Ход и решения 6 Вселенского Собора.
Собор был созван указом императора Константином Погонатом (668-685гг.). Состоялся он в Константинополе, в нем участвовало 170 отцев, в том числе и представители папы Римского. Собор проходил в 680-681 гг. Всего было 18 заседаний. В своих решениях Собор постановил:
· - осудить ересь монофилитства
· - и ее идеологов: патриархов Сергия, Кирра, Пирра, Павла, Федора и папу Римского Монория
Таким образом Церковь учит о том, что отдельное естество не мыслимо без своей воли.
Монофилиты существуют до сих пор. После 6 Вселенского Собора их центр перемещается в монастырь Авва Мария находящийся в Ливане. Там они жили как отдельная сплаченная община, что помогло им выжить. Сейчас они называются – маронитская Церковь.
VI Вселенский Собор открылся 7 ноября 680 г.в Трулльском зале имперского дворца. До 16 сентября 681 г. прошло 18 сессий. Вначале в работе Собора принимало участие всего 43 епископа, но определение Собора подписано уже 174 иерархами. Такие низкие цифры отражают состояние христианского мира в 680-681 гг., когда Сирия, Палестина, Египет и Северная Африка были оккупированы арабами, Малая Азия разорена, а большая часть Балканского полуострова занята славянами. Представительство восточных патриархатов было номинальным.
В отличие от ранних Соборов, на которых обсуждались богословские вопросы сами по себе, собрание 680-681 гг. концентрировалось на вопросе Предания. По существу, на нем обсуждался единственный вопрос: можно ли использовать ранние соборные решения и писания отцов для оправдания учения об одной энергии и одной воле во Христе. Была проделана большая работа: приводились святоотеческие тексты, подлинность ряда писаний ставилась под вопрос, тексты сверялись друг с другом, проводились активные архивные поиски.
На Пасху 681 г. было восстановлено евхаристическое общение между Римом и Константинополем. Папский легат, епископ Портский, совершил Евхаристию на латыни, а император официально отменил налог, который папы должны были платить имперским властям после своего избрания. 15-е заседание Собора (уже после Пасхи) было посвящено одному вынужденному эксперименту. Некий монах Полихроний приобрел своей демагогией такой вес в глазах черни, что Собор смирился, позволив ему проделать предложенный им опыт: воскресить мертвеца в доказательство истины монофелитства. Полихроний уверял, что стоит ему положить на грудь мертвеца монофелитское исповедание веры, как тот сразу же встанет и провозгласит истину монофелитства: эта истина была-де открыта ему в видении. Для этой цели в зал заседаний Собора принесли недавно скончавшегося человека. Полихроний начал громко перед ним восклицать, делать молитвенные жесты, шептать ему что- то на уши. Сумасшедшему дали целых два часа срока, после которых толпа разъярилась и готова была растерзать его на части. Полихроний отказался отречься от монофелитства и был тут же анафематствован Собором: «Анафема новому Симону Волхву, анафема обманщику народа!»
Вот определение веры Собора:
«Проповедуем также, по учению свв. отцов, что в Нем и две природных воли или два природных желания, и два природных действиянераздельно, неизменно, неразлучно, неслиянно.И две природных воли, не противоположных одна другой, как говорили нечестивые еретики, — да не будет! Но его человеческое желание не противоречит (т. е. не стоит в противоположности фактически) и не противоборствует (т. е. не противится преднамеренно), а следует им» лучше сказать, подчиняется Его божественному и всемогущему желанию».
Но главное значение решений, принятых в 680-681 гг., — не столько в словах или формулах, сколько в видении воплощения, явленном в богословии преп. Максима. Итак, на этом в основном, можно сказать, была завершена эпоха христологических споров. Преп. Максим оказался достойным завершителем дела своих великих предшественников, ибо именно его богословие послужило основой для формулирования православного учения о воплощении и для торжества Православия.
Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 1417;