РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ второй половины XVII века.
Русская иконопись второй половины XVII века связана с именем художника, который в своем творчестве сочетал старые традиции с новыми исканиями.
Симон Ушаков (1626—1686) был человеком разносторонних интересов. Вместе со своим другом Иосифом Владимировым он отстаивал в теоретических сочинениях право художника изображать реальную жизнь. В «Слове к любителям иконного писания» он призывал художников правильно отображать земную красоту, сравнивая живопись с зеркалом. Интерес к теории искусства, столь показательный для всей деятельности Ушакова, вообще характерен для этой эпохи.
Ушаков был иконописцем и должен был следовать канонам, как того требовала церковь. Однако художник смело вводил в изображения элементы реальной жизни, многочисленные бытовые подробности. В иконах он последовательно применял светотеневую моделировку, придавая почти скульптурную объемность ликам святых, Христа или Богоматери.
«Богоматерь Владимирская» (позднее она стала называться «Насаждение древа государства Российского»). В иконе, выполненной по царскому заказу, Ушаков в центральном медальоне изобразил Владимирскую Богоматерь, которая считалась покровительницей Руси. Медальон с ее фигурой расположен на стволе дерева, в ветвях которого помещены небольшие медальоны с портретами русских великих князей и царей. В этой иконе художник проявил себя незаурядным портретистом.
«Троица».Сочетание старых и новых тенденций особенно заметно в этой иконе Симона Ушакова. Взяв за основу старую иконописную схему композиции, художник, стремясь показать божественную сущность своих персонажей, обильно покрыл их одежды золотыми линиями, уделив большое внимание и золотому фону, на котором разворачивается действие. Лица и руки ангелов переданы, однако, так объемно, как их не изображали до сих пор. В построении композиции художник применил некоторые элементы прямой перспективы, незнакомой старым русским мастерам. В форме здания, помещенного на заднем плане, ясно ощутимы черты архитектуры Возрождения, известной, очевидно, Ушакову по тем гравюрам, которые распространялись в это время.
Ушаков был одним из главных художников Оружейной палаты, которая в XVII веке становится основным художественным центром страны. Она приобретает исключительное значении как школа, занимающаяся подготовкой высококвалифицированных мастеров живописи и прикладного искусства. Лучшие из них остаются при Оружейной палате, выполняя различные государственные и частные заказы. Особенно расцветает деятельность Оружейной палаты, когда во главе ее становится боярин Богдан Хитрово, человек тонкого вкуса и незаурядных организаторских способностей. В Оружейной палате работали не только русские художники. Приезжие мастера часто обогащали творческий опыт русских живописцев, способствовали совершенствованию их технических навыков, они знакомили питомцев Оружейной палаты с масляной техникой, с законами прямой перспективы, с особенностями светотеневой моделировки форм. В 1660-х годах здесь трудились:
армянин Богдан Салтанов,
голландец Даниил Вухтерс,
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 985;