Ход и решения 5 Вселенского Собора.
Пятый Вселенский Собор
Предпосылки созыва Собора
После 4 Вселенского Собора византийские императоры пытались всеми средствами воссоединить мнофизитов с православными.
В 476 году император Василиск издает свое послание, в котором осуждает 4 вселенский Собор и стает на сторону монофизитов. Это стало причиной его свержения с трона. Его приемник Зенон также издает свое послание «Энотикон» где умалчивает о теме одной или двух природ во Христе.
С приходом к власти Юстиана І Великого (527-565) попытки воссоединения стали проводится еще активнее. Отметим, что его жена Феодора была тайной монофизиткой. И с ее инициативы придворные епископа Феодор и Донициан предложили такой путь воссоединения с монофизитами: необходимо осудить Федора Мапсуестийского, а так же писания блаж.Феодорита Кирского и Иву Эдесского.
Однако, если бы это произошло то Церковь противоречила бы своей собственной воле, потому что двое последних лиц были признаны православными на 4 Вселенском Соборе.
Юстиниан І понял опасность данной идеи.
Основным принципом мировоззрения Юстиниана было единство: единство Империи, единство Церкви и вообще всеобщее единство. Для Юстиниана вопрос не состоял, как для нас, в определении отношений «между Церковью и государством» как между двумя различными социальными структурами.
Для него, народ Божий должен был быть ведом двумя различными иерархиями:
· одна — несущая ответственность за внешний порядок, безопасность, благосостояние и управление;
· другая — ведущая народ Божий в сакраментальное предвкушение Царства Божия.
Юстиниан Великий.
Это один из самых великих и образованных императоров Византии. Он в совершенстве знал не только философию и право, но и так же богословие. Он написал гимн «Единородный сыне». Он создал свой кодекс права «Кодекс Юстиниана», был так же автором идеи «симфонии» — сотрудничество церковной и светской власти. И так же был великим храмостроителем.
Конечно, самое главное творение Юстиниана — это собор Св. Софии. Главная базилика имперской столицы, посвященная Христу — Премудрости Божией (1 Кор., 1:24), была впервые построена Констанцием. Она сгорела в 404 г. во время волнений, связанных с ссылкой св. Иоанна Златоуста, и была вновь отстроена Феодосием II, но во время восстания «Ника» в 532 г. полностью сгорела. Новый, великолепный храм был отстроен за 5 лет (532-537) архитекторами Артемием Тральским и Исидором Милетским и освящен на Рождество 537 г. Наполненный светом громадный интерьер Великой церкви завершался гигантским куполом, символизировавшим нисхождение Неба на Землю. Стены были украшены золотыми мозаиками и разноцветными мраморными плитами. Массивные колонны были свезены с разных концов Империи, в том числе даже из разрушенного храма Зевса в сирийском городе Баалбеке. Надпись на золотом престоле гласила: «Твоя от Твоих Тебе приносяще рабы Твои император Юстиниан и Феодора».Впечатление, производимое собором (самым большим в христианском мире до XII в., когда началось сооружение гигантских готических соборов на Западе), было таковым, что до самого падения Константинополя в 1453 г. он оставался духовным центром всего восточного Православия.
Юстиниан стал, наверное, самым знаменитым византийским императором, но, несомненно, и самым противоречивым. Он был эмоциональным человеком, необычайно трудолюбивым (как мы бы сказали сегодня, workaholik) — в придворных кругах говорили: «Император никогда не спит», — вникавшим в каждую мельчайшую деталь правления. Он почти никогда не покидал своего дворца и никогда не выезжал из Константинополя. При всей роскоши своего двора он вел весьма аскетическую жизнь. Страстью его жизни было богословие.
Кроме мнения что Феодора была монофизиткой бытует и другое мнение:
Все любят рассказывать историю про то, как после смерти Феодоры Юстиниан случайно забрел на женскую половину дворца и обнаружил там скрывающегося монофизитского патриарха Александрийского Феодосия, ο чем он, якобы, ничего не знал. На самом деле такая картина неверна: Юстиниан и его двор никогда не отступали от халкидонской веры. Скорее всего, императрица была глубоко убеждена, что монофизиты круга Севира были чрезвычайно близки к православию и что если к ним относиться с терпимостью и уважением, они не смогут не понять и не принять Халкидонский Собор. С согласия и одобрения Юстиниана она поддерживала личные отношения с монофизитскими лидерами, предоставляла им убежище в нужные времена и активно участвовала в политических интригах направленных на их примирение с официальной Православной Церковью. Феодора с Юстинианом были очень дружной и слаженной парой и всегда действовали сообща: тут налицо была продуманная политика кнута и пряника. Православные считали ее ведьмой, а монофизиты его — тираном. В результате они могли оказывать влияние на обе стороны.
Ход и решения 5 Вселенского Собора.
В 552 году император Юстиниан издает свой эдикт о «трех главах» и этим же указом созывает 5 Вселенский Собор.
В эдикте Юстиниана осуждался Феодор Мопсуестийский, ряд писаний Феодорита Киррского и одно письмо Ивы Эдесского. Каждому из этих лиц была посвящена глава эдикта. Отсюда и выражение «три главы».
Как уже было отмечено выше, монофизиты постоянно обвиняли Халкидонский Собор в несторианстве, в большей степени из-за того, что Собор официально реабилитировал двух критиков Кирилла — епископов Феодорита и Иву. Так как Юстиниан надеялся прийти к подлинному богословскому согласию между двумя партиями, он должен был найти достойный ответ на эти обвинения.
На это защитники осуждения «трех глав» отвечали, что были осуждены не сами лично Феодорит и Ива, а лишь часть их писаний, а именно та часть, которая противоречила учению св. Кирилла или была направлена либо против него лично, либо против Эфесского Собора.
Однако на Западе эти же доводы не сработали.
В этот критический момент Юстиниан осознавал, что дальнейший прогресс его плана зависел от одного человека — папы Вигилия, и что возвышение папского авторитета, наконец, сыграет свою роль: папа обеспечит послушание Запада.
Однако Вигилий, видя столь единодушное неприятие «трех глав» на Западе, медлил и не давал ответа. Юстиниану пришлось послать ему весьма настойчивое приглашение посетить столицу, от которого папа уже не смог бы отказаться: в 545 г. в Рим прибыл отряд имперских солдат, чтобы с почетом повезти Вигилия в Константинополь. Он тянул как мог и ехал туда больше года.
В начале 547 г. папа прибыл в Константинополь. Его встретили с невероятной помпой. Тем не менее вначале Вигилий решил сопротивляться. Однако через полгода папа начал понимать всю отчаянность своего положения и дал Юстиниану секретные письменные обещания осудить «три главы», если будет созван собор под его председательством. Однако происшедшее недолго удовлетворяло Юстиниана: наконец-то он понял, что папская власть совсем не пользовалась таким авторитетом на Западе, как ему казалось.
Он стал готовиться к созыву Вселенского Собора.
Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 1726;