Вселенский Собор. Монофелитство.
Монофилитство буквально «одна воля». Эта ересь происходит из недр монофизитства. И носит некую политическую окраску. После 5 Вселенского Собора императоры продолжали искать пути воссоединения монофизитов с православными. Во время правления императора Ираклия (610-641 гг.) появляется учение под названием моноэнергизм «единое Богомужное действование», это учение Ираклию предложил монофизитский епископ Кир. В 630-ом году Кир был поставлен патриархом Антиохийским, а в 633г. написал «Девять согласительных членов», где развивает учение о моноэнергизме. В борьбу против этого учения выступают патриарх ерусалимский Софроний и преподобный Максим Исповедник. Именно они обосновали учение о двух волях во Христе. В 638 г. Ираклий издал «Эктесис», где запрещает говорить о двух волях во Христе и признает лишь одну волю. В 648г. его приемник Констанц 2 издает «Типос» (правило веры), где запрещает говорить, как об одной так и о двух волях.
В 649г. из-за неповиновению этому указу папа римский Мартин и Максим Исповедник были засланы в ссылки.
Император Ираклий спас Империю от Персов, однако в его время появляются новые враги – мусульмане. После того как мусульмане захватили Сирию и Палестину у Ираклия случился нервный срыв и до этого славный полководец превратился в нервного старичка.
Наверное, Ираклий был одной из наиболее трагических фигур из всех византийских императоров. Первую половину царствования Ираклия его армии боролись за внешнее, физическое сохранение вселенской Римской Империи. Но император с патриархом также думали о внутреннем, церковном единстве, которое было под угрозой из-за раскола между халкидонцами и монофизитами. Это было важно, так как именно в тех районах, где проходило большинство сражений — Армения, Сирия, Египет, — также шел и бой за души христиан.Предпринимая инициативу по примирению с монофизитами, Ираклий следовал примеру своих предшественников, пытавшихся добиться церковного единства на Востоке. Но его политика была построена не на простом уходе от проблемы, скорее Ираклий попытался продолжить развитие христологической мысли — в том направлении, которое, как он думал, началось уже при Юстиниане.
Так родился «моноэнергизм». Моноэнергизмкак формула единства обладал многими преимуществами. Главное из них — то, что на основе этой формулы могло произойти объединение двух сторон. Более того, моноэнергизм создавал мост не только между православными и монофизитами: как это ни парадоксально, его принимали и многие несториане, встреченные в Персии Ираклием. Несториане всегда учили, что две природы и две ипостаси Христа объединялись одним действием (энергией) в едином «просопоне единения». Однако, к сожалению, эта формула имела сомнительную репутацию, так как ее использовал Аполлинарий.
В 631 г. в Александрию прибыл новый халкидонский патриарх, наделенный властью как архиепископа, так и префекта (губернатора) Египта. Эта роль в Александрии была доверена Киру (631-639). Его задачей было объединить на основе моноэнергизма и Египет. Но в 631 г. никто не мог предвидеть, что миссия Кира будет весьма краткой, что в 639 г. в Египте воцарится ислам, который навсегда отрежет египетскую Церковь от Империи и на долгие века превратит ее в изолированное меньшинство. Для достижения своей цели Кир использовал как аргументы, так и силу. 3 июня 633 г. Кир совершил в главном соборе Александрии Евхаристию, на которой причастилась большая часть городского монофизитского духовенства и даже два епископа. Основой объединения послужили 9 анафематизмов, которые патриарх торжественно провозгласил с амвона. Анафематизмы были составлены на базе обычных Кирилло-халкидонских формул, типичных со времени Юстиниана. Но в этом же 7-м анафематизме появляется ключевая формула: «Тот же самый Христос и Сын действовал божественно и человечески через одну богочеловеческую энергию,как сказал св. Дионисий».
Но Кир не понял, что он затронул вопрос, который и является основным пунктом разделения между православными и монофизитами: проблему присутствия в ипостасном единстве реального и активного тварного человечества, которое и воспринял на Себя Логос. Но он не подозревал, что в халкидонском Православии есть люди, для которых истинная вера важнее всех церковных и политических соображений. Эти люди резко выступили против имперской политики.
В том же 633 г., когда было провозглашено объединение, в столице Египта гостил старец, ученый монах по имени Софроний (550-641).Во время описываемых событий ему было уже больше 80 лет. Софроний обладал широкой известностью и авторитетом духовного человека, и Кир решил показать ему 9 анафем, чтобы заручиться его поддержкой. Прочитав их, «Софроний падал Киру в ноги, плакал и умолял его не провозглашать их с амвона, так как это доктрины Аполлинария». Он сразу выступил против выражения «одна энергия» и потребовал заменить ее на «две». Кира возражения не остановили, и анафематизмы, как мы знаем, были провозглашены.
В 627-628 г. Софронийприбыл в Африку, где познакомился с другим беженцем от персидского нашествия — монахом Максимом (будущим Исповедником), который стал его духовным сыном. Папу занимает вопрос о безгрешности Господа Иисуса Христа, вытекающей из нетронутости Его человеческой природы первородным грехом. В Нем не было, по выражению апостола Павла, «иного закона в членах тела, противовоюющего закону ума». Все действия сходились к единству безгрешной воли.С этого момента моноэнергизм переходит в монофелизм.
В 648 г. император Констант II попытался закрыть тему. Он издал декрет, известный под именем «Типос», в котором вообще запрещал «любые споры и разговоры об одной воле или одной энергии, равно как и о двух волях или двух энергиях».
Но вопрос уже не мог быть снят простым имперским запретом: он требовал настоящего разрешения. Тем более, что на практике «Типос» означал запрет православным защищаться против официального монофелитства.
В чем же суть учения преп. Максима Исповедника? Она выражена в разработанном им учении о двух волях человека: природной и гномической, т. е. избирательной, или воле суждения. Св. Максим был абсолютно уверен, что как моноэнергизм, так и монофелизм являются предательством халкидонского провозглашения полноты человечества Христа. Там, где нет естественной, подлинной человеческой воли, там не может быть подлинной человечности. Воля и действие являются естественными свойствами духовной природы, и, следовательно, из двойственности природ неизбежно следует двойственность действий. Но если человеческая воля есть не более чем движение природы, то в чем же проявляется человеческая свобода? Как в таком случае можно объяснить грехопадение и восстание человека против Бога? Учение преп. Максима Исповедника о двух волях — природной и избирательной, — отвечающее на эти вопросы, стало его величайшим вкладом в патристическое предание.Под природной волей св. Максим имеет в виду главную характеристику духовного бытия, а под избирательной (или волей суждения) — волевой выбор или колебание между равнозначными и равноценными возможностями.
Человек, отпадая от Бога, оказывается рабом своих страстей, самого себя и, в конечном счете, сатаны. Поэтому для св. Максима человек был воистину свободен только тогда, когда он следовал своей природной воле, которая предполагала сотрудничество с Богом, творчество, согласное с Божественной премудростью, причастие и жизнь в Боге.
«Природная воля» есть тяготение природы к тому, что ей подобает, это сила, объемлющая все природные свойства. Природа в естественном своем состоянии, то есть в состоянии, не искаженном грехом, может желать только добра, поскольку она — «природа разумная», то есть устремленная к Богу. Воля совершенной природы воспринимает добро и, следовательно, принадлежит добру. Но грех затемнил и затуманил это восприятие, и теперь естество часто стремится к вещам «противоестественным», его желания погрязают в грехе. Однако у человека есть другая движущая сила, которая определяется не природой, но каждой человеческой испостасью, каждым человеком в отдельности. Это свобода выбора, или личное суждение каждого человека, которым он судит природную волю, принимая ее или отвергая и направляя к иной цели, и, очищая ее от греха, превращает ее в подлинную природную волю. Однако свобода выбора может быть и свободой восстания, бунта, движения против природы и, следовательно, саморазрушения. Адам и Ева в грехопадении воспользовались именно этим аспектом избирательной воли, который после изгнания из рая был закреплен их «природным» существованием. «Выбор» не является необходимым условием свободы: Бог волит и действует в абсолютной свободе, но именно Он никогда не колеблется и никогда не выбирает. Выбор предполагает раздвоенность и неясность, т. е. неполноту и слабость воли. Только грешная и немощная воля может колебаться и избирать.
Итак, император Констант II после смерти Максима направился в Рим. Он думал было перенести столицу из оказавшегося под ударами арабов Константинополя в Сиракузы, но был убит в этом сицилийском городе в результате дворцового переворота (668 г.). Императором стал его сынКонстантин IV Погонат (Бородатый) (668-685).Его царствование началось с отражения наступления арабов. Начиная с 663 г. в течение 15 лет арабы совершали ежегодные набеги на Малую Азию. К 678 г. арабский флот был разгромлен, и остатки его бесславно убрались из византийских вод. Арабы вынуждены были заключить 30- летний мир с Византией. Трудно переоценить всю важность победы византийцев в 678 г. Впервые победоносное шествие ислама было остановлено. Все силы арабов были направлены на овладение Константинополем, который был последней дамбой, сдерживавшей мусульманский потоп, — но Константинополь выстоял.
Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 1629;