Собор Рождества Богоматери Антониева монастыря, 1117.
Георгиевский собор Юрьева монастыря, 1119, строит новгородский архитектор Петр, имя которого донесла до нас летопись. Это также княжеский храм, представляющим собой парадное сооружение. К северо-западному углу здания примыкает прямоугольная лестничная башня, стена которой сливается в единое целое с западным фасадом храма. Собор завершают три поставленные асимметрично главы: одна над средокрестием, две другиее— на углах западной стороны основного объема. Высота храма, его просторные хоры напоминают св. Софию. Ниши и лопатки подчеркивают величественную плоскостность его стен.
По сравнению с выстроенным за два года до него Собором Рождества Богоматери Антониева монастыря и близким к нему своим асимметричным трехглавием Георгиевский собор более совершенен и соотношение его архитектурных масс более гармонично.
Живопись.
Собор Святой Софии.
Изображение первого христианского императора Константина и его матери Елены - сохранилась от росписей, покрывавших стены храма в середине XI века. Этой фреске свойственна некоторая графичность, ее блеклые голубовато-розовые тона явились результатом разрушения верхнего красочного слоя. Еще в конце прошлого века можно было прочесть рядом с головой Елены надпись «Олена», свидетельствующую о несомненном новгородском происхождении автора фрески.
В начале XII столетия в живописи Новгорода существует несколько направлений:
- грекофильское, то есть, находящееся под влиянием Византии,
- западническое, связанное с западноевропейской живописью,
- местная школа, черты складывающей местнойновгородской школы иконописи.
Фреска «Иов на гноище» в Николо-Дворищенском собору - принадлежит к грекофильскому напрвлению. Она иллюстрирует один из библейских рассказов о многострадальном Иове, у которого бог отнял все, чтобы испытать силу его веры. Даже заболев такой страшной болезнью, как проказа, Иов продолжает верить в бога. Он принимает пищу, которую подает ему жена на длинном шесте, отвернувшись от него. В ликах, которые трактованы с помощью светотеневой моделировки, в их восточных типах,в теплом охристом колорите сказалось знакомство художника с византийскими образцами.
Фрески собора Рождества Богоматери Антониева монастыря, «Пир Ирода» - принадлежат западническому направлению новгородской живописи, больше связанному с западноевропейской живописью. Работавшие здесь художники помещали на стенах стоящие фигуры святых. Среди немногочисленных эпизодов повествовательного цикла особенно выразительны те, которые посвящены истории Иоанна Крестителя со сценой пира у Ирода и танцующей Саломеей.
Фрески Мартирьевской паперти Софийского собора, выполненные в тот же период, характеризуются местными чертами, которые, развиваясь в дальнейшем, станут основными в новгородской живописи. Характер лиц, разнообразная, но несколько приглушенная палитра, суровость образов отличают это направление.
Деисус (в переводе с греческого это слово означает моление) – вэтой композиции персонажи представлены молящимися, обращающимися к Иисусу Христу.
Фигуры пророков, приземистые, несколько тяжелые, изображены неподвижно стоящими между окнами барабана. Для них характерны те же особенности складывающейся местной новгородской школы.
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 940;