ФРАНЦУЗСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

ОСНОВЫ ТЕОРИИ МНОЖЕСТВ В УЧЕНИИ Б.БОЛЬЦАНО (1781-1848)

 

Бернард Больцано – чешский философ, математик и логик, был профессором теологии в Праге. Личность уникальная, он еще и социалист-утопист, был уволен за пропаганду свободомыслия из университета. Больцано один из предшественников ма­тематической логики, заложил основы теории множеств.

 

ЛОГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ Г.ФРЕГЕ (1848-1925)

 

Вместе с Ч.С. Пирсом, немецкий логик Готлоб Фреге является основателем логической семан­тики. Его статьи «О смысле и значении» (1892) и др. явились основой для дальнейших исследований по логической семантике Б. Рассела, Р. Карнапа, А. Тар­ского, У. Куайна, К. Льюиса, А. Чёрча и др. Интерес к логике, к анализу научного языка обусловлен вышеуказан­ными проблемами в математике и физике.

В связи с изложением учения Г. Фреге имеет смысл упомянуть Чарльза Морриса, ко­то­рый в 30-х годах XX века, развил в систематической форме учение о знаках, назвав его семиотикой. В семиотике развивалось учение о согласованности знаков между со­бой, знака к обозначаемому и практику применения знаков в деятельности.

ТЕОРИЯ СМЫСЛА

 

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА

 

КАНТОР Г. (1845-1918)

 

Георг Кантор – выдающийся математик, создатель теории множеств, на основе кото­рой бази­руется современная математика, эта теория множеств в то время была революцией в математике. После выступления против него интуитивистов, он перестал выступать в печати с 1897 года. Я думаю, что дело тут не в этом- сыграл возрастной момент. Ибо только в молодости считают, что творчество в области символических конструктов имеет большое значение в че­ловеческой культуре, - таковы закономерно­сти действия механизма традиции в личности, про­исходит процесс затухания инновационных энергетических позывов в человеке.

 

ИНТУИТИВИЗМ

 

Возник кризис тогда, когда после бурного развития математической науки во второй половине XIX века встал вопрос о его упорядочении и строгой логической обоснован­ности его по прин­ципам злополучного Евклида. Но этот вопрос так и не был решен окончательно, но произошло уточнение языка математики, уточнение математических понятий. Т.е. произошло типичное для любого процесса развития социокультурного артефакта фальсифицирование, которое при­водит к процессу «сброса» и унификации содержания традиции, в данном случае унификации традиции математического знания. Здесь мы имели несколько направлений, которые вырабатывали фальсификационные стратегии: интуиционизм и конструктивизм.

ГИЛЬБЕРТ

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Больцано Б. Парадоксы бесконечного. 1911.

2. Бирюков Б.В. Теория смысла Г.Фреге \\ Применение логики в науке и технике. М.,1969

 

ФИЗИКА

 

Перестройка физической картины мира. Парадокс абсолютно черного тела. Модели «атомарной» системы. Возвратиться к показанной дилемме: энергетизм – атомизм. Проблема волново-корпускулярной природы ..

 

Планк М. «Наука представляет собой внутренне единое целое. Ее разделение на от­дельные области обусловлено не столько природой вещей, сколько ограничененостью человеческого познания. В действительности существует непрерывная цепь от физики и химии через биологию и антропологию к социальным наукам, цепь, которая ни в од­ном месте не может быть разорвана разве лишь по произволу» (Plank M. Eruner

«Мир Исаака Ньютона, который триста лет стоял несокрушимой твердыней современной цивилизации, рухнул перед критической мыслью Эйнштейна, как иерихонские стены. Мир Ньютона был оплотом детерминизма.. все поддавалось исчислению; все свершалось потому, что должно было свершиться. Десять заповедей были стерты со скрижалей божественного закона, их место заняла космическая алгебра, математические уравнения. В этом была моя вера, в этом я обрел догмат непогрешимости.. а теперь, теперь… что осталось от всего этого?.. Все – прихоть! Мир, поддавшись измерению, оказался без меры и числа» (Шоу Г.Б. Полное собрание пьес. В 6-ти томах. Т.5. Л. 1980. С.633-634). Надо полностью процитировать.

 

 

БРОЙЛЬ

ЭЙНШТЕЙН А.

 

Альберт Эйнштейн – создатель теории относительности, которая кардинально изме­нила наше видение и понимание мира.

 

«Человек стремится каким-то адекватным способом создать в себе простую и ясную картину мира для того, чтобы отоваться от мира ощущений, чтобы в известной степени попытаться заменить этот мир созданный таким образом картиной. Этим занимаются художник, поэт, теоретизирующий философ и естествоиспытатель, каждуй по-своему. На эту картину и её оформление человек переносит центр тяжести своей духовнной жизни, чтобы в ней обрести покой и уверенность, которые он не может найти в слишком тесном головокружительном круговороте собственной жизни» (Эйнштейн А. Собрание научных трудов. М., 1967. Т2, 4 (какой том неясно. С.136)

 

«Храм науки – строение многосложное. Различны пребывающие в нем люди и приведшие их туда духовные силы. Некоторые занимаются наукой с гордым чувством своего интеллектуального превосходства; для них наука является тем подходящим спортом, который должен им дать полноту жизни и удовлетворение честолюбия. Можно найти в храме и других: плоды своих мыслей они приносят здесь в жертву только в утилитарных целях. Если бы посланный богом ангел пришел в храм и изгнал из него тех, кто принавдлежит к этим двум категориям, то храм катастрофически опустел бы» (Эйнштейн А. Собрание научных трудов в 4-х томах. Т.4. М. 1967. С.39).

Удолстоенные же милости ангела, которых он оставил бы в храме – это «люди странные, замкнутые, уединенные» (Эйнштейн А. Собрание научных трудов в 4-х томах. Т.4. М. 1967. С.39).

 

«У философов недостаток творческих способностей часто проявляется в том, что они не излагают свой предмет систематически, исходя из собственной точки зрения, а, наоборот, заимствуют готовые утверждения у других авторов и лишь пытаются их критиковать или комментировать. Однако автор, уверенный в своих силах, сам воюет со своим предметом, систематически излагает его, а результаты собственного анализа сравнивает с положениями, выдвигаемыми другими авторами, лишь после того, как он самостоятельно выработал и провел в жизнь свою точку зрения» (Эйнштейн А. Собрание научных трудов в 4-х томах. Т.4. М. 1967. С.67).

 

«Много разных людей посвящало себя науке, но не все посвящали себя науке ради самой науки» (Эйнштейн А. Собрание научных трудов в 4-х томах. Т.4. М. 1967. С.1520.

 

ПРОСТРАНСТВО-ВРЕМЯ

 

На воззрения Эйнштейна оказал Э. Мах

 

ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ПОЛЯ

 

Принцип «частичности» любой теории. Социокультурные аспекты феномена «неполноценно­сти» любого теоретического конструкта.

 

ГЕЙЗЕНБЕРГ В.

 

ПРИНЦИП НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

 

Постепенно возникает в науке парадоксальная ситуация, начинают действовать лишь вероятностные метода описания, сама наблюдатель входит в символический конструкт, кото­рый описывает «предельные» основания бытия – микромир. Это считается сейчас естествен­ным, тогда это выглядело парадоксальным.

Принцип неопределенности послужил основой теологических спекуляций относительно того, что раз в мире признано отсутствие детерминизма, то в ней остается место человеческой свободе и божественному Провидению.

СТИЛЬ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ

 

В принципе он не одинок в идее применения концепта «стиль» для понимания науч­ной дея­тельности. В начале 50-х годов Паули и Борн ввели понятие стиля физического мышления, под которым понимали устойчивые, сохраняющиеся на длительное время существенные черты фи­зической теории, которые являются «запретительными» ли­ниями демаркации, не позволяющие допускать гипотезы вне этих линий демаркации принятой физической теории.

 

«Если мы описываем группу связей с помощью замкнутой и связной системы понятий, аксиом, определений и законов, что со своей стороны может быть снова пред­ставлено в виде материальной схемы, то мы фактически изолируем и идеализируем группу связей – с целью их научного изучения. Но даже если достигнута полная яс­ность, то всегда ос­тается еще не извест­ным, насколько точно соответствует эта система понятий реальности» (Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989. С.62)

 

«.. идеализацию можно сравнить, например, с различными стилями в искусстве, ска­жем, со стилями архитектуры и музыки. Стиль можно определить как систему формальных правил, применяемых к материалу теми или иными видами искусства» (Гейзенберг В. Физика и фило­софия. Часть и целое. М., 1989. С.62)

 

«Стиль возникает из взаимного общения между миром и нами самими, или точнее ме­жду ду­хом времени и художником» (Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989. С.63)

 

«Мы убеждены, что наши сегодняшние проблемы, наши методы, наши понятия являются, по крайней мере отчасти, результатами развития научной традиции, сопровождавшей и направлявшей науку на ее многовековом пути» (Heisenberg W. Tradition in sceince N.Y. 1983 p.1)

 

«Если в наше время можно говорить о картине природы, складывающейся в точных науках, речь, по сути дела, идет уже не о картине природы, а о картине наших отношений к природе. Старое разделение мира на объективный ход событий в пространстве и времени, с одной сто­роны, и душу, иначе говоря, картезианское различение res cogitans и res extensa уже не может служить отправной точкой в понимании современной науки» (Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М.,1987 с.303-304)

 

 

БОР Н. (1885-1962)

 

Смысл принципа дополнительности состоит в том, что признается необходимость со­существования двух или нескольких противоречащих друг с другом, но непротиворе­чивых внутри себя описаний реальности. Принцип дополнительности указывает на то, что наше знание о реальности исходно неполноценно, сама реальность значительно глубже наше знания о ней. Дж. Холтон видел истоки «принципа дополнительности» Н.Бора в философии С. Киркегора, которой под воздействием своего учителя Х. Хоффдинга был увлечен Н.Бор. Он подчеркивал: «То, что Кьеркегор подчеркивал разрывы между несовместимо­стями, говорил о «скачках» вместо непрерывных переходов, делал акценты на включенность субъекта и на внут­реннюю дихотомичность, было столь же «неклассичными»» (Холтон Дж. Тематиче­ский анализ науки. С.193).

 

«В спорах с Гейзенбергом Бор стремился вывести соотношение неопределенностей по­ложения частицы и ее импульсы из неразрывности волнового и корпускулярного ас­пектов. В этих спо­рах и рождалось представление о дополнительности двух аспектов, который был выдвинут Бо­ром в 1927 году» (Кузнецов Б.Г. Принцип дополнительности. М., 1968. С.8).

 

Принцип дополнительности послужил основой для разного рода теологических спекуляциий, утверждавших от кризисе науки, которая сама признала принципиальную непознаваемость мира.

 

ЗОММЕРФЕЛЬД

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Борн М. (о стиле) \\ Вопросы причинности в квантовой механике. М. 1955.

2. Эйнштейн А. Собрание научных трудов в 4-х томах. Т.4. М. 1967.

3. Хокинг С., Пейроуз Р. Природа пространства и времени. Ижевск. 2000.

ХИМИЯ

 

ГЕОЛОГИЯ

 

ГЕОГРАФИЯ

 

К началу XX века прооизошел процесс институализации географии как научной дисци­плины. В 1870 году в университетах Германии географию уравняли в правах с другими дисциплинами. После это произошло во Франции, Америке и других европейских странах.

 

НЕМЕЦКАЯ ГЕОГРАФИЯ

После смерти К. Риттера более не наблюдалось заметных фигур в географической науке. Географы в основном занимались преподаванием и составлением карт, в которых нуждалось германское государство, которое интенсивно проводило политику колониальных захватов. В 1874 году в Германии правительством было принято решение о создании ка­федр географии во всех прусских университетах. Ведущим в то время в немецкой географии был Фердинанд фон Рихтгофен – полевой исследователь, занимавшейся геологией Альп и Карпат, руководитель экспедиции в восточную Азию, занимался геологическими исследова­ниями в Калифорнии Он автор пятитомной ра­боты о Китае. Рихгофен занимал не­сколько профессорских постов в немецких университетах, некоторое время был ректором Берлинского университета. Рихгофен считал, что цель географии в изучении разнообразия явлений в тесном взаимодействии в регионах земной поверхности, такой подход он навал региональным исследованием или хорологией. Вот как этот подход характеризовал один из позднейших её последова­телей Р. Хартшорн: «Смысл хорологического подхода состоит в выявлении особенно­стей районов и местностей путем осмысливания совместно существующих и взаимосвязанных сред реальности и их разнообразных проявлений и в стремлении по­знать целостность земной поверхности, со свойственным ей устройством, представ­ляющим сочетание непрерывных крупных и мелких районов и местностей» (Hartschorne R. The Concept of Geography as a Science of Space, from Kant and Humboldt to Hettner \\ Annals AAG. 48. 1958. P.13). Эта концепция хорологии стала отправной в формировании новой географии XX века. Она не нова, о географии как науки, рассматривающей вещи и явления, распределенные по поверхности Земли, говорил еще И. Кант, этой же идеи, не ссылаясь на Канта, придерживался А. Гумбольдт (близость методологических идей в географии И. Канта и А. Гумбольда подметил еще в 1832 г. Ю. Фрёбель).

 

1. ХОРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ А. ГЕТТНЕРА (1859-1941)

 

Наиболее заметной фигурой немецкой географии начала XX века, сыгравший большую роль в формировании принципов географии XX века был Альфред Геттнер. А. Геттнер – первый немецкий профессор после К.Риттера, который имел специальное географическое образование. В 1897 году он был назначен профессором географии в Тюбингене, потом в 1899 году он получил профессуру в Гейдельберге, где и прорабо­тал вплоть до отставки в 1928 г. А. Геттнер основал в 1895 году географический науч­ный журнал «Geographische Zeitschift», который он редактировал до 1935 года.

А. Геттнер довольно глубоко знавший философию, шел от идей неокантианского раз­деления на­уч­ных методов на «генерализирующие» (номотетические) и «индивидуали­зирующие» (идеографические). А. Геттнер считал, что для географии приемлем иной метод – «хо­ро­логический», который сочетает и идиографический и номотетический методы. Он отказывался от создания каких-либо законов, а считал, что география должна просто описывать «предметность» земных пространств, выявляя типичные черты тех или иных регионов.

Подоно тому как история есть наука хронологическая, ибо она исследует распределение предметов и явлений во времени ,так география – это нааука хоорологическая, ибо она изучает размещение предметов и явлений в пространстве.

 

Геттнер придерживался точки зрения, что хорологическим является не метод, а сам пред­мет географии. География, по его мнению, рассматривает земную действитель­ность с точки зрения пространственного размещения изучаемых объектов, «…в противополож­ность свойственной систематическим наукам концепции действительно­сти под углом зрения вещественного различия и свойственной историческим наукам концепции под уг­лом зрения временного процесса» (Геттнер А. География, её история, сущность и методы. М.-Л. 1930. С.114).

 

«География не может ограничиваться никаким определенным кругом явлений природы или человеческой жизни, она должна охватывать сразу все царства природы и вместе с тем человека. Она не будет ни естественной, еи гуманитарной наукой, - я беру оба эти слова в обычном значении, - но и той и другой вместе» (Геттнер А. География, её история, сущность и методы. М.-Л. 1930. С.116).

 

Геттнер А. : «Цель хорологической концепции есть познание характера стран и местностей, исходящее из понимания сосуществования и взаимодействия различных царств природы и их различных форм, а также познание всей земной поверхности в её ес­тественном расчленении на части света, страны, ландшафты и местности» (Геттнер А. География, её история, сущность и методы. М.-Л. 1930. С.120).

 

«Цель хорологической концепции есть познание характера стран и местностей, исходящее из понимания сосуществования и взаимодействия различных царств природы и их различных форм, а также познание всей земной поверхности в ее естественном рас­членении на части света, страны, ландшафты и местности» (Геттнер А. География, её ис­тория, сущность и методы. М-Л. 1930. С.120).

 

Концепция А. Геттнера базировалась на разделении им наук на предметные (или сис­те­матические), в основе различения которых является качественная однородность изу­чае­мых объектов; на хронологические, которые исследуют развитие явлений во времени; и на хорологические, которые исследуют пространственное размещение пред­метов на земной поверхности. В разряд хорологических Геттнер зачислял кроме гео­графии и ас­трономию.

А. Геттнер «Русский народ не отличается активными добродетелями, умением добиваться определенно поставленной цели, упорным прилежанием, законным в известных пределах и необходимым для прогресса стремлением к экономической выгоде, хотя в высших классах населения это стремление проявляется в двух самых отвратительных формах – подкупности чиновников и бесчестности торговцев. Недостаток экономических побуждений вместе с недостаточной практикой мысли вызывает поразительный недостаток экономического понимания» (Геттнер А. Россия, культурно-политическая география. М. 1909. С.47-48)

 

Продолжение идей Геттнера видно у Ричарда Хартшорна. Р. Хартшорн перенес идеи А. Геттнера на американскую почву.

Но эти идеи были подвергнуты критике Ф.К. Шефером (1904-1958), идеи которого были развиты В. Бунге.

 

2. ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ

 

Концепция А. Геттнера стала основой для формирования ландшафтоведения. Но идеи А. Геттнера в ландшафтоведении были развиты и критически переработаны. Кон­цепция географии как ландшафтоведения получила распространение после доклада Отто Шлютера в 1906 году. Отто Шлютер начал как специалист в области языка и ис­тории, потом заинтересовался географией. В 1895 году учился у Рих­гофена, был его ас­систентом., пробыв недолго в Мюнхене, он далее с 1911 года работал профессором в Галле. Свою концепцию он изложил в докладе, который он сделал в Мюн­хене в 1906 году при вступлении на должность.

Согласно Шлютеру именно понятие ландшафта дает законченную методологическую базу для географии, которую можно и считать ландшафтоведением. В принципе еще А. Гумбольдт использовал понятие «ландшафт», но под ним он понимал более эстетиче­скую сторону наблюдаемой реальности. Надо найти у А. Гумбольдта…

Если Геттнер уделял большое внимание на особенности района, то Шлютер своей кон­цепцией ландшафта хотел подчеркнуть системную взаимосвязь предметов и явлений, характерных для изучаемого района.

Свои идеи о ландшафте О. Шлютер попробовал приложить к реконстракции древних лесных ландшафтов Центральной Европы в 500 г. до н.э., когда в её лесных массивах начали появляться первые переселенцы. Эти ландшафты, как известно, впоследствии претерпели коренное изменение под воздействием деятельности человека. Результатом исследований стала трехтомная работа, которыя была опубликована уже после его смерти в 1952 году. Здесь он исследовал последовательность изменений ландшафта под воздействием деятельности человека, внеся историзм в географическую науку. Он ис­пользовал концепт Urlandschaft – т.е. тот базовый природный ландшафт, который в процессе воздействия человека превращается в Kulturlandschaft.

В принципе, идентичную идею высказывал русский публтицист Д.И. Писарев, который утверждал, что географическая среда имеет свойство накапливать те изменения, которая вносит в нее труд многих поколений людей, в результате которого происходит изменение ландшафта, утверждая, что географическая среда – это «сберегательная касса», в которой сохраняется труд многих поколений.

 

После Шлютера немецкие географы определяли географию именно как ландшафтове­дение. Само понятие «ландшафт» приобрело для них философское значение.

. Дальнейшее развитие концепции ландшафтоведения связана с изучением особенно­стей климатических зон, которые, как известно, отличаются своей типичной флорой и фауной. Такой подоход был инициирован необходимостью создания Международной мировой карты в масштабе 1:1000000. Эту идею предложил в 1891 году на Междуна­родном географическом конгрессе. Альбрехт Пенк – один из ведущих географов начала XX века, профессор географии в Вене, в 1906 году он сменил Рихтгофена в Берлинском университете, где работал вплоть до отставки в 1926 году. А.Пенк сыграл большую роль в становлении геоморфологии, уделив большое внимание изучению рельефа. В 1910 г. А. Пенк высказал мысль, что климат влияет на тип ландшафта, а потому ландшафт можно реконструировать, исходя из типа климатической зоны. Эта идея соз­давала возможность реконструкции недостаточно известных ландшафтов мира, что об­легчало создание Международной мировой карты.

Идеи А. Пенка подхватил немецкий ученый-климатолог, русский по происхождению, Владимир Кёппен, который работал в Немецком океанографическом ведомстве в Гам­бурге. Он в период 1884-1918 гг. делал попытки классифицировать климаты, используя данные температур и количества осадков. Эта классификация климатов была заявлена в 1918 году, но в окончательном виде была опубликована в 1936 г.

Иееям А. Пенка следовал и Зигфрид Пассарге. З. Пассарге получил медицинское и геологическое об­разование. В первую мировую войну работал врачом. С 1908 по 1936 ггг. Работал в Коло­ниальном институте в Гамбурге. Пассарге считал, что ландшафт есть своего рода образец, паттерн, тип. В многообразии именно выделяются ландшафт­ные типы, как идеальные типы М. Вебера, которые он вычленял в отношении общества. При этом он отдавал предпочтение типичной для той или иной климатиче­ской зоны флоре. Тем самым, Пассарге отвергал тезис об уникальности ландшафтов, рассматривая типичные ландшафты тех или иных климатических зон.

 

3. ГЕОПОЛИТИКА

 

В немецкой географии возникло направление геополитики. Главным представителем геополитики был Карл Хаусхофер. Геополитика – это применение географии для политических целей. В 1924 году хаусхофер опубликовал работу «Геополитики Тихого океана, где рассматривалась роль местоположения государств в связи с военными конфликтами. Эти идеи он взял у политика Р. Челлена (1846-1922), который использовал идеи Ратцеля. Хасхофер также находился под влиянием британского географа Г. Дж. Маккиндера. Во времена нацистского режима геополитика пользовалась большой популярностью. Существовал журнал «Zeitschrift für Geopolitik», который был проводником нацистской политики. Хаусхофера осудил Нюрнбергский процесс, а в 1946 году Хаусхофер покончил жизнь самоубийством.

 

После Второй мировой войны немецкие географы действуют также в рамках парадигмы ландшафтоведение, но большее внимание уделяли социальной географии, следуя во многои идеям Шлютера, заострявшим внимание на изменения ландшафта под воздействием культурной деятельности человека. Среди географов здесь выделяются: Г. Бобек, Г. Мортенсон, Г. Шмитхеннер и К. Тролль.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бунге В. Теоретическая география. М. 1967. (1353439).

2. Геттнер А. Очерк развития географических учений в XIX столетии \\ Естествозна­ние и географии. 18999. № 2-3.

3. Геттнер А. Россия, культурно-политическая география. М. 1909. (71096)

4. Геттнер А. Сущность и методы географии \\ Вопросы страноведения. М. Л. 1925.

5. Геттнер А. Страноведение Европы. М. 1925.

6. Геттнер А. География, ее история, сущность и методы. Л.-М. 1930.

7. Исаченко А.Г. Развитие географических идей. М. 1971.

8. Леш А. Географическое размещение хозяйства. М. 1959.

9. Гайдек Г. критика немецкой геополитики. М. 1960.

10. Виттфогель К. Геополитика, географический материализм и марксизм \\ Под знаменем марксизма. 1929. №2.

 

 

ФРАНЦУЗСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

 

1. ВИДАЛЬ ДЕ ЛА БЛАНШ П. (1845-1918)

 

С небольшим опозданием институализация географии произошла и во Франции, были созданы кафедры географии в университетах Франции (хотя кафедра географии в Сорбонне существовала с 1809 года ,но в ней преподавали в основном историки).

Становление французской географической школы можно вести с П. Видаля де ла Бланша. Видаль автор работ: «Торговые пути в географии Птолемея» (1896), «Картина географии Франции» (1917). Основные теоретические работы Видаля были обобщены Э. Мартонном в книге «Принципы географии человека» (1922).

 

В 1896 году П. Видаль де ла Бланш выступает с работой общеметодологического плана – «Принцип общей географии». Видаль поддерживал хорологическую концепцию А. Геттнера

Первончально Поль Видаль де ла Бланш занимался изучением древней истории и ан­тичной литературы. Видаль преподавал географию в университете в Нанси (1872-1887), затем в должности профессора в Парижском педадогическом институте. С 1898 года – он заведующий кафедрой географии в Сорбонне. В 1891 году он основал географический журнал «Анналы географии». Оставил после себя частично завершенную рукопись «География человечества», которая была подготовлена и опубликована зятем Видаля Э. де Мартонном. В 1921 году.

Он подчеркивал о необходимости сосредоточения внимания географов на вазимодействие человека и окружающей среды путем изучения небольших территорий, оторые во Франции называют «пеи». Во французской географии широко использовалось понятие образа жизни (le genere de vie), под которым понималось устойчивое переплетение традиций ментальности, социального устройства и применяемых хозяйственных технологий. Видаль подчеркивал, что природа ставит пределы тому или иному образу жизни людей, населяющих определенную территорию, но сами способы приспособления к этой природной среде зависят от образа жизни (традиций) того народа, который населяет эту территорию.

Поль Видаль де ла Бланш – придавал особое внимание географии человека. Видаль де ла Бланш подчеркивал, что некоторые науки о человеке все более и более имеют тенденцию развиваться в географическом направлении, ибо только при анализе всецелого рассмотрения разнообразия и размещения возможно более глбокое понимание человека.

 

Бюаш настаивал на районированиии по речным бассейнам, но Видаль возражал против этого

 

2. УЧЕНИКИ ВИДАЛЯ

 

После того как в Сорбонне в связи с вступление на кафедру Видаля появилось полноценная кафедра географии (до Видаля заведолвал кафедрой М. Химли, который больше интересовался европейской политикой и изменениями границ государств в Европе.), число профессиональных географов во Франции стало возрастать. Почти все ученые-географы, возглавлявшие кафедры географии во французских университетах были учениками Видаля.

Первым учеником Видаля был Люсьен Галлуа, который в диссертации «Природные районы и значение слова «пеи»» (1908) защищал концепцию районирования Видаля.

Второй ученик и зять Видаля - Эммануил де Мартонн. Он преподавал в университете г. Ренн, затем с 1905 по 1909 г. в Лионском университете. В 1909 г. был приглашен в Сорбонну, где работал до 1944 года. В Сорбонне в 1927 году Мартонн основал институт географии при филологическом факультете при активном содействии историков. Он был генеральным секретарем Международного географического союза (1931-1938) и его президентом (1938-1949).

Мартонн большей частью посвятил себя изучению физической географии, хотя и трактовал географию расширительно. Он писал: «Современная география утверждается как наука о физических, биологических и соци­альных явлениях, рассмотренных в отношении их распределения на поверхности зем­ного шара, их причин и взаимных связей» (Мартон Э. Основы физической географии. М. 1939. С.23). Мартонн – автор работы 2Курс общей географии» (1909), которая неоднократно переиздавалась, он также автор работ: «Центральная Европа», «Природа Франции» и т.д.

По его мнению, современная география формируется в синтетическую науку о физических, биологических и социальных явлениях, рассмотренных с точки зрения их распределения на поверхности земного шара. Область её интереса огромна и перекрывает поле интереса большого количества наук. В этом её преимущество, но есть и опасность растворения её в частных науках. Но отлична она своим методом, ос­новой которого, по его мнению, является принцип пространственности, принцип ко­ординации и принцип причинности. Вообще разговоры о географическом «дуализме», которые были популярны в немецкой географии, были закончены во французской географии после 1920 года. По мнению французов вообще география является синтетической наукой, она даже не нуждается в философии, ибо она сама есть, как писал известный французский географ Валло «..своего рода философией мира человека» (Vallaux C. Les sciences géographiques, 2d. 1929. Paris.p.VIII).

Среди последователей идей Видаля можно отметить Жана Брюна (ум. 1930), который способствовал утверждению идей Видаля о географии человека. Он преподавал географию во Фрейбургском университете (1896-1912), а с 1912 г. был профессором Сорбонны. Он опубликовал пользовавшуюся большим успехом и неоднократно переиздававшуюся на родине и за рубежом работу «География человека» (1910). Для географии человечества, по мнению Ж. Брюна имеет распределение суши и населения. Основные принципы изучения географии человека состоят в изучении непродуктивного использования человеком земли под жилища и дороги, в изучении освоения земель человеком под сельскохозяйственные угодья, в изучениии деструктивной эксплуатации человеком природных ресурсов. На основе этого Ж. Брюн изучал небольшие регионы: оазисы в Сахаре, альпийскую равнину и т.д. Видна экологическая направленность его исследований.

 

3. УЧЕНИЕ О ПЕЙЗАЖЕ

 

Видаль считал, что самый лучший способ обучения географов – это исследование небольших районов. Он считал, что имеено эти исследования приводят к конкретной пользе географии.

Регионализм является основной чертой французской географической школы: «Район предстает как результат пересечения многих причинных пространственно-временных цепей, а в силу этого выступает как нечто совершенно особенное, индивидуальное. Это – конкретная, присущая лишь данному месту совокупность природных и человеческих элементов, сложная система взаимодействий различного рода факторов» (Александ­ровская О.А. Французская географическая школа конца XIX – начала XX века. М. 1972. С. 108).

Район в понимании французских географов равнозначен понятию о культурном ландшафте немецких географов.

 

Постепенно наблюдается ослабление традиций Видаля во французской географии, проявляется сильный интерес к истории географии..








Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 855;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.057 сек.