Реформа Тайка и ее роль в истории культуры японского общества VI—VII вв.
Сложившаяся примерно в III в. в результате завоевания Центральной Японии племенным союзом Северного Кюсю политическая организация — Ямато—была первым государственным образованием, основанным уже не на чисто племенном этническом принципе, а на территориальном. В рамках Ямато совершается переход от этнической общности, присущей прежнему племенному союзу, которая опиралась на кровнородственные связи и систему военной демократии, к народности, основанной на общности территории, экономической жизни, языка, культуры. В этот период появляется и этническое самосознание, которое отражается и в искусстве. О большинстве ханива можно сказать, что они несомненно изображают японцев.
Вследствие того, что до сих пор социологическая проблема «народности» не подвергнута специальному научному исследованию, отсутствуют четкие критерии, позволяющие определить характер народности, сложившийся на территории Ямато. Решение проблемы осложняется еще и тем, что японские письменные источники датируются периодом более поздним (VII в.), а китайские источники «Вэйчжи» повествуют о стране ва в III в. После III в. в китайской историографии наступил большой перерыв, и последующие китайские источники относятся лишь к эпохе Тан.
Экспансия на северо-восток, которая продолжалась непрерывно в IV—VII и последующих веках, о чем, помимо археологических материалов и данных «Кодзики» и «Нихон-ги», свидетельствует песенный фольклор, зафиксированный в «Манъёсю» и «Фудоки», способствует становлению японской народности. Ее представители заселяли вновь завоеванные территории, противопоставляя себя «варварам» — жителям захваченных земель. В то же время завоевание новых земель ведет к появлению служилой знати1, которая начинает теснить старую родовую аристократию. Достаточно четко зафиксированная ханива и более поздними письменными источниками социальная дифференциация, усиление власти главы племенного союза, превращение его в государя, усиление роли служилой знати, наконец, необходимость держать в подчинении всю, в том числе и завоевываемую, территорию способствуют развитию государственной организации, становящейся теперь над родо-племенной организацией.
Но в V и первой половине VI в. процесс феодализации шел, по-видимому, еще достаточно медленно и родо-племен-ная знать еще играла ведущую роль. К ней принадлежал и род общеплеменного царя, причем борьба за титул верховного правителя — сумэраги (тэнно) — постоянно в течение V—VI вв. велась между несколькими родами, хотя, согласно версии «Кодзики» и «Нихонги», японские государи непрерывно наследуют титул государя внутри одного и того же рода. Сумэраги, или тэнно, объединяли светскую и духовную власть. И самый термин, которым в древности обозначалось «правительство» — мацуригото, буквально означает совершение мацури — праздничного обряда, т. е. попросту отправление культа-.
К наиболее могущественным родам принадлежали Нака-томи и Имибэ, сосредоточившие в своих руках высшие жреческие функции, Отомо, Мононобэ и Сога — телохранители государя, вожди его дружины и казначеи. Главы самых влиятельных родов, ведавших важными делами при дворе (казной, судом, военным делом и пр.), имели звания (кабана) — оми (придворных), мурадзи (военных), куни-но мияцуко (управители провинций), томо-но мияцуко (управители томобэ — придворных должностей) и др. Всего насчитывалось девять кабанэ.
Основную массу населения составляли свободные члены общины, которые занимались главным образом земледелием, а также охотой и рыболовством. Они владели пахотной землей и различными угодьями (лесами, пастбищами) и пр.
1 Найденные в Канто многочисленные ханива, изображающие воинов, может быть, воспроизводят также дружинников государя, завоевывающих этот район.
Но имелись также земельные участки (преимущественно непахотные земли: охотничьи угодья, пастбища), которые назывались тадокоро. Они находились в руках родовой знати. Царский род владел многими землями в разных местах — так называемыми минасиро, а царь лично — микосиро и миэгата. Кроме того, царю принадлежали рисовые поля — миякэ, на которых находились рисовые амбары — основное богатство в то время. К началу реформы Тайка царь имел во всех районах Ямато 181 миякэ. Царские земли возделывали не только общинники, но и специальные «полевые работники»— табэ. Микосиро, например, обрабатывали специально учрежденные Такэрубэ, которые, по преданию, предназначались для увековечения памяти Яматотакэру-но Микото. Видимо, такие же бэ распахивали целину (мата) на вновь захваченных землях, которые становились собственностью царя.
Из свободных общинников старейшины рода набирали дружинников. Общинники обязаны были вносить определенную часть продуктов земледелия — татикара, продуктов охоты, рыболовства и некоторые ремесленные изделия (ткани, циновки, вату и пр.)—мицуги, а также выполняли работы на строительстве каналов, дорог, дамб, курганов, крепостей-острогов и пр. Такая повинность называлась этати. Рабы — нухи (конухи), яцуко (кояцуко) — составляли, видимо, весьма незначительную часть населения и использовались лишь в качестве слуг или на тяжелых и неквалифицированных работах.
Очень важную роль в жизни Ямато играли так называемые бэ. Характер и происхождение бэ пока еще не выяснены. По этому вопросу существуют различные теории. Большинство исследователей считают, что они представляли высшую категорию рабов, главным образом иноземного (китайского и корейского) происхождения, которые были либо высококвалифицированными ремесленниками, либо учеными писцами, учителями и пр. Некоторые историки полагают, что бэ были полусвободными, приписанными к определенным родам, на которых они работали. Члены корпорации бэ были наследственными, однако они не были связаны между собой кровным родством. Их зависимость, по мнению Ва-цудзи Т. [30] или Г. Сэнсома [97], напоминает зависимость членов ремесленных корпораций позднего Рима. Известно, что большая часть бэ принадлежала царскому роду. По сведениям «Нихонги», в V и VI вв. в Ямато прибывало множество людей из Цинь и Хань. Они расселились на царских землях и образовали там несколько корпораций бэ, главы которых были назначены государем из числа иммигрантов.
Однако проблемы, связанные с корпорациями бэ, представляются значительно более сложными. Прежде всего следует подчеркнуть неоднородность бэ как с социальной, так и с экономической точки зрения. В так называемой «Мо-моясо-но Томо» — росписи 180 бэ — перечислены такие, на-.пример, бэ, как имибэ (совершающий ритуал), мононобэ (оружейники и военачальники), кумэбэ (солдаты), танабэ (работники на рисовых полях), амабэ (рыбаки), орибэ (ткачи), хасэбэ (гончары), фубитобэ (писцы), асабэ (толмачи), урабэ (прорицатели), катарибэ (рассказчики), ума-каибэ (конюхи), югэбэ (лучники), кадзибэ (кузнецы) и т. д. [25, 37].
В «Нихонги», начиная со свитка, в котором заключен миф об Аматэрасу, и затем на протяжении почти всех глав, встречаются упоминания самых различных бэ. Тут и высшие жрецы — имибэ, и бронзовых дел мастера, и кузнецы — потомки божественного кузнеца Амэ-но Коянэ, и воспитатели царских детей и т. п. Даже в «Фудоки» встречается упоминание о бэ-поварах и пр. О бэ — мастерах по изготовлению ханива и хранителях царских могил говорилось выше. Может быть, это и были имибэ. Во всяком случае, их прямое отношение к жреческой корпорации несомненно.
Такая пестрота заставляет предположить, что категория бэ объединяла самые различные социальные и этнические группы, в которые входили и свободные, и зависимые, и полусвободные, и рабы японского, китайского и корейского происхождения. Одни, может быть, происходили из среды рабов-иноземцев, захваченных, подаренных или купленных, другие — по-видимому, вышли из среды местной знати (имибэ, мононобэ), ведущей свой род от местного божества (предки вождей прежних племен), а третьи вышли в свое время из среды свободных общинников. Возможно, что эти последние принадлежали к слабому роду, побежденному более сильным, и были превращены в зависимое население.
Имибэ и мононобэ могли вновь возвыситься, уже будучи подчиненными царскому роду и получив от него звание му-радзи. Первоначально это были выходцы из местной аристократии Кинай. Признав суверенитет верховного божества главы Ямато, они превратили свои родовые божества в его подданных. Не случайно имибэ, как и царский род, владели в провинции множеством земель и бэ.
Интересно, что ни кумасо, ни эбису, завоевательные войны против которых постоянно вело Ямато, не превращались в бэ, что лишний раз подчеркивает привилегированное положение бэ. Не случайно ведь после так называемой реформы Тайка, оформившей феодализацию страны, прежний институт бэ формально перестал существовать. Из него выделились феодалы, крестьяне и ремесленники. При этом рабы различных категорий еще продолжали существовать и после реформы, в VIII—IX вв. Термин «бэ» со второй примерно половины VIII в. обычно обозначает просто ремесленника.
В политической истории V и VI вв. Мононобэ наряду с такими могущественными родами как Накатоми и Отомо, также имевшими звание мурадзи, играли ведущую роль, выступая серьезными претендентами на царскую власть. И су-мэраги стремятся противостоять их натиску и создают в качестве опоры своей власти новые бэ (в частности, из корейцев и китайцев). В VIII в. наименования бэ становятся фамилиями.
Приведенные данные говорят о сложности института бэ и о необходимости специального его изучения.
В VI в. происходит ожесточенная борьба за власть между вождями родов Накатоми и Мононобэ, с одной стороны, и Сога— с другой. Очень скоро в этой борьбе начинает играть серьезную роль буддизм.
Буддизм проникает в Японию вместе с китайской письменностью примерно на рубеже IV и V вв. в период активного вмешательства Ямато в войну между корейским государством Пэкче, на стороне которого выступала Япония, и Когурё. К этому времени японцы захватили на юге Корейского полуострова территорию Мимана и превратили ее всю во владения царя Ямато — миякэ.
Около 400 г. из Пэкче было отправлено в Японию специальное посольство. В его состав входили два китайских ученых корейского происхождения, названные в «Нихонги» Акити и Вани. Они привезли с собой свитки на китайском и корейском языках. По традиции этот момент считается началом введения китайской письменности в Японии. Однако в V в. письменность была еще достоянием очень немногих и только в конце V — начале VI в., когда китайское письмо было приспособлено к японскому языку2, получила практическое применение.
Проповедь буддизма пользовалась успехом среди могущественной аристократии, особенно среди окружения царя после завоевания Мимана, когда значительно усилился приток иммигрантов из Кореи. Вообще захват корейской провинции несомненно способствовал синтезу феодализма в Ямато. Поэтому буддийских миссионеров, деятельность которых весьма значительно возросла после II (или IV) собора в Кушан-ском царстве, ожидали благоприятные условия.
Род Сога, составляющий ближайшее окружение царя (в VI в. установилась традиция, по которой царь должен был жениться на женщинах из рода Сога), одним из первых принял буддизм, видя в нем опору в борьбе за власть.
В 552 г., за десять лет до того, как третье из корейских феодальных государств Силла, усилившись, отвоевало у Японии Мимана и заставило японцев покинуть полуостров, из Пэкче, искавшего у Ямато помощи против Силла, было отправлено ко двору сумэраги пышное посольство. Среди прочих даров в Японию была привезена бронзовая скульптура Будды и несколько свитков сутр, которые сначала были приняты очень благосклонно. Сога даже поместили бронзового Будду в синтоистский храм. Но вскоре против Сога выступили Накатоми при поддержке Мононобэ. Борьба особенно обострилась после потери Мимана. Воспользовавшись волнениями, которые начались в связи с поражением в Корее, Мононобэ и Накатоми объявили, что разгневанные синтоистские божества требуют возмездия, и сбросили Будду в воды канала Нанива. Однако победа противников буддизма оказалась непрочной. Во время вспышки моровой язвы Сога с помощью буддийских монахов сумели склонить царя на сторону буддизма, и глава рода Сога, Умако, получил разрешение возобновить культ Будды и начать строить небольшие буддийские храмы. Мононобэ продолжали ожесточенную борьбу, но в 587 г. Умако Сога окончательно разгромил Мононобэ и Накатоми и возвел на престол своего ставленника Судзин, принявшего буддизм.
К концу VI в. влияние буддизма и Сога при дворе и среди знати настолько возросло, что высшее синтоистское жре-
2 В первых письменных памятниках Японии написание текста по-китайски сочеталось с применением иероглифов для фонетической транскрипции японских слов.
чество и светская знать, его поддерживающая, оказались оттесненными на задний план. После того как в 593 г. при поддержке Сога регентом-тайси стал Умаядо (Сётоку-Тай-си), началось усиленное внедрение иноземной культуры и буддизма (преимущественно махаянистской его ветви).
Дальнейшее развитие японской государственности совершается под знаком крепнущего влияния буддизма. Централизованная и иерархически организованная буддийская церковь послужила в значительной мере образцом и для формирования государства. Буддизм проникает во все сферы политической и культурной жизни. Проповедь махаянизма, утверждающая, что независимо от происхождения и положения в обществе каждый человек неизбежно подвергается страданию, но достоин спасения, была обращена равно как к монаху-аскету, так и к мирянину и как нельзя лучше служила сильнейшим средством идеологического воздействия. Квиетизм махаянистской проповеди оказался весьма действенным орудием в руках правящей верхушки. Успешному проникновению буддизма немало способствовал космополитический характер, который он приобрел к тому времени. На III Буддийском соборе система махаянистского вероучения подверглась строгой регламентации — был упорядочен пантеон, определены формы церковной организации, которая была построена по феодальному признаку, а главное — было признано необходимым начать широкую проповедь буддизма во всех землях. Со времени собора вероучение махаяны претерпело серьезные изменения. Была преодолена замкнутость, первоначально присущая буддизму, в него вошел целый ряд разнородных элементов, заимствованных из верований тех народов, среди которых проповедники насаждали буддийское вероучение. В Японию буддизм махаяны пришел в значительной степени обмирщенным.
В японской историографии принято делить политическую историю VI—VIII вв. на три периода: Асука (552—645), Ха-кухо (645—724) и Тэмпё (725—794). Однако для истории культуры подобная периодизация не представляется оправданной, так как она слишком дробная и не соответствует основным этапам развития страны. Скорее, можно выделить следующие периоды истории VI—VIII вв.
Первый период начинается с внедрения буддизма в VI в. в ожесточенной политической борьбе, которая завершается торжеством буддизма при Сётоку-Тайси и продолжается вплоть до начала VIII в.
Второй период охватывает VIII в. и совпадает с расцветом буддизма в Японии, сопровождающимся грандиозным строительством и созданием выдающихся памятников искусства. Это — период становления синкретического вероучения рёбусинто, отразившегося и на характере культуры и искусства того времени.
Вершиной первого периода является время правления Сётоку-Тайси (593—621); во втором периоде кульминация приходится на царствование Сёму (724—745).
Сётоку-Тайси — выдающийся политический деятель и реформатор древности. В годы его правления строится множество буддийских храмов, интерьер которых украшается разнообразной скульптурой и живописью. К концу жизни Сётоку-Тайси в Японии насчитывалось уже 46 таких храмов (среди них Хорюдзи, Ситэннодзи, Хоккэдзи и др.). В 603 г., как утверждает «Нихонги», он ввел табель о рангах. Различия в рангах определялись по китайской традиции (по образцу суйского двора), т. е. по форме головных уборов и ткани, из которой они изготовлялись. Взамен наследственных званий (кабанэ) устанавливались 12 рангов [25, 129]. В 604 г. в Японии введен китайский календарь. В том же 604 г. провозглашен так называемый «Закон 17 статей». Собственно говоря, этот закон еще не представлял собой свода действующего законодательства. Скорее, это был весьма авторитетный сборник поучений в добродетели, составленный, по-видимому, учеными, принадлежавшими к китайской богословской школе. Крайне тенденциозный, как и все сочинения такого рода, «Закон 17 статей» помимо буддизма отмечен также серьезным влиянием конфуцианства, вместе с которым в арсенале японской учености появляются также и элементы даосизма. Изложенные довольно бессистемно, морально-этические поучения, заключенные в сборнике, могут служить рекомендацией к применению норм обычного права, которое существовало в это время и служило основой для судопроизводства. Впоследствии в VIII и особенно в X—XIII вв., когда правовые нормы были систематизированы и записаны в полном соответствии с феодальной юрисдикцией, составители различных кодексов и философско-юриди-ческих трактатов любили ссылаться на «Закон 17 статей».
Это сочинение может рассматриваться и как древнейший в Японии памятник литературы. В статье 10 в художественно-риторической форме изложен облеченный в буддийскую оболочку принцип, допускающий некоторое противопоставление отдельной человеческой личности всему остальному обществу: «Ибо все люди имеют сердце и в каждом сердце свои убеждения. То, что верно для другого, неверно для меня, и, наоборот, то, что правильно для нас, для них — неправильно. Мы не мудры безусловно, так же как и они не абсолютно невежественны и глупы. Все мы — обыкновенные люди - никто не может установить мерила для определения мудрости или невежества. Все мы подобны кругу, лишенному концов. Поэтому, хотя иные и дают волю гневу, нам следует, наоборот, страшиться своих ошибок, и, хотя бы я один и знал истину, поступать надо, следуя воле большинства» [25, 131].
Содержание и форма изложения статьи 10, как и ряда других (5, 8, 12—16), заставляют предположить, что сочинение или отдельные его части были написаны позднее. Направленность памятника, стремление его автора, или авторов, помимо пропаганды буддизма подорвать родовую систему, помочь утверждению власти царя, опираясь не только на буддийские, но и на конфуцианские принципы государственности, сближают его с содержанием будущих реформ, программу которых «Закон 17 статей», во всяком случае, подготовил идеологически.
Деятельность Сётоку-Тайси подготовила радикальную реформу земельной . системы и административного управления. Насаждая новые порядки, он стремился подчинить всю свою политику одной главной цели, а именно установлению по китайскому образцу единовластия царя и ослаблению его главных противников — родовой знати.
В 607 г. из Ямато в Китай (ко двору Суй) во главе большого посольства был отправлен Оно-но Имоко. В 608 г. он возвратился в сопровождении китайского посла. Власть Сётоку-Тайси достигла зенита. При дворе начинают вести летопись на китайском языке. По преданию, в 620 г. были завершены два исторических сочинения, приписываемые Сётоку-Тайси,— «Тэнно-ки» («Летопись царей») и «Коку-ки» («Летопись государства»). Целый штат монахов (корейцев, китайцев, японцев) был занят перепиской буддийских сутр и китайских комментариев к ним. Свитки украшались живописью руками опытных мастеров. При Сётоку-Тайси происходит усиленная иммиграция корейских и китайских монахов-проповедников, ученых, художников, музыкантов, ремесленников.
В 621 г., а по другим источникам — в 622 г., Сётоку-Тайси умер, и род Сога вновь поднял мятеж, выступив против Ямасиро-но Оэ, сына Сётоку-Тайси. Внутренний кризис был осложнен попытками вернуть земли в Корее и вмешательством Китая. Еще при жизни Сётоку-Тайси предпринимались попытки вторжения в Корею, но все они кончались неудачей. Тем временем начиная с 612 г. Китай приступил к завоеванию Кореи. Вмешиваясь во внутренние дела Ямато, Китай надеялся расколоть силы своего соперника. Иммигранты из Кореи и Китая поддерживали группу рода Сога, который сумел склонить на свою сторону влиятельных вождей айнских племен с северо-востока. Но в 644 г. против коалиции Сога выступил Накатоми Каматари, при поддержке которого наследник царского престола Нака-но Оэ окончательно разгромил Сога. С этого времени на первый план в политической жизни выступает Накатоми Каматари, который вскоре получил фамилию Фудзивара. Второму после Сётоку-Тайси выдающемуся деятелю древней Японии, основателю могущественной и самой влиятельной в течение последующих пяти с лишним веков семьи3 принадлежит главная роль в проведении начального этапа реформы Тайка.
В первой луне 646 г. был провозглашен царский указ о проведении реформы кайсин-но те, которая по названию годов правления получила наименование Тайка (Великая реформа). В 645 г. Накатоми Каматари со своими сподвижниками провел предварительную перепись земель и населения и отдельно буддийских монахов и монахинь. За образец была принята система танского государства.
Указ кайсин-но те состоял из четырех статей. В статье 1 отменялись рабство, прежняя система владения и наследование членов рода, а также упразднялись миякэ. Статья 2 провозглашала новый принцип административного деления страны — вводились провинции и уезды, район Кинай был объявлен центральным районом со своим особым губернатором. Определены были административное деление столицы и система ее управления.
Статья 3 объявляла о переписи дворов и о введении подворных списков для проведения передела земли. Были установлены размеры подати в 22 рисовых снопа с 1 те земли. В этой же статье впервые вводилась новая мера зем-
3 Многие знаменитые военачальники, политические деятели, поэты принадлежат к роду Фудзивара, который вплоть до эпохи Асикага поставлял жен тэнно.
ли — тан вместо прежде существовавшей сиро (сиро = = 22,75 кв. м), или 5 бу (1 бу=4,55 кв. м). 1 тан объявлялся равным 30 бу (шагам) Х'1'2 бу; 10 тан составляли 1 те.
В статье 4 отменялись все старые подати и повинности и вводилась новая система обложения (по образцу танской системы). Устанавливалась, во-первых, объединенная подать, состоящая из шелковой пряжи и хлопковой ваты (из расчета 1 дзё, т. е. 3 м шелковой ткани с 1 те рисового поля). Во-вторых, определялась подворная подать (примерно 1 дзё) и назначалась чрезвычайная подать в пользу царя солью и другими продуктами.
Сверх того была установлена почтовая повинность — один конь средних статей с каждых 100 дворов для почтовой службы. Каждые 50 дворов должны были выставлять одного носильщика, с каждых 100 дворов взимались средства для снаряжения служанки, отправляемой к царскому двору.
Здесь же объявлено было о снаряжении, которое обязан был иметь при себе воин, идущий на войну: меч, доспехи, лук и стрелы, барабан [25, 133—'135; 87, св. 25].
В 8-й луне того же 646 г. новый указ объявлял уже о раздаче земельных участков.
Одновременно столица государства из Асука была перенесена в Тоёсаки, в устье реки Ёдо. Тоёсаки оставалась столицей до 710 г. В новую столицу во множестве стали переселяться китайские и корейские иммигранты, буддийские монахи, ученые, ремесленники. Столичная культура китаизируется, чему немало способствовали поездки японцев в Китай на весьма длительный срок. Так, члены посольства, отправленного Сётоку-Тайси в 607 г., возвратились на родину спустя 30 лет, обогащенные китайской наукой. За это время, и особенно вскоре после начала проведения реформы, неоднократно снаряжались посольства к тайскому двору.
В 647 г. был обнародован эдикт, провозглашавший создание административных учреждений — царских приказов («департаментов») и правительственных «бюро». Однако к практической деятельности они приступили только после 662 г.
В этот период внешнеполитические дела японского государства, занятого реформой, продолжали ухудшаться. В 659 г. армия Тан атаковала с моря Пэкче, которому его прежний союзник Ямато не смог сразу прийти на помощь. В 660 г. Пзкче было оккупировано. В 662 г. двадцатисемитысячное японское войско, отправившись на кораблях с острова Кюсю, пыталось освободить Пэкче, но по дороге было разгромлено китайским флотом. С этих пор китайский флот стал угрожать островам Ики, Цусима и самому острову Кюсю и даже Сикоку. Был создан специальный разряд — дадзайфу по обороне Кюсю. Опасность вторжения в Японию заставила правительство Нака-но Оэ заявить в специальном рескрипте 662 г. об отказе от вмешательства в дела Кореи и о необходимости дружбы с государством Тан. В 663 г. Пэкче стало китайским владением. В 664 и 665 гг. китайский наместник Пэкче отправлял с дарами послов в Ямато, что привело к установлению весьма регулярных и оживленных сношений с Китаем и к дальнейшей китаизации центра Ямато.
С 662 по 686 г. ведется большая работа по составлению первого универсального законодательства, завершению которого предшествовал ряд подготовительных мер. Так, в конце 40-х — начале 50-х годов VII в. специальными указами было запрещено строительство больших усыпальниц-курганов и введены новые буддийские правила погребения (трупосож-жение).
Представители родовой знати были назначены губернаторами провинций, а их доход был зафиксирован в соответствии с табелью о рангах, которые были им присвоены.
Завершение реформ тормозилось непрекращающейся борьбой за власть в правящем лагере. В результате междоусобной войны 664—672 гг. между сторонниками и противниками реформ в 673 г. на престол был возведен Тэмму тэнно, который продолжал проводить реформы.
В 689 г. был записан новый административный кодекс, копировавший тайское законодательство. А в 702 г. была закончена работа по составлению универсального свода законов, который был обнародован под именем «Тайхорё» («Великое сокровище»). В дальнейшем, в течение всего почти средневековья «Тайхорё» в несколько модифицированном виде служил основой феодального законодательства.
«Тайхорё» состоит из более чем 30 свитков-разделов. Главные из них —свитки I—V, VIII, IX, X, XV, XXVIII, XXX. Самыми важными частями кодекса являются Земельный закон (свиток IX), закон о повинностях (свиток X), закон о жаловании (свиток XV) и закон о крестьянских дворах (свиток VIII). В них заключено содержание экономической системы, на которой базировалось японское государство.
Разделы I—V посвящены административному устройству и сословной организации. Законы, фиксирующие различные формы зависимости населения и в том числе различные формы рабства, содержатся в свитках VIII, IX, XXVIII и XXX.
Социальная структура общества Тайхорё представляла собой следующую картину: 1) верхушка общества, которая состояла из завершающего свое формирование феодального сословия — чиновников и духовенства; 2) крестьянство, так называемый «добрый народ» (рёмин), становление которого отражено в кодексе; 3) зависимые рабы («подлый народ» — сэммин), категория исчезающая, растворяющаяся среди крестьян и ремесленников.
Основной производящей категорией являлись рёмин. Они вносили земельный налог и подати, несли различные повинности. Им в кодексе посвящен ряд специальных законов. Рабам же посвящены лишь отдельные статьи в законах, касающихся форм землепользования и налогообложения.
Рабы-сэммин состояли из двух категорий: государственных рабов и рабов частновладельческих. В свою очередь, государственные рабы делились на так называемых рёко — слуг при царских могилах, канко — слуг в правительственных учреждениях и конухи, или кодохи,— рабов, принадлежавших царскому роду и различным ведомствам. Последние были заняты обработкой государственной земли на тех же началах, что и свободные, и несли те же повинности.
Частные рабы делились на кэнин —домашних слуг и си-доки, или синухи,— собственно рабов, принадлежавших знати, монастырям, зажиточным дворам, на землях которых они работали.
Законодательство строго регламентировало положение рабов всех категорий. Браки разрешались только внутри каждой группы. Синухи могли с согласия хозяина быть переведены в разряд кэнин, а кэнин могли получить свободу из рук хозяина. По сравнению с частновладельческими государственные рабы всех категорий находились в лучшем положении. Так, конухи (государственные рабы низшего разряда) в 66 лет переводились в более высокий разряд — канко, а в 77 лет получали свободу. И канко и конухи получали подушный надел, равный наделу свободного, тогда как надел синухи был в три раза меньше. Государственными рабами ведал специальный департамент, который давал им свободные дни через каждые десять дней и освобождал их от работы в случае болезни. Каждому рабу, указывалось в законе, должна была выдаваться пища и одежда по росту.
Частные рабы, по-видимому, были лишены всех этих прав. Единственное, что оговаривалось в законе (свиток VIII, статья 40),— это запрещение продажи кэнин.
Сведения об источниках рабства, которые встречаются в кодексе, также касаются главным образом государственных I рабов. Статьи того же VIII свитка указывают, что в государственных рабов — рёко — обращают виновных в тяжких преступлениях против существующего порядка; в канко обращают отцов и сыновей преступников; в конухи обращали рабов, принадлежавших тяжким преступникам. Частными рабами — кэнин и синухи — становились дети господина и рабыни. И в государственных и в частных рабов обращали неисправных должников.
Статьи 7—13 XXVIII свитка касаются поимки и возвращения беглых рабов, а также наказания за насильственное обращение в рабство, запрещения самопродажи в рабство и продажи в рабство детей.
До сих пор еще не установлено общее количество рабов в Японии в VI—VIII вв. Скорее всего, оно не превышало 3—5% всего населения. Источники ничего не сообщают о существовании латифундий, основанных на рабском труде, но вообще доля его в производстве, в экономике страны незначительна.
В конце VII — начале VIII в. феодальный способ производства стал преобладающим. И это в полной мере отражено первым в японском государстве сводом законов.
В общих чертах содержание «Тайхорё» сводится к следующему.
Как это уже было провозглашено в манифесте Тайка в 646 г., вся земля объявлялась собственностью государя. Вместо существовавших ранее форм землепользования вводилась единая система надельного землепользования, сформулированная так называемыми мёхо-хакасэ (учеными-специалистами в области китайского права). Земельный закон — Та-но рё, помещенный в XI свитке, является законодательным воплощением надельной системы. В статьях Земельного закона отражено землеустройство того времени, которое зиждется на принципах надельной системы. Землеустройство, как оно отражено в кодексе «Тайхорё», представляет собой сочетание развивающейся феодальной системы с существующим еще наряду с ней, вернее, внутри нее, рабовладельческим укладом. Такая картина довольно типична для становления раннефеодального государства.
Земля, целиком принадлежавшая государю, состояла из пахотных земель, имеющих оросительную сеть, и целины.
Пахотные земли в большей своей части раздавались в виде различных наделов свободному населению; определенная часть пахотной земли была передана в бессрочное пользование почтовым дворам, буддийским монастырям и учреждениям, обслуживающим царский двор. Оставшаяся после всех этих раздач пахотная земля частично раздавалась в виде подушных наделов государственным рабам, частью обрабатывалась привлекаемым к несению рабочей повинности свободным населением или теми же государственными рабами, частью сдавалась в аренду на разных условиях, либо только с одним условием — обязательного возврата земельного участка через шесть лет.
Целинные земли составляли запасной земельный фонд. Из него население получало участки на длительное пользование сроком на несколько поколений. В 743 г. специальным указом эти земли были превращены в вечные владения.
Подушные наделы — кубундэн— получало пожизненно все свободное население старше пяти лет, а также государственные рабы. Размер такого надела достигал 2 тан для мужчин и 1 '/з — для женщин.
Ранговая аристократия и чиновники получали ранговые (идэн) и должностные (сикидэн) наделы на срок, соответствующий присвоению ранга или пребывания в должности. Размер первых колебался от 80 до 40 те, вторых — от 40 до 20 те.
Кроме названных существовали еще жалованные наделы (сидэн) и наделы за заслуги (кодэн), которые давались пожизненно или бессрочно.
Прямое отношение к землеустройству имели также две категории «кормовых» и «сезонных» пожалований. В качестве кормового пожалования лицо, которому оно давалось, получало в свое распоряжение приписные жалованные дворы на условиях взимания в свою пользу половины причитающегося с них земельного налога, а подать и рабочие повинности целиком шли в пользу лица, награждаемого пожалованием.
Такого рода пожалования полагались членам царского рода, высшим сановникам и в виде исключения буддийским монастырям. Количество приписных дворов достигало огромной цифры — 3 тыс., самое маленькое кормовое пожалование состояло из 100 дворов.
Сезонные пожалования в виде шелковых тканей и холстов, железных мотыг и ваты также полагались правящей верхушке.
Все земли подлежали обложению, начислявшемуся с площади. От обложения освобождались только земли монастырей и вновь распаханные целинные земли. Земельный налог был равен 2 соку 2 ха риса (т. е. по-видимому, примерно 2 меры) с 1 тана (9,9 акра) земли. Налог начислялся независимо от качества почвы и величины урожая.
Кроме земельного налога для всех работоспособных мужчин, принадлежавших к «доброму народу» и «подлому народу», существовали еще обязательные подати и повинности. В свитке X «Тайхорё» заключается специальный закон, им посвященный. Согласно закону, каждый взрослый трудоспособный мужчина в возрасте от 17 до 65 лет облагается податью, взимавшейся шелковыми тканями, ватой и холстом, а также различными изделиями ремесла (циновками, бочками и изделиями из железа и пр.), солью, съедобными раковинами, водорослями, жиром и другими пищевыми продуктами. Размер подати соответствовал примерно 8 сяку 5 суп (около 5 м) шелковой ткани, 8 рё шелка-сырца, 1 кап (3,75 кг) шелковой ваты и 2 дзё 6 сяку (около 12 м) холста (или, если она взималась в других продуктах, ее размер определялся из расчета стоимости шелка и холста).
Повинностями облагалось мужское население в возрасте от 21 до 65 лет сроком на 10 дней в году. Вместо них разрешалось вносить дополнительные подати или выставлять заместителя — раба или наемника.
Помимо этого существовал ряд других повинностей, например дзсщуё — для работ по орошению земель, ремонту дорог и прочего, сроком не более 60 дней в году. Ремесленники должны были изготовлять для двора топоры, мотыги, серпы и пр. К рабочей повинности также относился набор слуг для правительственных учреждений.
Несомненно, что все эти повинности ложились тяжким бременем на население и вызывали сильное недовольство. Указы 757, 795 и других годов, сокращающие до 30 дней срок рабочей повинности, вызваны, видимо, усилением недовольства «доброго народа», т. е. крестьянства. Скудная документация VIII в. все же дает материал, который позволяет сделать заключение, что все главные постройки этого времени осуществлялись руками свободных рёмин. Налого- вые и податные реестры провинции Ямато за 730 г. сообщают, что по всей провинции имеется всего 300 человек казенных ра'бов. По документам Сёсоин воссоздается картина строительства монастырского комплекса Тодайдзи — одного из самых больших сооружений Японии. Из них явствует, что вся тяжесть работ пала на плечи надельных крестьян, согнанных со всей страны в порядке несения рабочей повинности.
Таким образом, как «Тайхорё», так и другие источники показывают, что главной формой эксплуатации в VII— VIII вв. была феодальная.
Об укреплении феодальной системы, идеи феодальной иерархии свидетельствует ее административная система, структура государственного аппарата сверху донизу, отличающаяся разветвленной и сложной, но строгой централизацией. По этой системе центральный правительственный аппарат делился на две части: на Дзингикан — совет (или департамент), ведающий религиозным ритуалом, причем имелся в виду исключительно синтоизм, и Дайдзёкан — Государственный великий совет, ведавший светскими делами и стоявший во главе всего гражданского управления.
Великий совет состоял из канцлера — дадзёдайдзин и двух министров — старшего «левого» — садайдзин и младшего «правого» — удайдзин, заместителя садайдзин. Дайдзёкан подчинялся Дайнагонкёку («секретариату») — главному исполнительному органу во главе с дайнагоном («великим советником»). Ему подчинялись четыре тюнагон (средних) и три сёнагон (младших) советника.
Садайдзину подчинялся садайбэн— «левый контролер», которому, в свою очередь, были подчинены четыре министерства: 1) Накацукаса (или Тюмусё), так называемое министерство центра,— непосредственный канал между царем и его окружением и административным аппаратом (ему же, кстати, подчинялись царские астрологи и лица, ведающие календарем); 2) Сикибусё — министерство чинов и церемоний; 3) Дзибусё— министерство управления или гражданских дел; 4) Мимбусё— министерство по народным делам.
«Правому контролеру» — удайбэн, который подчинялся удайдзин, приданы были четыре других министерства: 1) Хёбусё — военное министерство; 2) Гёбусё — министерство юстиции (суда и наказаний); 3) Окурасё — министерство сокровищ; 4) Кунайсё — министерство двора, т. е. царского хозяйства.
Мимбусё (министерство по народным делам) ведало переписью населения, составлением налоговых и прочих реестров и различными делами, связанными с земледелием. Министерство сокровищ — Окурасё — ведало податями и повинностями, его чиновники составляли подворные реестры, на основании которых взимались подати и население привлекалось к несению повинностей.
Помимо всех этих министерств и ведомств существовало Главное полицейское управление — Дандзёдай, которое, видимо, непосредственно подчинялось дадзёдайдзину.
Административный аппарат всей страны соответствовал его административному делению, сложившемуся после реформы Тайка. Вся страна была поделена на провинции — купи, которые управлялись кокуси во главе с губернатором— кощею. Провинция делилась на уезды — гун, или кори, управлявшиеся гундзи во главе с тайрё. В начале VIII в. в результате реформы было образовано 66 провинций, состоящих из 592 уездов.
Кроме того, в столице и в Нанива (Суэцу) было создано городское управление4, а на юге и на северо-востоке — два генерал-губернаторства — дадзайфу (на Кюсю) и тиндзифу (на севере Хонсю).
Низшая ступень администрации состояла из трех категорий: сельского старосты — ритё (главы поселения — ри, которое состояло из 50 дворов), старшины пятидворья— гохотё и, наконец, хозяина двора — коею. Коею отвечал за внесение налогов, податей и выполнение повинностей членами своего двора или семьи; старшина пятидворья, кроме того, следил еще за передвижением и всеми поступками всех членов вверенной ему административной единицы, т. е. фактически осуществлял полицейский надзор и наблюдение за прикреплением крестьян к земле. Деревенский староста осуществлял все эти функции в пределах всего селения и подчинялся непосредственно тайрё, в руках которого сосредоточивался надзор за всеми сторонами жизни населения, подлежащего обложению податями.
Таким образом, «Тайхорё» фиксирует феодальную систему, базирующуюся на государственной монополии на землю, благодаря которой осуществлялась эксплуатация крестьянства. Фактически крестьянство уже потеряло свободу, оказавшись прикрепленным к земле при помощи весьма строгой
4 Нанива с 683 г. управлялся специальным губернатором — тайфу, стоявшим во главе совета — сики. В 793 г. сики был упразднен.
регламентации своего положения (юридического и экономического). Свободные члены общины потеряли права на пахотную землю и угодья и лишились орудий производства. Будучи внесенными в земельные и податные кадастры, они оказались принужденными навсегда оставаться там, где застала их регистрация, так как в другом месте они надела не получили бы. Кроме того, статьи свитка VIII, касающиеся обязанностей старшины пятидворья и всего селения, говорят о поимке и возвращении беглых крестьян. Иными словами, здесь уже прямо идет речь о насильственном прикреплении к земле.
Но в том же «Тайхорё» имеются категории землепользования, которые открывают самые широкие возможности для превращения этих земель в частные владения, а сидящих на них крестьян — в частновладельческих. Это прежде всего так называемые «приписные дворы» — дзикифу. Лица, первоначально получившие эти государственные владения в пользование, очень скоро начинают присваивать себе весь доход с них, включая половину земельного налога, полагающегося по закону государству. Особенно интенсивно процесс размывания государственной монополии на землю шел во владениях, которые давались за особые заслуги, в монастырских владениях, на землях, числившихся заброшенными, пустопорожними или впервые обработанными. Как известно из кодекса «Тайхорё», монастырские земли с самого начала (т. е. с момента их пожалования) обладали правом иммунитета — они были освобождены от всех налогов, податей и повинностей. Наделы и приписные дворы за великие заслуги жаловались в вечное, наследственное пользование. Это прямо оговаривается в кодексе. Указы 723 и 743 гг. лишь узаконили свершившиеся факты перехода в личное владение поднятой целины, арендованных на разных условиях участков брошенной, пустопорожней земли и в какой-то мере даже надельных участков, принадлежащих к фонду кубундэн — подушных наделов, которые были захвачены представителями чиновничьей и служилой аристократии и превращены ею в феодальные поместья.
Зависимость крестьянства в этих владениях также из государственной становилась частновладельческой. Причем на первых порах владельцы феодальных поместий, и особенно монастыри, стремясь привлечь на свои земли побольше рабочих рук, сманивают под разными предлогами в свои владения крестьян и рабов, сидевших на государственной земле, обещая первым всяческие льготы по обложению, а вторым — сверх того еще и личную свободу.
В конце IX — начале X в. эти поместья, получившие название сёэн, становятся господствующей формой землевладения. Государственная монополия на землю уступает место сёэн, а вместе с ней окончательно перестает существовать и надельная система, которая еще в значительной мере определяет собой социальную структуру и экономику эпохи Нара (VII—VIII вв.).
Другим не менее важным результатом возникновения феодального поместья сёэн явилось то обстоятельство, что внутри сёэн значительно ускоряются, во-первых, процесс затухания и исчезновения рабства и, во-вторых, превращение рабов и надельных крестьян в крепостных владельца сёэн йе {ас!о, хотя этот процесс продолжался еще долгое время, а в период Нара, разумеется, не был еще оформлен специальным законодательством.
Процесс разрушения надельной системы сопровождается в VIII в. обнищанием и обезземеливанием крестьянств_а. Начиная с 670 г., а затем в 677, 679, 685, 731, 743, 749'гг., а также в последующие годы в специальных эдиктах указывалось, что в стране появились многочисленные банды бродяг, причиняющие властям серьезное беспокойство. В указе 685 г. прямо говорится, что рёмин испытывают страшную нужду и бросают насиженные земли, непрерывно уходя в новые места, а посему необходимо освободить их от задолженности, дабы пресечь обезлюдение надельных земель [97, 86]. Вынужденные моратории, подобные мораторию 685 г., были весьма кратковременны и в итоге приводили к противоположным результатам, ибо вследствие бегства податного населения правительство повышало размер обложения, которое приходилось раскладывать на оставшееся население. Налоги, подати и повинности, в том числе длительная воинская повинность, когда хозяйство на два — три года лишалось основных рабочих рук, приводили к тому, что у многих крестьян зачастую весной не хватало посевного риса, и они обращались за ссудой. Правительственная ссуда, которая выдавалась из рисовых амбаров уездного управления, так называемых гисо, под будущий урожай из расчета 30—50%, также становилась достаточно тяжелым бременем для получивших ее. Но и ее не хватало, и тогда крестьяне прибегали к ссуде у владельцев феодальных поместий, что очень скоро приводило к долговой кабале и потере надела.
Практически спасти положение могло только радикальное проведение земельного передела, который бы обеспечивал всех крестьян наделами с тем, чтобы налог с них поступал в казну. В VIII в. предпринимались неоднократные попытки осуществить такой передел, но они были обречены на неудачу, о. чем свидетельствуют хранящиеся в Сёсоин документы, аналогичные документам из Дуньхуана. Лишь при наличии достаточного количества резервных земель передел мог оказаться эффективным, не говоря о том, что осуществление передела неизбежно предусматривало сложные многостепенные мероприятия по перераспределению земли. А это требовало помимо всего специально подготовленных кадров чиновников, которыми центральный аппарат не располагал. Но прежде всего, конечно, возможность осуществления передела исключалась отторжением именно резервных земель от государственного домена. Распашка целины (кодэн), требующая больших средств для проведения оросительной сети и прочего, была доступна только крупным феодальным владетелям, а не государству, которое могло подымать новь только руками мелких держателей земли или малочисленной прослойки государственных рабов, в равной мере не заинтересованных в успехе мероприятия. Да и осваивались ими (государственными держателями) худшие земли, которые не приносили дохода казне. Лучшие земли навсегда уходят из-под контроля государства.
О темпах этого процесса свидетельствует хотя бы датируемое 722 г. разрешение правительства распахать 3 млн. акров целины при условии освобождения ее от обложения податями сроком на одно поколение. Вскоре, в 7,23 г., было объявлено, что срок освобождения увеличивается до трех поколений [93, 86]. А в 743 г. вновь осваиваемые земли окончательно освобождаются от обложения. Если указы 711 и 712 гг. запрещали знати и монастырям присвоение кодэн, то уже в 749 г. специальным указом Сёму тэнно монастырям в Нара и в провинции было разрешено владеть как прежде освоенными, так и вновь распаханными целинными землями. После этого в руках у монастыря Тодайдзи оказалось около 12 тыс. акров земли [97, 87]. По данным земельных кадастров за первую половину VIII в., владения монастырей и знати увеличились в этот период в 10 раз — с 1 тыс. до 10 тыс. акров [97,88].
Сокращение государственного домена, все ускоряющийся поток государственных крестьян, покидающих свои наделы и уходящих в новые владения чисто феодального типа, лишают существование надельной системы всякого смысла.
Надельная система окончательно сокрушила общинный строй, но, с другой стороны, она несла в себе источник своего собственного разрушения и расчищала дорогу для развития феодализма. Она послужила мостом между древностью и средневековьем. И в этот переходный период роль буддизма была особенно велика.
Мифология, религия и литература раннего средневековья
VIII век — период усиленной феодализации Японии— отмечен соперничеством между государством и буддийской церковью. Переломные моменты в истории общественных отношений древности и средневековья нередко сопровождались переменами в системе религиозных взглядов. Как правило, эти перемены происходили лишь под воздействием одной из трех мировых религий: буддизма, христианства или ислама. В Японии такой религией был буддизм.
Период, следующий за правлением Сётоку-Тайси, был временем, когда буддийская церковь, укрепив свои позиции в стране, неуклонно продолжала усиливать свое влияние. В год смерти Сётоку-Тайси в Японии было 46 буддийских монастырей и храмов (в них 816 монахов и 569 монахинь). В 692 г. стало уже 545 храмов и монастырей. Со времени реформы Тайка буддизм становится государственной религией наряду с синтоизмом. Буддийские храмы и монастыри превращаются в очаги грамотности, китайской учености, в них ведутся летописи событий по годам пра;вления, пишутся хроники, переписываются и распространяются по стране сутры. В этот период в Японии появляются различные буддийские секты.
До начала IX в. в Японии было основано шесть сект: Дзёдзицусю, Санронсю, Хоссосю, Кусасю, Кэгонсю и Рис-сю. Несмотря на определенные богословские различия, преимущественно в вопросе о путях и способах спасения, доктрины всех этих сект объединены тремя основными религиозными догмами: 1) сущность мира непостижима для человека; 2) истинная цель человека — стремиться сбросить бремя земных желаний; 3) единственный путь освобожде- ния — достижение нирваны. Последняя и является центральной идеей в учении всех шести сект.
В противовес хинаяне, провозглашавшей необходимость ухода, отказа от мира ради постижения четырех святых истин, в махаяне самым главным признавалось учение о шести качествах, которые требуются, чтобы достичь нирваны. Эти качества суть следующие: нравственность, созерцание, мудрость, терпение, прилежание и щедрость (щедрость подразумевалась главным образом по отношению к церкви). Насаждая пассивную покорность, церковь легко добивалась безусловного послушания паствы и подчинения широких народных масс. С самого начала своего утверждения в Японии буддийское духовенство активно стремится упрочить свои позиции. Этим целям как нельзя лучше служило излюбленное средство в арсенале проповедников махаянизма — ассимиляция местной религии, которой в данном случае являлся синтоизм. Синтоизм не мог противостоять авторитету универсальной религии — 'буддизму. Наоборот, теперь он уже сам нуждался в поддержке. Отказавшись в начале VII в. от сопротивления пропаганде буддизма, синтоистское жречество охотно шло на сближение с буддийской церковью.
Со времени правления Тэнти (Нака-но Оэ) царский двор неизменно оказывал поддержку церкви. В царствование Момму, внука Тэнти, был составлен и введен в действие свод законов «Тайхорё», сыгравший такую большую роль в развитии японской государственности. Есть основание полагать, что в составлении кодекса ведущая роль принадлежала ученым буддийским монахам.
В 708 г. на престол была возведена мать Момму — царица Гэммэй. Традиция правления женщин не нова, но в VIII в. наследование престола по женской линии стало обычным явлением. Царицы из рода Фудзивара были послушным орудием в руках своих родственников — могущественных канцлеров, военачальников и министров-временщиков, влиятельных церковных деятелей, политика которых вела к дальнейшей китаизации и в то же время все больше усиливала влияние буддизма. С воцарением Гэммэй эта тенденция проявляется особенно отчетливо и продолжается в последующие царствования не ослабевая.
В годы правления Гэммэй происходят чрезвычайно важные в истории японской древности события. В 710 г. было объявлено о перемещении столицы. Согласно древним синтоистским правилам после смерти государя его наследник должен был переселяться в новый дворец, который строился в новом месте5. Но с 646 г., когда столица была перенесена из Асука в Тоёсаки, ее местоположение оставалось неизменным.
Выбор места для новой столицы пал на местность Со-но-Ками, где и была заложена новая столица Нара. Выбор данного места, расположенного довольно далеко от удобной для морских сношений с Китаем гавани Нанива (древнее название Осака), был вызван, скорее всего, близким соседством с главными в то время центрами буддизма — монастырями Хорюдзи, построенным в 607 г., и Якусидзи, основанным в 680 г. Официально было объявлено, что в результате гадания по линиям и точкам была выбрана наиболее благоприятная для ориентации по оси фыншуй (см. стр. 120) местность среди холмов и потоков.
Очарование природы этих мест и построек древней столицы проникновенно передано в трехстишии великого японского поэта XVIII в. Басе:
Нара нанаэ Ситидо гаран Яэдзакура.
Нара — семистенная,
Где семь монастырей святых
И цвет вишневый, многолепестковый.
Город возводился несколько лет и был построен по образцу танской столицы Чанъань. Именем Нара был назван период с 710 по 784 г.
Царствование Гэммэй было ознаменовано еще двумя чрезвычайно важными событиями в истории японской культуры. В 712 г. были созданы «Кодзики», а в 713 — «Фудоки».
«Кодзики» — самый древний из дошедших до нас литературных памятников Японии и в то же время первая известная в истории Японии попытка систематизации всех существующих знаний.
Несмотря на доминирующую роль синтоистских традиций, «Кодзики» отличается двойственностью. Архитектоника
5 Эти традиции, вероятно, связаны с синтоистскими идеями о скверне, являющейся следствием смерти, и о необходимости полного очищения, в том числе и о перемене места.
6 Гаран — весь монастырский архитектурный комплекс, который состоял в Нара из семи зданий: пагоды, молельни, зала проповедей, библио-тсчки, звонницы, трапезной, жилого помещения.
сочинения и ряд идей, в нем заключенных, отмечены китайским влиянием. Недаром традиция называет его творцами двух людей — Хиэда-но Арэ и Ясумаро. «Вещая и прозорливая» Хиэда-но Арэ воскрешает образ жриц, воплощенных в пластике ханива. Хиэда продолжает японскую синтоистскую традицию. Она принадлежит к катарибэ — наследственным рассказчикам, которые выступали хранителями устной традиции и создателями былинного эпоса. Ясумаро— образованный по-китайски «идейный вождь своего времени» [12, 67], подлинный творец концепции «Кодзики».
«Кодзики» как бы завершают развитие японского фольклора предыдущего периода. В «Кодзики» вошли сказания, свод космогонических, эсхатологических и исторических мифов. Здесь объясняется происхождение мира и человека, развитие человеческой культуры, истоки существующего строя — вообще всего, что входило в кругозор древних японцев.
В «Кодзики», видимо, вошла и часть сочинений, которые приписывались Сётоку-Тайси и считались погибшими во время пожара Юмэдоно (Хорюдзи) в 645 г. Так было положено начало официальной историографии, идеи которой последовательно развиваются в другом памятнике этого периода — «Нихонги». Ведущие идеи сочинения содержатся в обширном вступлении, приписываемом Ясумаро.
Первый раздел предисловия Ясумаро посвящается двум основным темам «Кодзики» — происхождению мира и его развитию, т. е. включает мифы космогонические и исторические. Ясумаро сочетает изложение довольно примитивных синтоистских мифов с китайскими философскими космогоническими идеями (первоначального хаоса, борьбы Инь и Ян, Форм Имени и пр.).
Первый акт космогонии состоит в отделении Неба от Земли, т. е. Равнины Высокого Неба — Такамагахара— от Низшего мира, что сопровождается появлением трех божеств, первоначальной Троицы синто: Амэ-но ми накануси, Таками-мусуби, Ками-мусуби. Через семь поколений (рождений) после Троицы появляется божественная чета Идзанаги и Идзанами. Эта чета выступает родоначальницей всего сущего в мире, и в первую очередь восьми больших островов — О-я-сима (Япония). Так начинается второй этап космогонии
Космогонический миф сочетается с эсхатологическим, в котором повествуется о смерти Идзанами, ее уходе в преисподнюю Ёминокуни и сошествии туда за ней ее божественного супруга Идзанами. Возвратившись из преисподней, Идзанаги совершает Великое Очищение — Охараи, которое сопровождается появлением новой триады великих богов.
Так завершается космогонический цикл.
Следующие за этим циклом мифы рисуют дальнейшее развитие мира от божественных зачинателей к богам-устроителям (т. е. культурным божествам) и далее к легендарным героям и смертным. Повествование постепенно подходит к периоду, непосредственно предшествующему времени написания «Кодзики».
В конце предисловия Ясумаро излагается содержание всего сочинения: первый свиток отведен описанию событий, предшествующих отделению Неба от Земли; второй свиток— от деяний Небесного Государя — Камму—Ямато Иварэбико до царствования в Хомуда; третий свиток — от царя О-но-Садзаки (Нинтоку) до царствования в Охарида царицы Суйко.
По мнению академика Н. И. Конрада, все мифы, излагаемые Ясумаро, можно разделить на три самостоятельных цикла [12, 56]. О двух первых циклах упоминалось выше, третий цикл посвящен завоеванию Японии потомками божества Ниниги-но-Микото.
Во втором цикле говорится об устроении страны О-я-сима. В центре повествования два божества: небесное — Такэ мика-дзути, посланец богини Аматэрасу, и земное — О-Куни-Нуси, глава богов, населяющих землю.
Ясумаро выделяет три основных события. Первое рассказывает о Великом Совете Богов у «Небесной Тихой Реки», сторонников Аматэрасу, собравшихся, чтобы решить, как покорить землю. Далее следует описание встречи небесных и земных божеств. Затем сообщается об очищении земли небесными божествами и об удалении злых, враждебных Небу земных богов. К этому мифу непосредственно примыкает миф об окончательном установлении порядка на земле и о воцарении там внука Аматэрасу (Тэнсон) Хико-хо-Ниниги, который, получив от божественной бабки три сокровища (зеркало, меч и яшму), сходит на землю, ступив на вершину горы Такатихо на острове Кюсю.
В центре повествования третьего цикла мифов — поход Камму Ямато Иварэбико (Дзимму тэнно) против Нагасу-нэбико, главы враждебных племен. Камму Ямато Иварэбико сталкивается со злым божеством, которое принимает образ медведя и насылает мор на его войско. Тогда Небо дарует ему волшебный меч и посылает вещего ворона указывать путь дружинам Дзимму тэнно. После завоевания Ямато Дзимму основывает свою столицу в селении Касивара.
Таким образом, во всех трех циклах речь идет о борьбе за власть. В первом цикле — на Небе, во втором — Небесные боги борются за власть над Землей и в третьем — происходит борьба за власть на Земле.
Последний свиток «Кодзики» посвящен Ясумаро описанию и характеристике царствования четырех самых знаменитых государей древности. Это царь Суйдзин (96—29 гг. до н. э.); Нинтоку (313—399 гг.), который превыше всего ставил заботу о благе своего народа; Сэйму (131—191 гг.) — устроитель государства, который ввел административное управление, и царь Инке (412—453 гг.), при котором были введены удзи (род) и ка'банэ (звания).
За описанием легендарных деяний в «Кодзики» чувствуется оценка Ясумаро современных ему исторических событий. Особенно сказывается это в выборе событий, которые включены в сочинение. Так, во второй части своего предисловия Ясумаро говорит о царствовании Тэмму тэнно (673—686) и пропускает сознательно более двух веков, на которые падают годы правлений Сётоку Тайси и последующая реформа Тайка при царе Тэнти. Здесь сказалось отношение Ясумаро к реформаторам, деятельность которых, видно, не пришлась ему по нраву. Ясумаро гораздо ближе умеренные традиции, проявившиеся в царствовании Тэмму, и он посвящает заключительную часть своего предисловия прославлению Тэмму тэнно. Ясумаро стремится противопоставить национальные традиции, синтоистскую культуру ки-таизму. Но и его концепция служит той же цели — укреплению централизованного государства и обожествлению государя.
Этой же цели подчинена и архитектоника его предисловия. В центре его — тема . создания «Кодзики», вдохновленная эдиктом Тэмму тэнно о собирании и исправлении старинных сказаний. В эдикте указывалось, что должны быть собраны и подвергнуты обработке царские летописи и исконные сказания.
Собиранию самых разнообразных сведений (включая и синтоистские предания) и их обработке и систематизации подчинено и составление первых «Фудоки» [56], начало которому было положено в 713 г. и которое продолжалось затем в течение VIII—X вв.
В царствование сменивших царицу Гэммей государей продолжалось с еще большим размахом застраивание столицы Нара, украшение буддийских монастырей, возведение различных сооружений (мостов, плотин, каналов). Буддизм проникает теперь во все без исключения области политической и экономической жизни. Но в то же время в этот период развивается и местная японская культура, оказывая, в свою очередь, большое влияние на все стороны жизни. Идеологическим оформлением этого процесса взаимодействия синтоистских и буддийских традиций является становление синкретического вероучения рёбусинто. На протяжении всей истории Японии буддийская церковь не раз выступала серьезным претендентом на роль политического гегемона. Традицию своих политических притязаний церковь начинает с первой половины VIII в., т. е. со времени царствования Сёму тэнно (724—748). С этого момента церковь почти целиком завладевает управлением государствам. С Сёму фактически начинается своеобразный институт инке, оформивший политическую власть церкви. Инке, или инкё-каё, устанавливал правила обязательного отречения царя или царицы в пользу малолетнего наследника и пострижения царя в монахи. После пострига отрекшийся царь получал титул регента-правителя. Таким способом церковь приобретала важное орудие для захвата власти.
В царствование Сёму строится монастырь Тодайдзи, превратившийся в главный очаг ведущей в этот период буддийской секты Кэгон, которая стремится к активной ассимиляции синто.
Предпосылкой возникновения синкретического вероучения послужило весьма быстрое распространение учения «хондзи суйдзяку».
Сложившееся в первой половине VIII в. учение «хондзи суйдзяку» провозглашало, что синтоистские божества суть не что иное, как будды, которые изменили свой облик, явившись на японскую землю. Ведь согласно буддийским догмам, все сущее может изменять свой облик и форму. Здесь уже окончательно представлены пути, по которым идет процесс слияния буддизма и синтоизма, т. е. формируется новое вероучение — так называемое рёбусинто, что означает буквально «двойной путь богов».
Этот процесс достаточно полно отражен в искусстве того времени, которое имеет преимущественно культовое назначение и обслуживает буддийские храмы и монастыри. В бур- жуазной историографии существует даже специальный термин «буддийское искусство».
Несомненно, роль буддизма в развитии культуры этих стран была очень велика. В Японию, в частности, буддизм приносит достижения культуры древнейших цивилизаций мира — Китая, Индии, стран Центральной Азии. Вовлечение Японии в орбиту мировой культуры, в свою очередь, стимулирует развитие местной культуры. Активизуется процесс отбора и усвоения стилистических особенностей стран континента и становление стиля японского искусства. Причем формирование японского национального -стиля в искусстве нередко происходит путем выработки синкретического стиля в русле развития приемов изображения буддийских божеств. Влияние идеологии рёбусинто в этом случае весьма значительно.
Буддийская церковь в Японии настойчиво добивается объединения синтоистского и буддийского культов. В 715 г. впервые к синтоистскому храму было пристроено помещение для отправления буддийского культа [94; 106]. В 728 г. был заложен знаменитый буддийский монастырь Тодайдзи. Его основание храмовое предание приписывает первому настоятелю Тодайдзи — монаху Робэн (689—773). Выдающийся церковный деятель, философ, писатель и художник, Робэн был учеником основателя секты Кэгон в Японии — китайского проповедника Досэн. Секта Кэгон очень скоро становится оплотом новой религии рёбусинто.
С 741 г. храму Тодайдзи были подчинены все мужские монастыри на периферии. Сокровищница храма — Сёсоин, богатства которой ведут свое начало от поминального вклада Сёму, является уникальным музеем искусства народов Дальнего Востока и Центральной Азии и великолепной иллюстрацией культурных связей древней Японии.
В 735 г. в храме Тодайдзи начались работы по созданию колоссальной бронзовой скульптуры Будды [94], которая, как было объявлено в специальном манифесте, должна была одновременно явиться воплощением Будды и синтоистского божества Солнца — богини Аматэрасу. Так демонстрирует свою мощь буддизм, выступающий теперь в качест
Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 1252;