АРХИТЕКТУРА XVII века
В первой половине XVII века строились многочисленные небольшие посадские, иногда бесстолпные, церкви. Они воздвигались не только в Москве. Впервые строительство приобрело широкие размеры в провинциальных городах. Такого типа храмы, причудливо и разнообразно украшенные, воспринимались как светские по своему духу.
Успенская («Дивная») церковь Алексеевского монастыря в Угличе - один из важных памятников этого периода.Она была заложена в 1628году, то есть еще до того, как патриарх Никон резко выступил против нарушений канонической строгости в церковной архитектуре. «Дивная» церковь — трехшатровая. Однако внутри ее шатры были отрезаны от интерьера храма сомкнутыми сводами, то есть носили чисто декоративный характер.
Теремной дворец Московского Кремля (1635—1636). Архитекторы - Бажен Огурцовым, Антип Константинов, Трефил Шарутин и Ларион Ушаков. Его трехэтажный объем носит явно выявленный ступенчатый характер. Со всех сторон дворец окружает гульбище. Два пояса разноцветных поливных изразцов ванчают верхний ярус здания. Первоначально стены дворца, интерьер которого особенно уютен, были расписаны.
Церковь Троицы в Никитниках,
Церковь Рождества Богородицы в Путниках (Москва),
Собор Ростовского кремля -для второй половины века наиболее типичен небольшой храм: пятиглавый и бесстолпный,с трапезной, приделами, галереей, колокольней и крыльцами с шатрами.
В эти годы в Ярославле, который особенно расцветает и богатеет, широко ведется храмовое строительство:.
Храм Иоанна Златоуста в Коровниках,
Храм Иоанна Предтечи в Толчкове. Для этих храмов характерно введение яркого узора из поливных изразцов. Разнообразные по форме изразцы составляют орнаменты, рельефом часто изображены фантастические животные или растения. В колорите преобладает сочетание желтого с зелеными и синими тонами. Яркие цветные изразцы придают зданиям подчеркнуто нарядный характер.
Церковь Ильи Пророка в Ярославле. Типичный памятник ярославского зодчества. Представляет обширный, хорошо освещенный внутри четырехстолпный храм, окруженный крытыми галереями.
Стиль русской архитектуры самого конца XVII века условно именуется «нарышкинское барокко».Заказчиками характерных зданий этого стиля были бояре Нарышкины, а подчеркнутая декоративность этих храмов дала основание определить стиль как барочный.
Церковь Покрова в Филях (1690—1693). Самый замечательный памятник этого архитектурного направления. Здание поставлено на высокий арочный подклет (помещение нижнего яруса) и окружено галереей с широко раскинувшимися лестницами. На высоком четверике, к которому примыкают со всех сторон полукруглые пристройки, поставлено два уменьшающихся в объеме восьмерика. Верхний - увенчан главой на восьмигранном барабане. В архитектуре храма все подчинено симметрии, его силуэт строен и легок.
XVII век был периодом расцвета деревянной архитектуры.
Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Он был сооружен артелью плотников во главе с Семеном Петровым и Иваном Михайловым. Дворец состоял из семи хором и представлял собой сложное по композиции здание, сочетавшее большое количество срубов-клетей, примыкавших друг к другу и соединенных переходами.
Церковь Преображения в Кижах (ок. 1714). Справедливо считается исключительным по своеобразной красоте памятником русского деревянного зодчества. Это восьмерик с четырьмя прирубами. На четверике располагается еще два уменьшающихся по высоте восьмерика. Прирубы и ступенчатое покрытие храма увенчиваются ярусами бочек с главками. Они поднимаются пирамидой к центральной, самой большой главе. Ясность композиции церкви сочетается с богатством форм.
Живопись.
Монументальная живопись XVII векапереживает несомненный расцвет. Многочисленные храмы расписываются фресками:
Ярославль,
Ростов Великий,
Суздаль,
Вологда
Москва. Росписи этого времени особенно своеобразны. К ним более всего подходит сравнение с цветистым ковром. Число поясов-регистров увеличивается, а размеры композиций уменьшаются. Тщательная выписанность делает их похожими на произведения станкового искусства, как бы развешанные на стенах храмов. В сценах большое внимание уделяется многочисленным бытовым подробностям. Замедленно развертывается перед зрителем рассказ. Художник стремится построить композицию в глубину. Он передает пространство, хотя и несколько условно. Архитектура и пейзаж определяют место действия. Масштабные соотношения фигуры и архитектуры становятся более естественными.
Значительные изменения происходят в иконографии фресок.
Церковь Ильи Пророка в Ярославле, Гурий Никитин.Художник изображая сцены из жизни пророка Елисея, основой композиции делает сцену жатвы, причем показывает ее как работу крестьян в поле. Впервые живописцы вводят обнаженные фигуры, проявляя при этом определенное понимание пластической анатомии.
В это время выдвигается плеяда замечательных живописцев:
Любим Агеев,
Дмитрий Григорьев Плеханов,
Федор Евтихеев Зубов,
Гурий Никитин — создатель росписей церкви Ильи Пророка в Ярославле, был одним из наиболее передовых художников своей эпохи.
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 807;