Церковь воинствующая»(«Благословенно воинство»).
Икона создается для Успенского собора Кремля в середине XVI века. Она прославляет казанский поход Ивана Грозного. В ней воздается хвала победителям. Представлено торжественное шествие пеших и конных воинов. Среди них князья Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской. Возглавляет войско молодой Иван Грозный, впереди которого скачет на коне архангел Михаил. Процессия движется к городу, символизирующему Москву. Перед городскими стенами сидит на троне Богоматерь, на коленях у нее младенец, передающий ангелам венцы. Ангелы увенчивают ими воинов. Сзади войска — горящий город. Это побежденная Казань. Икона написана в неяркой гамме. Своеобразным величием пронизано движение войска, разворачивающегося не в глубину, а вширь и вверх. В иконе много жанровых деталей.
Повествовательное начало в живописи выражено в житийных иконах, а также в книжной миниатюре.
Лицевой летописный свод (1560—1570 гг.).
Он состоит из десяти томов, в которых содержится шестнадцать тысяч миниатюр. Шесть последних томов посвящены событиям русской истории, они особенно насыщены жанровыми сценами. Композиционная связь миниатюры и текста появилась лишь в последних томах. В них миниатюра стала занимать две трети листа, и для строк текста не всегда оставалось место. В XVI веке материалом для книги служит не дорогостоящий пергамент, а бумага. Исполненный пером рисунок расцвечивается акварельными красками.
КНИГОПЕЧАТАНИЕ
К середине XVI века относится появление книгопечатания на Руси, сыгравшее немалую роль в истории древнерусского искусства.
В 1564 году Иван Федоров издал «Апостол» (одна из книг Библии, содержащая Деяния и Послания апостолов). Первые печатные книги украшались гравюрами, часто выполненными по западным образцам.
ИКОНОПИСЬ конца XVI — начала XVII вв.
В иконописи конца XVI — начала XVII веков получило распространение своеобразное направление — так называемая «строгановская» школа».
Распространяется «строгановская» школа (некоторые ее художники работали по заказу Строгановых). К этой школе принадлежали многие иконописцы, среди которых самыми известными были:
Прокопий Чирин,
Истома Савин, его сыновья
Никифор и Назарий.
«Строгановские иконы», небольшие по размерам, характеризуются тонкой манерой письма, ювелирной выписанностью деталей, красочная гамма обильно включает золото и серебро. Художники захватывают зрителя занимательностью рассказа. Фигуры святых пропорционально вытянуты. Они стоят на носках, в движениях много манерности. Святой на иконе обращен не к зрителю, он молится, повернувшись к Богоматери, святым или Христу, изображенным в углу иконы в сегменте неба.
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 616;