ЖИВОПИСЬ второй половины ХV в.
Дионисий (ок. 1440 — после 1502). Расцвет живописи конца XV— начала XVI века связан с творчеством этого замечательного художника. Почти через полстолетия после Рублева он развивал в своем творчестве те гуманистические идеи, которые так блестяще выразил его гениальный предшественник.
Икона «Богоматерь Одигитрия» (1482, ГТГ)для Вознесенского монастыря Московского Кремля написана Дионисием. Он изобразил Марию с младенцем Христом на доске старой, испорченной пожаром византийской иконы. Светло-золотистый фон, пурпурный мафорий (верхнее покрывало – плат) Богоматери, славящие ее ангелы, ее поза – все служит тому, чтобы подчеркнуть величественность образа.
Фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1500—1502) - являются самой замечательной работой Дионисия. Расположенный далеко на севере, монастырь был небогат, его мало посещали, а потому фрески Дионисия в последующие века никогда не поновлялись. Они почти сохранили первоначальный колорит. Дионисий работал в Ферапонтовом монастыре вместе со своими сыновьями.
Акафист - занимает основное местосреди композиций, покрывающих стены этого небольшого храма. Это — двадцать пять гимнов, сложенных в честь Богоматери еще в VI веке византийским поэтом Романом Сладкопевцем.
Четырьмя сценами Благовещения (первые четыре песни Акафиста) начинается цикл фресок, помещенными на восточных столпах. Иллюстрируя следующие гимны Акафиста, художник переходит на западные столпы, а вслед за ними на западную стену. И так, как бы кругами, разворачиваются эти циклы на столпах и стенах собора. Тема круга, как основная, повторяется и в построении каждой композиции. Так Дионисий живописными средствами передает ритмичность песнопения.
«Покров Пресвятой Богородицы»,
«Собор Богоматери»,
«О тебе радуется»,
«Страшный суд» -радостное чувство пронизывает все фрески Дионисия, где Мария прославляется или выступает как заступница за людей (Страшный суд), где рассказывается о чудесах, совершенных Ее Сыном. Радостный колорит создается чистыми, яркими, но вместе с тем нежными красками, присущими только Дионисию. Следует отметить, что Дионисий впервые в истории развития русской живописи ввел в иконы белые фоны. Эмоциональной взволнованности художник достигает, передавая движение персонажей, их жесты. Основные членения архитектуры как бы вторят своими плавными очертаниями наклонам фигур. Дионисий выносит фрески и на портал, окружая ими входную дверь.
Портальная фреска четко делится на ярусы. Внизу — орнамент, имитирующий ткани, так называемые полотенца. Выше — архангелы Михаил и Гавриил, стоящие по сторонам входа, еще выше — сцены детства Марии. Завершает композицию деисусный чин, который сохранился частично.
Иконы «Митрополит Петр» и «Митрополит Алексей» -две парные, одинакового размера иконы, выполненные Дионисием для Успенского собора Кремля. Обе они представляют собой тип так называемых житийных икон. В центре изображается святой, которому посвящена икона. Средник окружают, подобно раме, маленькие композиции с основными житийными эпизодами. Очевидно, иконы висели друг против друга на столпах собора; фигура Петра слегка сдвинута влево, а Алексея соответственно — вправо. Изображения неподвижно стоящих митрополитов близки по своему характеру к парадному портрету. Фронтальная величественная поза, нарядная одежда с преобладанием белого, излюбленного Дионисием цвета, делают образ каждого митрополита особенно репрезентативным.
В XVI веке Дионисию подражали, его копировали, но никто из его последователей не достиг той же силы в передаче настроения, внутренней эмоциональности образов. Органично свойственная художнику, она приобрела у его последователей форму лишь поверхностного следования образцу. Это проявилось особенно ясно во фресках его сына:
Фрески Благовещенского собора Московского Кремля, выполненной сыном Дионисия Феодосием (1508). Здесь нашла выражение характерная для того периода тема преемственности власти московских князей от владимирских и киевских, а через них и от византийских императоров. Целая серия своеобразных исторических портретов предстает перед нами в образах царей и князей. Некоторые фоны фресок вместо обычных голубых были позолочены. Эти росписи отличает повышенное декоративное чувство.
АРХИТЕКТУРА XVI в.
XVI век был периодом расцвета крепостного зодчества. Строятся крепостные стены в городах:
Нижний Новгород,
Серпухов,
Тула,
Коломна,
Зарайск,
Псков,
Смоленск, а также
Соловецкий,
Кирилло-Белозерский,
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 674;