Донского на Куликовом поле (1380).

Расцвет русской культуры этого времени был связан с подъемом нацио­нального самосознания. Все силы русского народа были собраны для разре­шения практических, насущных задач создания русского национального государства. Литература в конце XIV — начале XV века развивается осо­бенно интенсивно. В ней можно различить большое количество стилей и тенденций, многообразие жанров и местных особенностей. Но ведущими, несомненно, следует признать те героические тенденции, те патриотические идеи, которыми проникнуты такие два замечательных литературных па­мятника, как «3адонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище».

АРХИТЕКТУРА.

Интерес к истории, славному прошлому отразился в обращении к тради­циям древней архитектуры Владимира, наследницей которой по праву считала себя Москва. Период расцвета и становления Московского княжества был временем усиленного каменного строительства.

Собор Успения на Городке в Звени­городе (около 1400),

Собор Спаса Андроникова монастыря (1427),

Собор Троицкий Троице-Сергиевой лавры (1422) - во многом как бы восходят к владимирской архитектуре XII века: кубическими объемами, принципами деления стены на три части лопатками, обработкой входов порталами. Но в них появился и целый ряд новых черт, среди которых нужно отметить простоту наружно­го декора, отсутствие рельефов, замену аркатурно-колончатого пояса трой­ной лентой плоского резного орнамента. Верхняя часть собора имеет слож­ное композиционное решение, связанное с появлением под барабаном пьедестала, завершающегося поясом кокошников. Основным строительным материалом служит известняк.

Живопись.

Феофан Грек.

В конце XIV века в Москву приезжают многие художники из Византии. Здесь же трудится покинувший Новгород Феофан Грек.

Икона «Донская Богоматерь» . Это двусторонняя икона. На лицевой ее стороне Богоматерь Умиление. По сравнению с «Вла­димирской Богоматерью» икона строже и лаконичнее по композиции. В по­чти квадратную по форме доску вписано изображение Марии, держащей на руках сына. Нижняя часть композиции утяжелена, фигура Богоматери вплотную соприкасается с полями иконы. Прост и лаконичен силуэт фигу­ры. Округлое лицо Марии, доброе и сердечное, выражает глубокую грусть. Колорит сдержан. В нем преобладает сочетание темно-малинового мафория Богоматери и густой охры ликов с приглушенным золотом фона. На обороте иконы представлена сцена Успения Богоматери — центрическая строгая композиция. Предельно скупыми средствами передает художник сцену горя, плача апостолов над телом Марии. Плотные, напряженные краски подчеркивают драматизм события.

Благовещенский собор Кремляв 1405 году, по свидетельству летописи, расписываетФеофан Грек совместно с двумя художниками Прохором с Городца и Андреем Рублевым. Вскоре после постройки собор сгорел, и его убранство не сохранилось до наших дней.

Высокий русский иконостас в Благовещенском соборе Кремля (состоящая из икон стена, отделяющая алтарную часть от основного пространства храма), один из первых известных нам, был выполнен усилиями этих трех художников. Он был образован несколькими рядами, из которых первый, ни­жний, состоит из икон, посвященных темам и святым, наиболее почитае­мым в Москве и в Благовещенском соборе. Второй — деисусный, то есть включающий персонажей, объединенных композицией Деисуса — моле­ния. Наконец, третий — праздничный ряд — посвящен событиям христи­анской легенды.

Деисусный чин, самый ответственный ряд был выполнен Феофаном Греком. Цен­тральная икона этой композиции — «Спас в силах» - сидящий на троне Христос. По сторо­нам от него — Богоматерь и Иоанн Предтеча, которые молятся перед Хрис­том, прося у него заступничества за людей. Далее следуют изображения архангелов, апостолов Петра и Павла, отцов церкви. Феофан ввел большие размеры досок. Их высота достигает почти двух метров. Это позволило ему подчеркнуть величественную монументальность образов. Художник уделил особое внимание силуэту фигур. Широкая и обобщенная манера письма выдает руку опытного мастера фрески. Колорит насыщен и ярок. Подобно пламе­ни горит красной киноварью плащ архангела Михаила. Глубокий темный синий цвет мафория Богоматери вторит ему.

 








Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 954;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.013 сек.