Архитектура VI—VIII вв.
Ко времени распространения буддизма, принесшего с собой вместе с другими элементами иноземной культуры и специфический архитектурный стиль, в Японии существовали свои, местные традиции строительства светских и культовых сооружений.
В резном рельефе бронзового зеркала из кургана Така-радзука в уезде Кацураги (преф. Нара), которое датируется примерно серединой IV в., представлены существовавшие тогда жилища четырех типов. Жилище первого типа — землянка с покатой крышей, второго и третьего — видимо, деревянные постройки с крышами двух видов (остроконечной и покатой) и с полом, слегка приподнятым над землей. У жилища четвертого типа полы высоко подняты над землей; к нему примыкает веранда с навесом7.
По данным археологии, первый, наиболее примитивный тип жилища был и древнейшим. Землянки имели правильную четырехугольную форму; крыша из тростника и соломы держалась на столбах (числом не менее четырех), у северной или восточной стены помещался очаг. Жилища второго и третьего типа, более поздние по времени, возводились по такому же плану, но строились уже из дерева. Жилища первого типа остались обычными жилищами бедноты, жилища четвертого и отчасти второго и третьего типов принадлежали племенной знати.
Основная особенность древнейших культовых сооружений Японии заключается в том, что они принципиально не отличаются от обычных жилых помещений. Так называемые ханива-дома, датируемые III—V вв., реконструкции жилищ того же периода из раскопок в префектуре Нагано, Гумма, Нара, рельефы, украшающие древние зеркала (вроде упомянутого зеркала из кургана Такарадзука) и дотаку, а также синтоистские храмы, дошедшие до нашего времени в
7 Впоследствии веранда под названием цукимидай (веранда для созерцания луны) являлась непременным элементом храмового и дворцового сооружений.
традиционной, издревле установленной реконструкции, подтверждают это достаточно наглядно.
Объяснение этому явлению нужно искать в распространенном во многих религиях представлении о храме как о земном жилище бога. Древнейшие синтоистские храмы строились по образцу жилищ знати с остроконечной двускатной крышей, так называемой киридзума-дзукури, с полом, настеленным поверх свай, и верандой, защищенной навесом крыши. Самые знаменитые синтоистские храмы — храмы Исэ (рис. 26) и Идзумо (рис. 27)—представляют в то же время образцы древнего жилья, так называемого тай-сядзукури.
Главное здание Внешнего святилища, входящего в храмо-вый комплекс Исэ8,— четырехугольное деревянное строение на сваях. Внутренняя планировка храма повторяет планировку жилища II—III вв.: вход находится в южной стене, а святая святых храма помещается, подобно очагу жилых построек, в его северной части. Деревянные колонны расчленяют интерьер храма на равные части. Столбы — колонны, поддерживающие тростниковую крышу, являются продолжением свай, на которых стоит здание храма. Венчающие крышу кацуоги — круглые бревна — пересекаются на протяжении всего конька крыши и точно соответствуют одному из типов ханива.
Центральная колонна храма Исэ, так называемая синномихасира (массивная колонна), поддерживающая конек крыши, заимствована из конструкции жилых построек III—V вв.
Планировка синтоистского храмового комплекса в целом также аналогична планировке древних усадеб племенных вождей. Все строения, равно как и священные ворота — тории, расположенные одни за другими и символизирующие подразумевающиеся, но не существующие ограды на пути к храму, постепенно подымаются к возвышенности, на которой находится главный храм. Справа и слева от него — тоходэн
8 Храмовый комплекс Исэ состоит из двух святилищ: внутреннего Гэку, посвященного главному синтоистскому божеству — богине солнца Аматэр.асу, сооружение которого традиция относит к самому началу I в., и внешнего, Найку, датируемого второй половиной V в. и посвященного божеству «пяти хлебов» — Тоёукэ-оками. Кроме того, на освещенной территории находились две сокровищницы — восточная и западная.
В конце VII в. был введен обычай перестраивать здание храма заново каждые 20 лет. Таким образом, насчитывается 62 реставрации (последняя была проведена в '1953 г.).
(восточная сокровищница) и гайходэн (западная сокровищница). Все три строения обнесены четырьмя оградами, которые помимо своего прямого — оборонительного назначения приобретают здесь ритуальный смысл. Внутренних оград три — самая высокая называется мидзугаки, затем следует ути-тамагаки и сото-тамагаки. Все три ограды имеют по два входа (на юге и на севере). Последняя внешняя ограда — итагаки (деревянная ограда)— имеет только один вход — на юге.
По архитектурному стилю к синтоистским храмам и древним жилищам знати примыкают и древние сокровищницы, предназначавшиеся первоначально для хранения зерна.
Частые землетрясения, пожары и наводнения заставляли строить особые здания, которые могли устоять во время стихийных бедствий. Среди ханива III—V вв. встречаются изображения амбаров для зерна, пол которых на сваях приподнят над землей9. Это — так называемые кура, или мицу-гура, что в переводе означает «житница». Архитектурный стиль подобных сооружений обозначается специальным термином адзэкура (от глагола адзаэру — «собирать»).
Постройка в стиле адзэкура—массивный огнестойкий сруб, сложенный из грубо отесанных трехгранных бревен. Свод, образуемый бревнами в месте их пересечения, и называется собственно адзэкура.
Подобного рода срубные постройки были распространены в древности (примерно с IV—III вв. до н. э.) на огромной территории от Юнъани до предгорий Гималаев, на всей территории Сибири вплоть до Аляски и в Северной Европе.
Уникальным образцом свайной постройки в стиле адзэкура является прекрасно сохранившееся здание Сёсоин. Наряду с древнейшими сооружениями монастыря Хорюдзи Сёсоин — одно из самых древних деревянных строений не только в Японии, но и во всем мире. «Сёсоин» в переводе означает «сокровищница». Другое его название — Тодайдзи мицугура («Сокровищница Тодайдзи»), прямо указывает на первоначальное назначение постройки.
Сёсоин — единственный из складов сокровищ храма Тодайдзи, сохранившийся от середины VIII в. до наших дней.
Сёсоин был построен после смерти Сёму (748 г.) для
9 Такого рода постройки, генетически восходящие, по-видимому, к постройкам островов южной части Тихого океана, встречаются и поныне на юге Японии (например, в преф. Окинава) и в ее северных районах (у айнов на острове Хоккайдо).
хранения, как гласит свиток с подробным реестром, сокровищ Сёму и его вдовы, пожертвованных храмовой святыне— будде Вайрочане [53, т. I, 7].
Сёсоин — одноэтажное, правильной четырехугольной формы здание, вытянутое в длину с севера на юг. Его длина равна примерно 33 м, ширина (с запада на восток)—примерно 9,4 м. Общая высота от конька крыши до земли — около 14 м; высота свай — около 2,7 м; высота от пола, настеленного поверх балок, положенных на сваи, до потолка— примерно 3,7 м. Таким образом, высота свода адзэкура вместе с крышей равна примерно 7 м.
Сваи толщиной в 0,6 м из дерева адзунаро расположены в четыре ряда. Свободно укрепленные на каменном основании, они продолжаются в 40 колоннах интерьера (толщина колонны та же, что и свай). Колонны поддерживают большую двускатную черепичную крышу, украшенную черепичными же гребнями.
Интерьер расчленен на три помещения — так называемые северную, среднюю и южную кладовые, между собой не сообщающиеся. Каждое помещение имеет отдельный вход в восточной стене. Окна отсутствуют.
Длина балок помоста превышает ширину здания почти на 2 м, что позволяет настилать перед каждой из дверей временную платформу, к которой и подставляется лестница.
Первоначально Сёсоин состоял из двух отдельных сооружений— северного и южного — и был известен под названием Двойной кладовой. Они-то (северная и южная кладовые) собственно и являются строениями в стиле адзэкура, составляя вместе примерно половину всей площади Сёсоин.
Средняя секция была встроена несколько позднее — она соединила северную и южную кладовые, после чего все три помещения были подведены под общую крышу. Причем, конструкция средней секции — итагура — совершенно иного типа, чем адзэкура. Ее западная и восточная стены сооружены из довольно тонких досок, в то время как северной ее стеной служит южная стена северной кладовой, а южной — северная стена южной кладовой.
В таком виде, сохранив традиционное название «Трех кладовых», здание существует и поныне и, являясь древнейшим памятником японской гражданской архитектуры, хранит в своих стенах редчайшие образцы древнего искусства.
Начиная с середины VI в. в Японии возводятся многочисленные буддийские храмы и монастыри. С этого времени архитектура Японии, как и другие виды искусства, подпадает под чрезвычайно сильное влияние буддизма. Очень скоро его влияние начинает испытывать даже синтоистская архитектура. В то же время местный архитектурный стиль оказывает влияние на чужеземные архитектурные каноны. Исследование ранних памятников буддийской архитектуры в Японии представляется весьма ценным, так как наглядно иллюстрирует сложный и длительный процесс слияния разных архитектурных стилей.
По преданию, первый буддийский храм был построен в 552 г. в честь изображения Будды, привезенного из корейского государства Кудара (Пэкче) [50]. Вскоре противники буддизма из родов Мононобэ и Накатоми сожгли храм, а статую Будды сбросили в воды канала Нанива. В результате ожесточенной борьбы этих двух родов с родом Сога, выступавшим в поддержку буддизма, последний победил и строительство буддийских храмов возобновилось.
К 640 г., по свидетельству «Нихонги», было построено уже 46 храмов [87]. Но почти все они еще в древности погибли от огня.
Счастливым исключением является только знаменитый монастырь Хорюдзи, главные строения которого, датируемые VII в.: кондо — Золотой храм, то —пагода, кайро — крытая галерея и тюмон — внешние ворота,— сохранились до наших дней. Хотя после пожара 670 г., уничтожившего значительную часть монастыря, все его главные здания были перестроены, Золотой храм и пагода, как полагают специалисты, сохранили свой первоначальный вид.
Расположенный в 7,5 японской мили (примерно 29 км) к югу от Нара, храм состоял из пагоды (по-японски — то) и Золотого храма (кондо). Вокруг этих главных зданий возводились остальные постройки, галереи и пр. Первоначально построек было семь, откуда идет название храмового ансамбля — «Сицидо-гаран», т. е. семь зданий. Затем их стало гораздо больше. Архитектурный стиль был занесен из Китая корейскими мастерами, возводившими первые буддийские храмы периода Асука (VI в.). С самого начала все храмовые постройки возводились с учетом окружающего пейзажа. Характер понимания архитектурного ансамбля и пейзажа как единого комплекса заимствован из Китая. Правда, в Китае не сохранилось ни храмового комплекса, ни даже развалин храмов, выстроенных по плану, аналогичному плану Хорюдзи, хотя целый ряд источников (в том числе, например, рос- писи Дуньхуана) указывает на существование там подобного рода архитектурных образцов.
В Корее на территории древнего государства Кудара также не сохранились постройки этого типа. Лишь на территории государства Силла японскому археологу Сэкино Тэй удалось обнаружить следы храма Хоуан лонсёу, в котором имелись постройки типа тюмон, кондо и то, причем расположены они были по оси, проходящей с юга на север.
Таким образом, здания монастыря Хорюдзи, как и деревянное зодчество в ансамблях Ситэннодзи в Нанива (Осака) и Ямадэра, скопированное с китайско-корейских образцов, являются памятниками не только японского, но также китайского и корейского средневекового храмового зодчества.
Вместе с тем Хорюдзи имеет свои особенности, отличающие его от китайского образца.
Храмовый комплекс, составляющий Хорюдзи, распадается на два лежащих рядом ансамбля — Сайин (Западный) и Тонн (Восточный).
Западный ансамбль — Сайин — наиболее древний: датируется, по одним источникам, 607, а по другим — 616 г. Японская историческая традиция приписывает разработку плана и руководство строительством Сайин регенту Сётоку-Тайси. Полагают, что ядро Сайин — тюмон ('внутренние ворота), пагода, кондо и кайро (галерея), расположенные в южной части всего ансамбля Хорюдзи,— уцелели после пожара 670 г. и дошли до наших дней в неизменном виде. Эти сооружения представляют особенно большой интерес для изучения самого раннего этапа истории буддийской деревянной архитектуры на Дальнем Востоке.
Восточный ансамбль, Тонн, датируется VIII и последующими веками и отмечен чертами более позднего периода. Описание сохранившейся части ансамбля Сайин помогает установить специфические особенности, присущие японской архитектуре уже в этот период. Как композиция Сайин в целом, так и расположение отдельных зданий не во всем совпадает с китайскими канонами, зафиксированными в источниках и воплощенными в более поздних каменных и кирпичных китайских храмах.
Четырехугольный в плане ансамбль, строго следуя принципу геомантики по так называемой оси фыншуй (ориентация зданий с юга на север), которая была положена и в основу ориентации государева дворца внутри китайской столицы еще со времени династии Хань, композиционно весьма радикально отличается от планировки китайского ансамбля.
В отличие от китайских канонов в древнем ансамбле Хорюдзи, несмотря на строгий план всего ансамбля в целом, явственно проступают черты, свойственные японскому эстетическому мировоззрению. Так, в ансамбле Сайин два главных элемента архитектурного ансамбля: Золотой храм и пагода — расположены не по оси фыншуй, а стоят рядом (пагода — на западе, Золотой храм — на востоке). При таком расположении у зрителя исчезает ощущение излишней перегруженности всего ансамбля двумя массивными сооружениями. В этом стремлении к большей свободе композиции обнаруживаются черты, присущие именно японскому искусству.
По-иному решается и соотношение храмового ансамбля с окружающей природой. Так, в отличие от загородных буддийских храмов Китая, расположенных, как правило, на горах, Хорюдзи был выстроен на равнине. Таким образом, в архитектурно-планировочной структуре китайских и японских храмов существует принципиальное различие. В китайских храмах большую роль играет наличие нескольких плоскостей, или ярусов, на которых расположены важнейшие сооружения. Это придает разнообразие и прихотливость всему ансамблю даже при условии соблюдения тяготеющих к симметрии канонов. Японский ансамбль, лишенный ярусного расположения строений, тяготеет к несколько иной свободе композиции, диктуемой пейзажем равнины.
На территории Хорюдзи гораздо меньше деревьев, и это значительно облегчает возможность одновременного обозрения храмовых построек. В то же время отдельные деревья превращены здесь в своеобразные архитектурные компоненты, гармонически связанные со всем ансамблем. Эта особенность — использование одного-двух деревьев, кустов или просто веток в качестве обязательной части архитектурного ансамбля — сохраняется в японской архитектуре на протяжении всей ее истории, оказывая влияние на характер и прикладного искусства.
Знаменитая пагода (рис. 28) ансамбля Сайин Хорюдзи, так называемая Годзюното («Пятиярусная пагода»), также отличается от китайских пагод, как запечатленных в росписях Дуньхуана, так и построенных из камня или кирпича. Ей присущи большая легкость и изящество пропорций, ажурность силуэта, стройность форм.
Пагода Годзюното положила начало созданию в Японии собственной специфической формы такого сооружения. Причем, по мнению большинства специалистов, этот, один из самых ранних образцов японской пагоды, производит впечатление наиболее устойчивое по сравнению с более поздними сооружениями этого типа.
Крытые галереи — кайро, замыкающие ансамбль, связывают отдельные здания. Впервые они появляются именно на японской почве.
Иначе, чем в Китае, решено членение фасада тюмон — внутренних ворот.
Ворота расчленены на четыре пролета, тогда как в Китае было лринято непарное членение, и центральный пролет являлся там почетным входом. Согласно японской традиции четырехпролетное парное членение преследовало цель продемонстрировать равенство всех людей перед Дхармой — «Высшим Законом». Идея такого решения приписывается Сётоку-Тайси.
Оформление отдельных архитектурных деталей ансамбля Хорюдзи тоже продолжает местные японские традиции. Таковы, например, колонны тюмон, так называемые таруки, или декор балюстрады кондо и тюмон.
Форма колонн, поддерживающих крышу тюмон, воспроизводит форму древних японских ханива, изображающих строения. Колонны не строго цилиндрические, как в Китае и Корее, а слегка выпуклые в середине и сдавленные у основания и вершины.
От древней японской традиции идет и спиральный орнамент— так называемый тёккомон. Аналогичный узор встречается на японском саркофаге V в. из раскопок в области Кинки [35, 32]. Орнамент тёккомон появляется в декоре балюстрады кондо и тюмон вместо принятого, как правило, в Китае, Корее, а затем и в Японии санскритского солнечного узора, так называемой свастики (по-японски мандзикудзуси].
Отличается ансамбль Хорюдзи от китайско-корейских прототипов и своеобразными конструктивными формами, вызванными к жизни особыми природными условиями Японии и присущими собственно японскому зодчеству. Эти конструктивные принципы несомненно были заимствованы буддийской архитектурой.
Обращаясь к характеристике японских конструкций, следует прежде всего сказать об их сейсмоустойчивости. Именно стремление предохранить здание от разрушения во вре- мя землетрясений заставило взять в качестве универсального строительного материала дерево и создать на его основе специальные конструкции.
Возводя столь массивные (площадью около 147 кв. м) и высокие (более 30 м) здания, как пагода Годзюното и кондо (рис. 29), строители Хорюдзи прибегают к двум различным инженерным решениям. Для пагоды сооружается прочная, из цельного ствола гигантского кипариса хиноки (толщиной в 91,5 см) мачта, которая призвана служить главной опорой всего здания. В кондо японские мастера дают свое собственное решение, выдвигая в качестве главной опоры подвижную, состоящую из многочисленных сочленений конструкцию. Эта конструкция во фронтальном разрезе по форме приближается к равнобедренному треугольнику, который лежит в основе распространенного у многих народов материка конструктивного принципа плотничьих сооружений. Но в отличие от рубленной из одного ствола материковой конструкции (в Сибири и Северо-Восточной Европе), сочлененная японская конструкция могла служить своеобразным амортизатором. Такая конструкция предохраняла постройку даже при очень сильных толчках почвы.
Далее, кондо древнего ансамбля Хорюдзи поставлен на двухступенчатый каменный цоколь (подобный греческому стилобату), тогда как под все китайские постройки подводилось только одноступенчатое подножие. Вероятно, такого рода японская конструкция, порожденная природными условиями, сродни столь же распространенным в Японии постройкам свайного типа (что, может быть, сближает японское зодчество с архитектурой Юго-Восточной Азии и островов Океании). Циклопическая кладка японского цоколя также могла служить своего рода амортизатором.
Приведенные выше характерные черты, столь ярко проявившиеся в этом самом раннем в Японии комплексе буддийской архитектуры, позволяют утверждать, что японские мастера, следовавшие местным традициям, участвовали в его строительстве наравне с китайско-корейскими архитекторами. Известную роль сыграло здесь и стремление буддийских миссионеров приспособиться к эстетическим нормам, привычным для народа, среди которого они вели проповедь.
В остальном в японской архитектуре, как и в других областях искусства, в период VII—VIII вв. происходит интенсивный процесс усвоения культурного наследия народов Дальнего Востока и Центральной Азии, в первую очередь Китая и Кореи.
В ходе этого процесса развивается своеобразный стиль ведущего в VII—VIII вв. культового буддийского зодчества. В главных зданиях ансамбля Сайин — кондо, Годзюното и тюмон заложены основные черты формирующегося архитектурного стиля.
Кондо — здание, в котором хранится главная святыня и куда мирянам доступ был запрещен.
Существуют две версии датировки кондо. Согласно первой, здание построено в период 607—616 гг., а в начале VIII в. нижний этаж был обнесен крытой галереей, заметно исказившей облик здания. Другая версия датирует кондо 711 г., когда здание было восстановлено по старому образцу. Кондо — типичный образец японской буддийской архитектуры самого раннего ее периода. В нем в полной мере во- плотились наиболее характерные черты, присущие японской деревянной архитектуре древности и раннего средневековья: строгость и простота строительных конструкций, являющихся одновременно и деталями архитектурного декора (рис. 30). Открытые для обозрения конструкции украшают своеобразным узором как интерьер храма, так и наружную его часть. Главной несущей частью служит не глинобитная стена, которой отведена только роль перегородки, а система кронштейнов, поддерживающих венчающий карниз. Причем пересекающиеся в виде пучка из четырех лучей непосредственно у самого карниза кронштейны расположены таким образом, что их силуэт подобен очертаниям облака (рис. 31). Отсюда и название этой конструктивно-декоративной манеры — кумогата хидзики (облака).
Расположение пересекающихся пучком кронштейнов на оси колонны заимствовано, по мнению ряда авторов (Ж. Бюо [66, 6], Р. Пэйн [93] и др.), у китайских архитекторов— строителей храмов Юньган и Лунмынь. Фигуры из резного камня, имеющие в упомянутых храмах то же примерно назначение, что и кронштейны, признаны этими авторами прототипами кронштейнов. Однако не следует забывать о весьма сложном пути перенесения конструкций деревянной архитектуры и каменных пещерных храмов Китая в деревянную архитектуру Японии. С другой стороны, как отмечают та же Ж. Бюо [66, 68] и другие, так называемые кумогата встречаются только в японской архитектуре. Происхождение кумогата, по мнению этих авторов, восходит к постройкам амбарного типа древнего населения Японских островов — айнов, которые строили свои амбары так, чтобы защитить их содержимое от крыс.
Поставленный на гранитный стилобат и подведенный под массивную черепичную крышу с большим выносом кондо характерен своим ярко выраженным горизонтальным ритмом. Здание противопоставлено устремленному ввысь столпу пагоды. Сочетание этих двух зданий создает гармонический, лишенный монотонности ансамбль. При помощи ритмически расположенных колонн нижнего и верхнего этажей двухэтажного здания (причем колонны верхнего этажа несколько смещены в сторону по отношению к более массивным колоннам нижнего), поддерживающих общий антаблемент, фасад кондо членится на вертикальные плоскости.
Три центральные балки южного фасада открывают в плоскости стены фасада широкие двустворчатые двери. Такие же двери имеются в стенах и трех других фасадов: северного, западного и восточного. Двери служат также единственным источником дневного света. Балки — найдзин — собственно интерьера храма пригнаны друг к другу и образуют поверхность, которая была расписана не позже начала VIII в.
Плафон найдзин составлен из двух частей: сирин (образованной наклонно расположенными планками) и собственно плафона — (ори-агэкумиирэ). Такая конструкция плафона остается неизменной в течение последующих веков.
В центральной части плафон переходит в фонарь в форме усеченной пирамиды. Ж. Бюо и другие полагают, что фонарь плафона является подражанием пещерным храмам Бамиана, в свою очередь имитирующих индийскую деревянную архитектуру [66, 67].
У колонн, расположенных посередине центрального помещения, отсутствуют обращенные внутрь консоли, так что верх его целиком высвобожден. Этим создается впечатление большого простора.
Слабо освещенный и потому трудно обозримый интерьер почти лишен украшений и по оформлению вполне соответствует внешнему виду здания.
Установить принцип организации интерьера в VII в. представляется невозможным ввиду отсутствия исчерпывающих материалов. Видимо, в этот период интерьер был весьма строг, и акцент в нем делался на чисто архитектурный декор, а не на скульптуру. Ширмы и другие украшения просто хранились там, как и в сокровищнице. Неизвестно, как они сочетались с общим характером интерьера VII в.
Вместе с тем необходимо помнить, что в отличие от китайского интерьер японского храма был доступен только для духовенства и высшей знати. Народ лишь заглядывал в храм через открытые двери.
Главным украшением интерьера, так же как и фасадов, являются более чем трехметровой высоты колонны, несущие систему стропил — таруки. В то же время колоннами рассекается и внутреннее пространство храма. Здание имеет 26 массивных колонн четырехгранной формы с сильным энтазисом (наподобие колонн деревянной архаики древней Греции).
Изогнутые (для облегчения конструкции) черепичные крыши обоих этажей довольно низко нависают над стенами, усиливая горизонтальный ритм храма.
Первый этаж подведен под четырехскатную крышу. Крыша второго этажа (иримоядзукури) — вариант кровли типа сикоробуки (буки — фуки) с надзатыльником, как у шлема (сикоро),— построена позднее. Сикоробуки состоит из двускатной остроконечной крыши с двумя фронтонами, поставленной на четырехскатную.
Такая форма крыши, связанная непосредственно с японскими постройками добуддийского периода (см. хани-ва), остается в архитектуре Японии и в последующие века.
Черепица полуцилиндрической формы отличается очень тщательной отделкой. Она выложена по краям кровли в виде узора, воспроизводящего цветок лотоса, Возможно, что она заимствована из Кореи. Мощный конек крыши заканчивает черепичный же акротерий, который называется сиби (хвост совы) или куцугата (башмак).
Причудливый рисунок крыши, вздернутые углы которой кажутся висящими на невидимых нитях, как и весь силуэт здания, служил, возможно, той же цели, что и культовые сооружения островов Океании, а именно должен был возбуждать благоговение и суеверный страх. В такой же степени эти же чувства должна была вызывать и пагода.
Существуют две теории происхождения пагоды. Согласно одной, пагода вырастает из индийской ступы вследствие атрофии полушарий ступы (анда) и гипертрофии ее мачты и зонта. По другой теории, пагода развивается из башни, которая строилась для защиты ступы.
В облике поставленной на каменный стилобат пагоды Хорюдзи нет уже ничего общего с приземистыми и массивными ступами. Прототипами японской пагоды были, вероятно, несохранившиеся пагоды Китая и Кореи. Японская пагода могла быть в плане четырехугольной или многоугольной, но никогда круглой, тогда как индийские ступы и китайские пагоды очень часто имели вид круглой башни.
«Пятиярусная пагода» — Годзюното — считается замечательным образцом свободной композиции. Силуэт пагоды, образованный наклонными пересекающимися линиями стропил и кронштейнов, весь пронизан воздухом. Поэтому она и производит на зрителя впечатление иллюзорной графично-сти и предстает только в двух измерениях, как бы лишенной пластического выражения.
Общая высота пагоды — 33,5 м, из них на ее шпиль приходится 9,7 м.
Величина ярусов пагоды прогрессивно убывает от основания к вершине. Такое же явление наблюдается в индийской (ступа) и ранней китайской (пагода) архитектуре, но в меньшей мере. В первом ярусе пагоды — три пролета (по-японски — три кэн); во втором и третьем — столько же при меньшей ширине яруса; в четвертом, еще более узком,— также три, а в совсем узком пятом — уже всего только два пролета. Отсюда, быть может, и создается впечатление большей устойчивости.
По сравнению с кондо пагода отличается большим богатством и разнообразием ритмов и легкостью архитектурной массы.
Основная тема вертикальных ритмов — крыши и богато изукрашенный шпиль.
Четырехскатные крыши первых четырех ярусов имеют небольшой наклон, примерно под одним и тем же углом; у пятой — шатровой — крыши наклон больше.
Массивные крыши и крупные стропила, их поддерживающие, придают спокойствие и неторопливость всему ритму. Контрастом к ним выступает оформление шпиля — сорин, снизу доверху увешанного бронзовыми украшениями. Ритм шпиля — беспокойный, напряженный.
В нижней части шпиля расположен робан (сосуд для росы) в форме венчика цветка лотоса на кубическом основании. Над робан расположен кюрин («девять» колец), или сорин,— стилизованное изображение зонтообразных деталей, венчающих ступу. Возможно, что в VII в. к кольцам кюрин были привешены небольшие бронзовые колокольчики (как на пагодах более позднего времени). Еще выше находится часть, называемая суйэн (брызги воды). Ее орнамент составлен из четырех стрельчатой формы листиков (также из бронзы), направление которых строго ориентировано по четырем странам света. Венчает шпиль бронзовый шар — рюся (колесница дракона) и хосю (сокровище), по форме напоминающее пузырек. Эту же форму пузырька имеют нимбы монументальной иконографической скульптуры.
Таковы традиционные элементы, присущие, как правило, декору шпиля пагод VII, VIII и последующих веков.
Их символический и декоративный характер заимствован с материка, но воплощение их отмечено новыми чертами, связанными с местными традициями. По сложному и неспокойному силуэту шпиль несколько напоминает шаманские жезлы островов Океании.
Интерьер пагоды организует мачта, которая служит осью всех ее ярусов. В культовых целях используется интерьер только одного первого этажа, где мачта обшита четырехугольной опалубкой, все четыре панели которой заняты своеобразной диорамой, датируемой 710 г. Один из сюжетов диорамы— «Успение Будды», может быть, указывает на первоначальное назначение сооружения этого типа как ступы-усыпальницы.
В остальном интерьер пагоды, как и кондо, украшен в VII в. преимущественно архитектурным декором. В следующем, VIII в. все больше внимания начинают уделять скульптуре и стенным росписям.
Последнее монументальное строение древнего ансамбля — внутренние ворота — тюмон. Тюмон — ворота внутренней ограды монастыря, которые находятся непосредственно перед входом в святилище. Различные хозяйственные строения монастыря располагались за пределами этой ограды.
Архитектурная форма такого рода сооружения появляется в Китае в эпоху династии -Суй, т. е. в конце VI — начале VII в. В Японии, как уже отмечалось ранее, она претерпевает довольно существенные изменения в сторону большей свободы композиции. О членении фасада тюмон и своеобразной форме его колонн уже говорилось, изменяются также и пропорции их конструкций.
В плане нижнего этажа лестница имеет четыре пролета в ширину и три в глубину (4 /сэнХЗ мэн). Они повторяются и в верхнем этаже. Но по сравнению с лестницами китайских храмов главная лестница тюмон короче и круче. Такое чисто горизонтальное решение придает зданию тюмон большую строгость и спокойную монументальность.
Главным украшением тюмон служат колонны и резная балюстрада второго этажа. По обеим сторонам главной лестницы установлены скульптурные изображения стражей святилища — двух Рикиси, датируемых XII в., но выполненных в традиции VIII в.
Галерея-кайро ближе всего к синтоистской архитектуре. Ее конструкции предельно просты: двускатная крыша покоится на легких прямых (прямоугольных в сечении) колоннах-столбиках, замкнутых стенами-переборками, прорезанных широкими окнами; отношение высоты окна к ширине — 2:3. Завершающие колонны — конструкции каэрумата (букв. «лягушачье бедро») в форме буквы У — поддерживают карниз и в то же время служат единственным декоративным украшением.
Модуль конструкции дверей кайро, определяющийся расстоянием от конька до вершины колонн, который равен расстоянию между колоннами, характерен для конструкций синтоистского храма.
Непосредственно к архитектурному стилю Хорюдзи примыкают два интересных памятника японского искусства — Тамамуси-но дзуси (рис. 32) и Татибана-но дзуси10, хранящиеся в алтаре кондо. Оба памятника нельзя рассматривать как настоящие архитектурные памятники. Это лишь миниатюрные копии, макеты храма, помещенного внутри интерьера Золотого храма Хорюдзи. Таким образом, они не являются частью архитектурного ансамбля. Но тот факт, что в них тщательно воспроизведены детали архитектуры того времени, оправдывает привлечение их в качестве источника для изучения архитектурного стиля VII—VIII вв.
В VII в. у японской знати был очень распространен обычай сооружения фамильных храмов или хотя бы приобретения для своего жилища скульптурного изображения Будды. С этой целью, видимо, и были изготовлены две дошедшие до нас скинии. Возможно, что этот обычай возник из местной традиции, восходящей к периоду изготовления архитектурных ханива. Во всяком случае, по мнению ряда археологов и искусствоведов (Ж. Бюо, А. Пэйн, Ито Тюта и др.), Тамамуси-но дзуси не имеет аналогии в Корее, хотя его интерьер и носит следы влияния корейского стиля.
Тамамуси-но дзуси датируется началом, а Татибана-но дзуси — концом VII в.
Храм Тамамуси — миниатюрное подобие кондо монастыря Хорюдзи — представляет большой интерес также и потому, что он является хорошо сохранившимся образцом деревянного зодчества того времени и соединяет в себе черты храмовой и дворцовой архитектуры.
Высота храма — 233 см. Здание состоит из двух частей: нижняя часть — цоколь, а верхняя — собственно храм, построенный наподобие дворцового здания. Все части сделаны из японского кипариса хиноки и покрыты черным лаком.
В отличие от двухъярусного кондо храм-дворец Тамамуси— одноэтажный (нижний ярус заменен здесь высоким цо-
10 Тамамуси — жук (СгузооЬсоа с1е§апз), радужные, переливающиеся надкрылья которого напоминают украшения дверей храма. Дзуси— «скиния», «переносное святилище». Татибана — фамилия потомков сына Нанива-о Сётоку-Тайси.
колем), покрыт медной крышей типа иримоя11 с фронтоном. Четырехгранные (квадратного сечения), как в Хорюдзи, колонны поддерживают свод, карнизы здания опираются на кронштейны. Все архитектурное сооружение производит впечатление легкости и изящества.
Остов здания, верхние части колонн и балконы украшены мастерски обработанными ажурными бронзовыми решетками и позолоченными пластинами, сквозь прорези которых просвечивает оригинальная декоративная инкрустация Тамамуси.
Здание имеет одну дверь в передних стенках и две в боковых. Окна отсутствуют. Внутренние .панели украшены небольшими барельефами на позолоченных пластинах с изображением Будды и лаковыми росписями (красным, желтым и зеленым лаком по черному лаковому фону).
Татибана-но дзуси внешне не является законченным воспроизведением храмового сооружения. Его крыша в форме усеченной пирамиды с двумя карнизами-^г/каэсы имеет явно незавершенный характер. Однако расположение стропил аналогично конструкции плафона в кондо.
Оформление интерьера обеих скиний, особенно ранней Тамамуси, помогает дополнить представление о характере храмового интерьера VII в., воплотившемся прежде всего в кондо.
Интерьер Тамамуси в том виде, в каком он 'Сохранился до наших дней (известно, что статуэтки были украдены из него в X в.),— это сочетание многообразной по материалу и технике, преимущественно бронзовой скульптуры, лаковых росписей, резьбы по дереву и металлу.
Стремлением к синтезу различных видов искусства в храмовом интерьере в еще большей степени отмечен интерьер Татибана-но дзуси, лаконичная структура которого противопоставляется пышному декору стенных лаковых росписей и резьбы по металлу. Видимо, в архитектурном интерьере в этот период еще не было достигнуто стилистическое единство. Но эта особенность присуща и другим видам искусства Японии в период VII—VIII вв.
Весьма интересно само по себе наличие в обеих скиниях стенных росписей, позволяющих предположить, что помимо очень плохо сохранивши-хся и потому трудно поддающихся
11 Иримоя — частный случай типа сикоробуки, внешне похожая на современную японскую крышу, хотя на самом деле она комбинируется из шатровой и остроконечной двускатной крыши.
датировке росписей кондо были и другие росписи, до нас не дошедшие. Недавно обнаруженные в кондо рисунки, сделанные прямо по дереву на балках здания, которые приписываются японским мастерам — строителям храма, также свидетельствуют о существовавшем в VII в. обычае украшения интерьера стенными росписями.
Влияние древней гармонически ясной архитектуры Хо-рюдзи на архитектурный стиль культовых буддийских сооружений VII—X вв. очень велико. По образцу Хорюдзи в VII—VIII вв. строится целый ряд храмовых ансамблей. Продолжал обстраиваться и комплекс монастыря Хорюдзи.
К первой половине VII в. относится и расположенная примерно в 700 м к северу от Хорюдзи трехъярусная пагода Хоккидзи, или Окамотодэра 12.
Архитектурный стиль и конструкции этой пагоды, значительно меньшей по размерам, чем пагода Хорюдзи, аналогичны последней: таков же энтазис колонн, те же внешние консоли кумогата.
В отличие от Хорюдзи пагода Хоккидзи расположена на той же поперечной оси, что и кондо, но поставлена не к западу от него, а к востоку.
В конце VII — начале VIII в. в архитектурном стиле Японии происходят значительные сдвиги.
Ставшие более регулярными связи с материком усиливают приток мастеров, в том числе и зодчих, которые все шире начинают насаждать привычный для них стиль. Китайские мастера постепенно вытесняют корейских. Активизирующийся процесс перенесения на японскую почву особенностей китайского архитектурного стиля отразился прежде всего на храмовом комплексе Якусидзи.
Якусидзи, или Ниси-но кё 13,— один из семи знаменитых монастырей, созданных в VII—VIII вв. (Тодайдзи, Кофу-
12 Одна из версий считает основателем пагоды Хоккидзи Сётоку-Тайси и датирует ее создание не позднее 622 г., т. е. годом смерти Сётоку-Тайси.
13 Среди преданий монастыря есть одно, рассказывающее о его основании: «В 680 году супруга Тэмму заболела, и никто не мог ей помочь. Тогда она дала обет установить изображение Якуси («Целителя»), если ее жизнь будет спасена. После ее выздоровления Тэмму приказал выполнить ее обет, но перед самым окончанием работ скончался. Наследовавшая ему Дзито приказала продолжать работы, которые и были завершены в 697 году». Позднее были возведены другие сооружения, пагоды и пр.
В 717 г., через 7 лет после начала строительства Нара, Якусидзи сгорел. В 718 г. храмы из Окамото и Такаити были перемещены в новую столицу и поставлены на месте Якусидзи. Они-то и составили ансамбль, известный ныне под именем монастыря Якусидзи.
кудзи, Хорюдзи, Хориндзи, Кангодзи, Дайандзи), до 710 г. был расположен в Асука. После перенесения в 718 г. из Асу-ка в Нара храмовый комплекс Якусидзи был значительно расширен. По преданию, в том же 718 г. была построена знаменитая пагода этого храма — Сандзюното. Ансамбль Якусидзи, несмотря на то, что он неоднократно подвергался перестройке, во многом повторяет храмовый комплекс Хорюдзи. Так же как и в Хорюдзи, кондо, пагоды, колокольни-гёро, расположенные во внутренней части монастыря, отделены от остальной части оградой с монументальными воротами тю-мон, в которой находится дайкодо (храм проповедей), дзи-кидо (трапезная) и другие постройки хозяйственного характера. Аналогичны конструкции и назначение галерей-кайро.
Однако в отличие от Хорюдзи в Якусидзи появляется уже не одна пагода, а две — восточная и западная, хотя здание кондо по-прежнему со всех сторон открыто для обозрения и расположено на оси с юга на север.
Справа и слева от кондо — две низкие открытые коло-кольни-сёро. Одна из них была первоначально связана с находящимся вблизи пагоды небольшим строением, так называемым Буцукудо (святилище), в котором хранится храмовая реликвия — мраморная плита с вырезанной на ней каллиграфической надписью, восхваляющей Будду. Поскольку традиция относит установку плиты к годам правления Гэммё (708—715), то и сооружение Буцукудо следует датировать временем, не позднее конца второго десятилетия VIII в.
Перед Буцукудо был сооружен пруд с лотосами, в водах которого отражалась и 'восточная пагода Сандзюното.
Трехъярусная пагода Сандзюното (единственная сохранившаяся) почитается японскими искусствоведами красивейшим архитектурным памятником. Однако общий вид пагоды, особенно ее силуэт по сравнению с пагодой Годзюното монастыря Хорюдзи, скорее, противоречит строгой простоте и лаконичности, присущим японскому искусству.
Пагода Якусидзи по высоте (около 36 м) превосходит пагоду Хорюдзи. Ее здание покоится не на стилобате, как Годзюното, а на невысоком одноступенчатом каменном цоколе.
В отличие от пагоды Хорюдзи, в которой крытая галерея-веранда имеется только в первом этаже, в Сандзюното подобные веранды с крышами-навесами есть на каждом этаже, вернее, между этажами. Наличие трех дополнительных крыш-навесов наряду с тремя главными конструктив- ными крышами придает пагоде вид шестиэтажного сооружения 14.
Эти крыши-навесы значительно меньше главных конструктивных крыш. Кроме того, сами галереи не опираются на крыши расположенных под ними ярусов, а поддерживаются специальными массивными консолями. В свою очередь, карнизы ярусных крыш поддерживаются отдельной системой консолей, расположенных в два ряда. Цилиндрические стропила, несущие карнизы главных крыш, как бы дублируют стропила, несущие площадки галерей. Японцы называют такую конструкцию футаноки — двойной карниз.
Такая сложная система кровель и галерей придает сложный и неспокойный ритм вертикальному силуэту пагоды, переходящий и на бронзовый шпиль-сорин и особенно на его верхушку-о/гЬн. По мнению Г. Пьера [94], Ж- Бюо [66] и других искусствоведов, происхождение суйэн чисто китайское, и исполнен он в стиле эпохи Северо-Вэйского государства. Суйэн — стилизованное изображение буддийских ангелов, пляшущих в языках пламени. Они как бы парят в воздухе, поддерживая руками священную чашу Лотоса. Одеяния ангелов и развевающиеся шарфы сплетаются с языками пламени, образуя символический пылающий овал, аналогичный буддийской эмблеме Хосю-но тама (откуда и другое название этой части шпиля — коею].
Перегруженный многочисленными деталями силуэт пагоды производит впечатление менее цельное, монументальное и устойчивое, нежели пагода Годзюното. Напряженный, беспокойный ритм силуэта придает зданию причудливый характер. В этом, по-видимому, и усматривают японские авторы «изумительную музыку» Сандзюното — восточной пагоды Якусидзи.
Кондо монастыря Якусидзи неоднократно перестраивался (в основном в XII в.) в результате многочисленных пожаров, и потому его архитектура не может представлять специального интереса для изучения.
В отличие от древнего ансамбля монастыря Хорюдзи ансамбль Якусидзи организован в соответствии с китайскими канонами симметричного построения. В Якусидзи не только две пагоды вместо одной, но и две колокольни. Да и распо-
14 Культовые и архитектурные каноны не допускают четного числа ярусов — должно быть 3, 5, 7, 9, 11 ярусов. Имеются сведения, что в VIII в. в Японии существовали семиэтажные пагоды.
ложены они по китайской традиции — по обеим (восточной и западной) сторонам кондо. Более того, ансамбль Якусидзи обширнее и застроен гуще. Тем самым потеряна суровая целесообразность прекрасной простоты ансамбля Сайин монастыря Хорюдзи.
Вместе с тем в Якусидзи ярче проявляется тенденция связать архитектурный ансамбль с окружающим пейзажем. Для этого колокольни обсаживают кедрами, а перед Буцу-кудо располагают пруд.
Архитектурная традиция, начало которой было положено в ансамбле Якусидзи, продолжается в VIII в., воплощаясь в ансамблях таких знаменитых монастырей, как Тодай-дзи и Тосёдайдзи. Оба монастыря были построены в пределах Нара — города, возведенного по образцу китайской столицы Чанъаня. Отсюда и усиление влияния китайской архитектурной традиции. При этом не следует забывать, что и линия развития стиля Сайин—«Западного храма» ансамбля Хорюдзи не прерывалась.
К 739 г. относится строительство Юмэдоно — кондо (Золотого храма) Восточного ансамбля — Тонн. Юмэдоно — единственное здание ансамбля Тонн, сохранившееся от VIII в.
Юмэдоно (букв. «Павильон сновидений») был сооружен по приказу Гёсин, настоятеля Хорюдзи, на развалинах принадлежащего Сётоку-Тайси павильона Икаруга15. Хотя Юмэдоно реставрировали в эпоху Камакура, основные его конструкции, по утверждению специалистов [66], не подвергались сколько-нибудь серьезным изменениям.
Восьмиугольное в плане здание Юмэдоно покоится на каменном стилобате. Возможно, что в качестве стилобата было использовано основание павильона Икаруга.
Шестнадцать восьмиугольных колонн, восемь из которых расположены снаружи постройки, а восемь внутри, образуют, как и в кондо Сайин, интерьер-найдзин и крытую гале-рею-гэдзин. Внутри Юмэдоно сооружен алтарь, знаменитый бронзовой фигурой Каннон.
На вершине пирамидальной крыши Юмэдоно водружен робан— элемент архитектурного декора, характерный для пагоды. Робан, выполненный в виде урны, украшенной коло-кольцами, помещен над зонтом. Наличие робан и общий вид
15 Согласно храмовому преданию, принц Сётоку-Тайси скончался в этом павильоне в 622 г., а в 643 г. там был умерщвлен врагами из рода Сога его сын. Здание было сожжено.
крыши свидетельствует о том, что японские мастера продолжают развивать стиль древнего ансамбля Хорюдзи.
В Юмэдоно довольно прихотливо сочетается архитектура древнего кондо и пагоды Хорюдзи.
Два основных архитектурных стиля этого периода, существуя одновременно, развиваются не изолированно друг от друга. Архитектурный стиль Хорюдзи постепенно начинает оказывать влияние на сооружаемые в столице культовые и светские здания. Характерно, что в течение VIII в. почти все, даже семиярусные, пагоды варьируются в стиле самой древней в Японии пагоды Хорюдзи. Архитектурный стиль пагоды Якусидзи не получил распространения — она осталась уникальным памятником.
Наличие весьма значительных стилистических особенностей (как в VII, так и в VIII в.), присущих и Западному и Восточному ансамблям Хорюдзи, несомненно объясняется существованием там своей собственной архитектурной традиции. Возможно, что здесь народилась своеобразная архитектурная школа, из которой вышли японские мастера, сумевшие успешно противостоять необыкновенно сильному в этот период чужеземному влиянию.
Так, известно, что существовавший в конце VII в. монастырь Дайандзи, расположенный на территории Нара, был безусловно построен мастерами школы Хорюдзи [106, 10] Дайандзи не сохранился. Полагают, что его девятиярусная пагода была самым высоким в Японии сооружением своего времени.
К моменту начала строительства Нара Хорюдзи существовал уже почти 100 лет. Он славился как очаг японской учености, обладал большой экономической мощью и политическим влиянием. В нем сосредоточены были огромные материальные и культурные ценности. К началу VIII в. в Хорюдзи могла существовать достаточно окрепшая традиционная школа мастерства и уже устоявшийся характерный архитектурный стиль. Усиленное строительство слишком дорого было вести руками иноземных мастеров, а свои, местные зодчие неизбежно должны были обращаться к привычным добуддийским традициям, обогащая ими достижения корейских и китайских мастеров.
Благодаря своему местоположению за пределами Нара Хорюдзи и в дальнейшем продолжает стоять в стороне от нахлынувшего в Нара китайского влияния.
Последнее обстоятельство также способствовало сохранению в Хорюдзи возникших там специфических особенностей архитектурного стиля, который принципиально отличается от архитектурного стиля городского ансамбля Нара. В 710 г. началось строительство Нара, первой постоянной столицы Японии. До этого времени военно-административный центр, как правило, перемещался с места на место с воцарением каждого нового государя.
Возможно, что такого рода традиция была связана с непрерывно продолжавшимися в течение V—VII вв. завоевательными походами дружин Ямато против айнов и других племен, населявших территорию острова Хонсю. Оттесняя эти племена все дальше на северо-восток, правители Ямато передвигали на север и свою резиденцию. Земли, захваченные в ходе завоевания, становились владениями правителя — тэнно, и он, естественно, стремился приблизить к ним свою резиденцию.
Нара был первым и единственным из известных поселений городского типа государства Ямато VIII в., сведения об архитектуре которого помимо источников (литературных памятников и археологических материалов) можно почерпнуть и из анализа его зданий, сохранившихся от первоначальной застройки.
Архитектурные памятники Нанива — другого поселения городского типа, на месте которого расположен современный Осака, со времени своего основания неоднократно подвергались существенной перестройке. И о нем и о других городах древности сведения настолько скудны, что на основании их пока невозможно судить о характере древнейших японских городов.
По всей вероятности, они ненамного отличались от обычных поселений племени ямато II—V вв., располагавшихся на территории северо-восточной части острова Кюсю и юго-западной части Хонсю.
Нара был первым в Японии большим городом, который с самого начала застраивался по заранее известному во всех подробностях плану. Четкая, детально разработанная планировка города заимствована из Китая, где в эпоху Тан городская архитектура была строго регламентирована. В строительстве китайской столицы Чанъаня с наибольшей полнотой были воплощены архитектурные каноны танского времени. Их-то и стремились скопировать строители Нара. Первая японская столица повторяет в уменьшенных масштабах Чанъань. Планы их аналогичны.
План Нара представляет собой почти правильный четырехугольник, ориентированный по оси фыншуй, т. е. с севера на юг. С востока на запад город простирался примерно на 10 км, с севера на юг — на 8,5 км [42, 18]. Широкая дорога — «Красная птица», пролегавшая с севера на юг, рассекала город на две примерно равные части: правую и левую. С севера на юг обе части пересекались девятью (как в Чанъане), а с запада на восток — восемью (в Чанъане — девятью) прямыми улицами. Улицы, идущие с севера на юг, были шире, нежели те, что шли с запада на восток. Пересечением улиц ограничивались кварталы площадью 12—16га каждый, многие из которых были заняты монастырями — Якусидзи, Кофукудзи (710 г.), Гангодзи (716 г.), Дайандзи (729 г.).
В северной части располагался так называемый «Запретный город» — обнесенная деревянной стеной территория, на которой находился дворец и правительственные постройки. В отличие от Чанъаня весь город Нара не был обнесен стенами, так как непосредственной опасности нападения не существовало.
Вокруг дворца и храмов были разбиты парки со специально насаженными там вишневыми, апельсиновыми и другими деревьями, камелиями, глициниями и другими декоративными растениями.
Необходимо сразу же отметить, что скопирована была в основном только планировка городского ансамбля в целом. Архитектура городских сооружений Нара с самого начала была отмечена типично японскими чертами. Этому способствовало, вероятно, и то обстоятельство, что в Нара все здания сооружались только из дерева, в то время как в Чанъане для строительства использовали и камень и дерево.
Первоначальные дворцовые постройки не сохранились, так как либо были уничтожены во время пожаров, либо целиком перестроены в последующие периоды. Известно только, что главное здание дворца было покрыто цветной черепичной крышей, а все его деревянные части в 724 г. впервые были окрашены в красный цвет.
Некоторое представление об архитектуре дворца дает Кодо — «Храм проповеди» монастыря Тосёдайдзи. Относительно Кодо существует предположение, что это древний дворец Гэммё, который был в 754 г. подарен монастырю Тосёдайдзи и перенесен на его территорию из «Запретного города».
Кодо, длинное, размером 9 сэнХ4 мэн (16,2X14 м) низкое строение, покоится на невысоком каменном цоколе. Черепичная двускатная крыша иримоядзукури аналогична крышам Кондо Хорюдзи. Крытая светлая галерея-гэдзин, которая окружает здание Кодо, своей простотой и изяществом также близка к архитектурному стилю Хорюдзи.
Здания более позднего времени, относящиеся к дворцовому комплексу, несомненно продолжают весьма древнюю архитектурную традицию, обнаруживая тесную связь с синтоистской архитектурой.
Все это позволяет прийти к заключению, что сформировавшийся в общих чертах к моменту строительства столицы японский архитектурный стиль оказал большое влияние на архитектуру многих сооружений Нара.
Несомненно, некоторые здания были возведены на территории города еще до 710 г., а затем передвинуты или оставлены на прежнем месте и включены в городской ансамбль. По сведениям, приведенным в книге Шарля Тэрри, к концу VII в. (681 г.) на территории будущей Нара насчитывалось уже 24 здания [106, 10].
Развитие японского архитектурного стиля продолжается не ослабевая и в последующие десятилетия VIII в., когда строительные работы приобретают все больший размах.
К концу 30-х годов относится ряд указов, знаменующих усиливающееся влияние буддийской церкви. Указом 737 г. по-велевалось, чтобы в каждой провинции был сооружен алтарь во имя буддийской триады. В 740—741 гг. правителям всех провинций было предписано выстроить во вверенных им провинциях не менее одной семиярусной пагоды, а также один мужской (кокубундзи) и один женский (кокубуннидзи) монастыри.
728—784 годы — это период признанного расцвета японского искусства эпохи Нара, испытавшего сильное чужеземное влияние.
Принято считать [66; 93; 106], что в этот период во всех областях искусства преобладало иностранное влияние, причем влияние танского искусства было ведущим. Однако даже при самом беглом знакомстве с наиболее известными архитектурными сооружениями этого периода — Тодайдзи 16
16 Храм Кофукудзи храмового комплекса Тодайдзи, построенный ранее 71Ю г., а в 710 г. перенесенный в Нара, был превращен в родовой храм Фудзивара. Храм неоднократно сгорал, и от его первоначальных построек почти ничего не осталось.
и Тосёдайдзи — обращает на себя внимание их тесная связь с древним ансамблем Хорюдзи.
Храм-монастырь Тодайдзи, что в переводе означает «Великий восточный храм», был назван так потому, что он расположен в восточном квартале Нара. Монастырское предание приписывает основание Тодайдзи его первому настоятелю Робэн, канонизированному буддийской церковью. Робэн (689—773), японец по происхождению, ученик основателя секты Кэгой китайского монаха-проповедника Досэн,— выдающийся церковный деятель, философ, писатель и художник, почитаемый одним из первых творцов религиозного учения рёбусинто. Храмовая легенда в поэтической форме рассказывает о необыкновенных способностях и чудесных деяниях любимого героя японской древности. В ней рассказывается, что Робэн родился в Сига, в провинции Оми, и в возрасте двух лет был похищен орлом и принесен в синтоистский храм Касуга в Нара, где его усыновил настоятель храма. Ревностно проповедуя учение махаяны, Робэн в то же время почитал религию предков — синто. Робэн руководил работами по сооружению Дайбуцу, статуи «Большого Будды» в монастыре Тодайдзи, призванной знаменовать торжество идей рёбусинто.
Тодайдзи был основан, по одной версии, в 728 г., по другой— в 733 г. Строительство монастыря продолжалось 20 с лишним лет, в течение которых был возведен ряд сооружений, составивших архитектурный ансамбль монастыря. Тодайдзи неоднократно перестраивался. Особенно он пострадал во время междоусобных войн XII в. Из его первоначальных сооружений дошли до нас только одна из колокольных башен храма и большие Южные ворота — Нандаймон, которые были восстановлены в XII в. Но и в том виде, в каком ансамбль Тодайдзи дошел до наших дней, он демонстрирует то же своеобразное сочетание двух архитектурных стилей: стиля восходящего к архитектуре Хорюдзи, в значительной мере продолжающей местные японские традиции, и стиля китайской архитектуры эпохи Тан.
Размещение отдельных зданий ансамбля Тодайдзи продолжает и развивает планировку ансамбля Якусидзи, еще более приближаясь к танскому храмовому ансамблю. Сразу же за Южными воротами направо и налево возвышаются две семиярусные пагоды, каждая из которых окружена крытой галереей четырехугольной формы. По конструкции галерея Тодайдзи напоминает галереи Хорюдзи.
В глубине двора находится кондо, воздвигнутый вокруг колоссального бронзового Дайбуцу. Слева от входа в кондо находится кандайдо — «Баптистерий», в котором хранятся образцы пластики начиная с VII в. Позади кондо, в третьем дворе, расположены друг за другом колокольня, библиотека и здание для проповедей; далее вне главной ограды монастыря стоят здания трапезной и другие строения.
Симметричность ансамбля Тодайдзи смягчается разнообразием, которое вносит традиционный японский парк, разбитый на территории монастыря.
Самым древним строением Тодайдзи считается так называемое кинсёдзи, которое, по-храмовому преданию, было построено в 733 г. по проекту Робэн. После пожаров и разрушений здание также неоднократно перестраивалось, особенно капитально — в конце XII — начале XIII в. Однако, как полагают, характерные черты здания все же сохранились.
Длинное низкое строение типа амбара подведено под тяжелую двускатную черепичную крышу (напоминающую крыши Хорюдзи), поддерживаемую массивными колоннами красного цвета и прочными балками.
Интерьер кинсёдзи также продолжает стиль кондо ансамбля Сайин в монастыре Хорюдзи. На панелях, покрытых составом, напоминающим штукатурку, сохранились в отдельных местах следы украшавших их росписей.
Монументальные колонны с характерным для стиля Хорюдзи энтазисом и расположенные по три в ряд в каждом углу здания тяжелые кронштейны довершают декор интерьера.
Колокольня храма отличается простыми и строгими формами. Мощные деревянные столбы и поперечные балки, поддерживающие далеко вынесенную и приподнятую у краев черепичную крышу, придают сооружению массивный и суровый характер. На тяжелой перекладине из ствола гигантского дерева висит отлитый в 739 г. бронзовый колокол весом в 49 т.
Южные ворота храма Тодайдзи — Нандаймои — пример двухэтажных ворот нарской архитектуры (хотя они и перестраивались в XII в.) и вместе с тем образец слияния архитектурного сооружения с окружающим ландшафтом. По замыслу архитектора ворота должны были поражать человека размерами и мощью, что достигалось использованием вместо колонн цельных стволов гигантских деревьев высотой в 21 м.
Главное здание монастыря Тодайдзи кондо (Золотой храм), или, как его еще называют, Дайбуцудэн (храм Великого Будды), в настоящее время самое большое деревянное здание в мире (его высота 500, длина 60, а глубина около 55 м). Как уже отмечалось, кондо в последний раз капитально перестроен в 1700 г., в результате чего в его архитектурный стиль были внесены принципиально новые черты..
Трудно судить о первоначальном характере интерьера кондо. Несомненно лишь одно — его пространство должно было быть необыкновенно велико, иначе туда не вместилась бы колоссальная статуя Дайбуцу. А это уже само по себе является доказательством великолепного мастерства японских зодчих.
Монастырь Тосёдайдзи, как и Тодайдзи, принято считать образцом китайской дворцово-храмовой архитектуры эпохи Тан. Тем более что основателем монастыря был, по преданию, китайский монах Кансин (688—763). Кансин, или Гандзин, был родом из Хунани. В 739 г. (а по другим данным в 754 г.) он прибыл в качестве проповедника в Японию и был помещен в Тодайдзи. В 759 г. Кансин основал близ Нара в пожалованном ему дворце принца Танабэ монастырь Тосёдайдзи, настоятелем которого и стал. Под руководством Кансина, как гласит предание, 180 китайских мастеров сооружали храм.
«То» в названии Тосёдайдзи — китайское слово «Тан», т. е. наименование династии, в свою очередь восходящее к санскритскому caturdeca — «четыре страны света». Другое название монастыря — Торицусёдайдзи, или Рюкидзи, т. е. «взлет дракона», или Кэнсайрицудзи, т. е. воспитание Виная. Таким образом, храм, согласно замыслу его основателя, должен был стать копией китайского вселенского храма.
Из всего первоначального комплекса Тосёдайдзи, подвергшегося в эпоху Камакура (XIII—XIV вв.) весьма кардинальной перестройке, уцелели, сохранив древний облик, кондо, кодо и барабанная башня — коро.
Вероятно, при застройке монастырь Тосёдайдзи возводился по тому же плану, что и Тодайдзи, но в результате перестройки планировка ансамбля была резко нарушена. Изменился и внешний вид зданий. Из трех сохранившихся от древнего ансамбля Тосёдайдзи зданий только кодо, т. е. помещение для проповедей, как уже отмечалось выше, нельзя причислить к образцу чисто китайского, танского, архитектурного стиля.
То же можно сказать и о кондо. Скорее всего, кондо был только немного перестроен китайскими мастерами после того, как этот бывший дворец Танабз был отдан монаху Гандзин. Об этом свидетельствует целый ряд архитектурных деталей здания, восходящих к архитектуре Хорюдзи. Таковы, например, черепичная крыша типа хонгаварабуки, украшенная акротерием-сиби в виде лошадиных голов. Специалисты установили прямую аналогию крыши кондо с росписями Тамамуси-но дзуси и особенно с его крышей.
Кондо монастыря Тосёдайдзи причислено к ряду наиболее выдающихся архитектурных памятников Японии. Несколько меньших размеров, чем кодо, низкое одноэтажное здание прямоугольной формы подведено под большую массивную четырехскатную крышу с большим выносом. Эта же крыша защищает просторный портик, окружающий кондо. Цвет здания красно-белый, как и дворец «Запретного города». Типичными же для этого периода были кондо — двухэтажные или одноэтажные, но снабженные двухъярусной крышей, один из ярусов которой обязательно принадлежал галерее-гэдзин.
Приведенное описание позволяет прийти к выводу, что в этом здании наиболее ярко выразились черты сформировавшегося в Японии к началу VIII в. архитектурного стиля. Характерно, что и главный дворец «Запретного города» и дворцы, превращенные в кодо и кондо,— это низкие одноэтажные строения с ярко выраженным горизонтальным ритмом. Между тем в Китае уже в начале VIII в. строились многоэтажные дворцы (например, многоэтажный дворец в Лояне 716 г.). В основе светской и храмовой архитектуры лежат одни и те же конструктивные принципы. Их традиционный стиль, генетически восходящий к добуддийской архитектуре, продолжает развиваться. Заимствование идет больше по линии освоения отдельных архитектурных деталей.
Влияние танского искусства обнаруживает, скорее, интерьер кондо. Внутренние стены и панели плафона кондо были покрыты пышными цветными росписями, плохо сохранившимися. Лучше всего сохранился обрамляющий их цветочный орнамент.
В скульптурно-архитектурном комплексе интерьера заметно перемещение акцента на скульптуру. На смену суровому, строгому плафону кондо монастыря Хорюдзи появляется сплошь украшенный пышной резьбой потолок кондо монастыря Тосёдайдзи.
Алтарь кондо монастыря Тосёдайдзи меньше, ниже и более загроможден всевозможными резными деталями, чем алтарь кондо Хорюдзи.
Бронзовая скульптура Хорюдзи заменяется в Тосёдайдзи лаковой, покрытой позолотой. Триада кондо в монастыре Тосёдайдзи значительно больших размеров, чем знаменитая Триада Тори из кондо в Хорюдзи, и ей сопутствует еще целый ряд разнообразных и разнокалиберных скульптур, загромождающих алтарь. Тем самым нарушается стилистическое единство всего интерьера. В Хорюдзи же над центральной Триадой простирается только резной балдахин.
В интерьере кондо Тосёдайдзи появляется сочетание двух принципиально противоположных стилистических тенденций, которые
Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 1973;