Земский собор 1613 г.
В 1613 г. состоялся Земский собор, на котором должны были избрать царя. Претендентами на
престол были польский королевич Владислав, сын шведского короля Карл-Филипп, сын Марины Мнишек и Лжедмитрия II Иван, представители знатных московских родов. Царем избрали Михаила Федоровича Романова. Новый царь был сыном митрополита Филарета, умевшего во время Смуты поладить и с Лжедмитрием I, и Василием Шуйским, и с тушинцами. Представителей противоборствующих группировок устраивала и молодость Михаила. Наконец, Романовы были косвенно связаны со старой династией через первую жену Ивана Грозного.
В 1617 г. между Россией и Швецией был заключен Столбовским мир. Шведы возвращали России Новгородскую землю, но оставляли за собой Балтийское побережье, города Ям, Орешек, Копорье и Корела. Россия выплачивала Швеции большую денежную компенсацию.
Королевич Владислав не оставил своих замыслов занять русский престол. Он совершил поход на Москву, но взять ее не смог. Неудачей завершилась и осада Троице-Сергиева монастыря. Поляки вынуждены были пойти на перемирие, которое было подписано в деревне Деулино в 1618 г. Россия отдавала Польше Смоленскую, Черниговскую и Северскую земли. Россия отстояла свою независимость, но понесла серьезные территориальные потери. Хозяйство страны было разорено.*
*Смутное время всегда вызывало споры среди историков. Ряд исследователей полагает, что некоторые эпизоды Смуты таили возможности альтернативного развития для России (например, зачатки договорных отношений между царем и подданными при призвании на престол Василия Шуйского и королевича Владислава). Многие историки указывают, что национальная консолидация, позволившая отразить иноземные вторжения, была достигнута на консервативной основе, что надолго отложило остро необходимую стране модернизацию.
РОССИЯ В XVII—XVIII вв.
Источники
К XVII в. большинство историков относит начало «нового» периода русской истории. Наряду с дальнейшим утверждением феодально-крепостнического строя в этот период в недрах экономики России начинают вызревать элементы капиталистического уклада хозяйствования, упрочиваются связи между отдельными регионами страны, начинает формироваться всероссийский рынок. Поступательное развитие феодализма выразилось в установлении в России сословного режима, утверждении абсолютизма, окончательном оформлении системы крепостного права.
В XVII—XVIII в. происходят значительные изменения в культурном облике России. Определяющими тенденциями развития русской культуры в этот период является ее обмирщение, утверждение рационализма, активное сближение с западноевропейской культурой.
Все эти изменения отразились на характере источников по истории России XVII—XVIII вв. Прежде всего, теряет свое значение такой важнейший при изучении предыдущих периодов истории России вид источников, как летописи. В XVII в. отмирает общерусское летописание, его заменяют новые формы исторических сочинений — местные и одно-событийные летописцы, сказания, истории, рассуждения и т.п. Первой напечатанной русской книгой по истории стал «Синопсис, или краткое собрание из разных летописцев», составленный под руководством настоятеля Киево-Печерского монастыря Иннокентия Гизеля.
В XVII в. оформляется система законодательства крепостнического государства. В 1649 г. Земским Собором было принято «Соборное Уложение» — кодекс действующих русских законов, просуществовавший в качестве единственного общерусского свода до 1830 г. Этот памятник, содержащий более 900 статей, является ценнейшим источником по социально-экономической, политической, культурной истории России.
В «Соборном Уложении» нашли свое отражение такие процессы, как складывание абсолютистского государства, консолидация господствующего класса и утверждение его привилегий, оформление системы крепостничества. Именно 1649 г. считается годом окончательного оформления крепостного права на Руси.
В процессе становления абсолютизма происходит бюрократизация административного управления. В XVIII в. появляется множество родов регламентирующей документации — наставлений, регламентов, инструкций, наказов, табелей и т.п. Излюбленными формами государственных распоряжений русских монархов были манифесты, грамоты и указы. Их количество было особенно велико в эпоху просвещенного абсолютизма, когда была распространена вера в справедливость и всемогущество «мудреца на троне».
В XVII—XVIII вв. резко увеличивается поток хозяйственной документации. Эти материалы, сохранившиеся в большом количестве, имеют важное значение для исследования экономических и социальных процессов, происходивших в стране. Особую ценность представляют данные регулярных подушных переписей податного населения — ревизий, введенных Петром I в 1718 г. С 1719 по 1857 гг. в России было проведено 10 ревизий. К середине XVIII в. относится зарождение русской статистики. Первые анкетные обследования в России в 1750-х гг. ввел М.В. Ломоносов.
На XVII-XVIII вв. приходятся все крестьянские войны, произошедшие в России. Интересным источником, отражающим идеологию и программу восставших, являются так называемые прелестные письма, исходившие из ставок Разина, Болотникова, других руководителей крестьянских восстаний. Однако эти документы уничтожались властями и дошли до нас лишь фрагментарно в составе следственных дел. Наиболее полно сохранился архив «Военной коллегии» Пугачева, который свои распоряжения по-царски именовал указами и манифестами. Один из них, провозглашавший «вечную вольность» помещичьих крестьян, русский историк В.И. Семевский метко назвал «Жалованной грамотой крестьянам».
Видное место в изучении общественно-политического и духовного развития России занимают публицистические произведения, роль которых усиливается в связи с распространением в XVII-XVIII вв. печатной литературы. Характерной особенностью публицистики XVII в. было обращение к истории «смуты». Наиболее известными памятниками XVII в. являются «Временник Ивана Тимофеева», «Сказание» келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына, две так называемые Псковские повести, «Сочинение о России в царствование Алексея Михайловича», политического эмигранта Григория Котошихина. Особое место в литературе XVII в. занимают первые русские мемуары — «Житие протопопа Аввакума», написанное главным идеологом старообрядчества. Крупнейшим публицистом петровской эпохи был Феофан Прокопович, в своих сочинениях «Правда воли монаршей», «История Императора Петра Великого» и др. обосновавший необходимость установления абсолютизма в России. Интересным памятником экономической мысли XVIII в. является «Книга о скудости и богатстве» И.Т. Посошкова, в которой отражены интересы русского купечества. Яркую картину дворянского разгула эпохи просвещенного абсолютизма нарисовал в своем тайном сочинении «О повреждении нравов в России» екатерининский вельможа князь М.М. Щербатов. В конце XVIII в. появились сочинения А.Н. Радищева, которые свидетельствуют о зарождении революционной идеологии в России.
К XVIII в. относится появление принципиально нового вида источников — периодической печати. Первая печатная русская газета «Ведомости» начала выходить в Москве с 1702 г.*
*Первой рукописной русской газетой были «Куранты», издававшиеся при дворе Романовых в XVII в.
В 1728 г. стали выходить и «Санкт-Петербургские ведомости». К концу столетия в России выходило уже несколько десятков периодических изданий.
Дата добавления: 2016-01-09; просмотров: 701;