Собор Покрова Божией Матери на Красной площади в Млоскве.
Впоследствии названный храмом Василия Блаженного.
Построен в Москве в память о битве за Казань, происшедшей в день Покрова 1 октября 1552 г. Из текста летописи XVII в. известно, что его авторами были два архитектора — Посник и Барма. Этот храм, построенный на Красной площади, доминировал над кремлевскими соборами, расположение в центре Москвы определило его общенародное значение. Девять маленьких церквей объединены в единую симметричную композицию. Площадь центрального, квадратного в плане объема в два раза больше боковых, различных по форме объемов. Главный храм, перекрытый шатром, создает основную центральную вертикаль. Сочетание кокошников разной формы и масштаба, отличие формы и размеров куполов боковых приделов, разнообразие декора — все придает собору Василия Блаженного особую нарядность, чему способствует и введенная позднее окраска.
Отныне основной декор столпообразных храмов сосредоточивается снаружи, а не внутри. Интерьеры всех этих церквей XVI века узкие, тесные, плохо освещенные и мало украшены.
Одновременно со строительством шатровых храмов продолжалось возведение традиционных пятиглавых церквей, для которых образцом обычно служил Успенский собор Московского Кремля. К таковым относятся соборы:
Собор Святой Софии в Вологде,
Смоленский собор Новодевичьего монастыря,
Успенский собор в Ростове,
Успенский собор Троице-Сергиевой лавры.
ЖИВОПИСЬ XVI ВЕКА
В живописи XVI века расширяется круг тем, появляются нецерковные сюжеты из всемирной и особенно русской истории. Многие иконы этого времени:
«Видение Евлогия»,
«Видение лествицы»,
«Притча о слепце и хромце» — иллюстрируют рассказы-притчи, в которых представители духовенства не всегда оказываются положительными персонажами. Евлогий видит во сне ангелов, покровительствующих одним монахам, а других порицающих за стяжательство. Монахи расхищают монастырские богатства, подобно слепцу и хромцу, крадущим плоды сада - монахи поднимаются по лестнице, которую им указывает Иоанн Лествичник, на небо, но не все достигают его.
Иконописцы XVI века многословны, их задача полнее и подробнее разъяснить тему. Композиции перегружены деталями, в них много подробностей, аллегорических персонажей.
Видя, что живописцы все более отходят от иконографических канонов, церковь пытается подчинить себе искусство. На церковном соборе 1551 года, называемом Стоглавым, были введены лицевые иконописные подлинники, то есть образцы изображения отдельных святых и целых композиций.
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 550;