ВИТГЕНШТЕЙН Л. (1889 -1951)

Считающийся выдающимся философом XX века Людвиг Витгенштейн был сыном ос­нователя австрийской сталелитейной промышленности, в общем, «мальчиком» богатых родителей. Они, как правило, всегда склонны, о нечто «философском» поразмышлять, считая, что это им при­дает «лоск». Он, в данном случае, не составил исключения. По образованию - инженер, в 1908-1911 гг. после изучения механики в высшей техниче­ской школе Берлина, специализировался как конструктор в техническом университете Манчестера. Под влиянием работы Б. Рассела «Принципы математики» (1903) увлекся философией математики и логики. Испытал влияние Г. Фреге. В начале 1912 года он становится студентом Тринити - колледжа в Кембридже. Большую роль в этот период сыграл Б. Рассел. Он и допустил его в философию. В 1913 году прервал свои занятия и в одной из норвежских дере­вень, полностью, в уединении, занялся раз­работкой логико-философских проблем, решив доказать, что он кое-что стоит в философии. В результате он оказался на грани истощения и умопомешательства. Спасла, как ни странно, война. В 1914 году он уходит добровольцем на фронт, воюет на стороне Авст­рии- свое родины. На фронте и в плену он продолжал раз­рабатывать свою философию. Результатом размышлений стал «Логико-философский трактат» (1921). Он вызвал ши­рокий резонанс, что не удивительно, ибо тогда вообще никакой философии не было. Эта работа стала базовым текстом для неопозитивистов. Для более серьезной философии он вряд ли мог им стать. Хотя Витгенштейн к этому времени уже потерял интерес к философии, «выздоровел». В 1920 году, в возрасте 31 года, он заканчивает курсы подготовки учителей начальной школы. Шесть лет учительствует, но потом и к этому теряет интерес, работает помощником садовника в монастыре, помогает своей сестре в постройке дома. К философии он возвращается лишь к 1929 году, в возрасте со­рока лет (когда обычно все остальное надоедает), защищает диссертацию по философии мате­матики на базе своего «Логико-фило­софского трактата». Но его не­долго интересовала академическая карьера, он быстро в ней раз­очаровался и советовал своим ученикам не заниматься философией профессионально, что можно понять.

К сере­дине 30-х годов он хочет переключиться на медицину, стать фельдшером, плани­рует пе­реезд в СССР. Но, посещение СССР в 1935 году несколько его отрезвило. Он отказался от этих своих намерений, приступив к разработке новой версии своей философии, которая выразилась в «Фи­лософских исследованиях». В 1939 году сменил Дж. Э. Мура на кафедре философии. Но не­долго, во время Второй мировой войны он ушел санитаром госпиталя. После окончания войны он недолго преподает, а потом окончательно бросает официальную философскую дея­тельность и полностью отдается своим философским исследованиям в рыбацкой деревне, затем переезжает в Дублин. В 1951 году он умирает от рака. В общем, мы имеем типичный жизненный путь истинного «фило­софа». Влияние философии Л. Витгенштейна, как не странно, огромно и продолжает расти, к его наследию об­ращаются представители совершенно различных философских направлений. Его философское творчество обычно делят на два пе­риода: 1912-1920 (время «Логико-философского трактата»), 1929-1951 (время «Философских исследований»)

 

1. ПОНИМАНИЕ ФИЛОСОФИИ

 

На протяжении всего своего творчества Л. Витгенштейн считал философию болезнью языка. С чем можно согласиться, но четкой разработки свою концепции не дает, огра­ничиваясь общими замечаниями по этому поводу. По его мнению, философы- это «ди­кари», которые, услышав выражения цивилизованных лю­дей, дают им свою «дикар­скую» интерпретацию. Как говорил в свое время Гёте: «В сущности говоря, вся философия есть лишь человеческий рассудок на ту­манном языке..» ( Гёте И.В. Из­бран­ные философские произведения. М.,1964. С.350). Вывод из этого у Витгенштейна один - надо произвести лингвистический анализ, «терапию» философ­ского языка. Вспомина­ется тут выра­жение Б. Паскаля, что истинно философствует тот, кто пренебрегает фи­лософией. Именно за философией будущего он ставит новую задачу- задачу проясне­ния языка. К сожалению, его философские работы, если их можно назвать работами, а не «философствованием бездельника», повторяют те же «дефекты» философов, которых он критикует. Его работы фрагментарны, неполны и не завершены.

Вот что он пишет: «Большинство предложений и вопросов, трактуемых как философ­ские, не ложны, а бессмысленны. Вот почему на вопросы такого рода вообще невозможно давать от­веты, можно лишь устанавливать их бессмысленность.

Большинство предложений и вопросов философа коренится в нашем непонимании ло­гики языка» (Витгенштейн Л. Философские работы. Ч.1 Гнозис М.,1994 с.18-19). Мысль верная, но разработки её он не дает, не проясняет социокультурный аспект су­ществования этой ментальной формы деятельности, не делает кропотливого анализа проявленности всего этого в культуре. Хотя и считает, что цель истинной философии – это деятельность по прояснению смыслов и значений. Видимо надеется, что этой кро­потливой деятельностью займутся другие философы –«трудяги». И он им ставит, ви­дите- ли цель, как будто они сами этого не знают: «Цель философии – логическое про­яснение мыслей. Философия не учение, а деятельность. Фи­лософская работа, по суще­ству, состоит из разъяснений. Результат философии не «философ­ские предложения», а достигнутая ясность предложений. Мысли, обычно как бы туманные и расплываются философия призвана делать ясными и отчетливыми» (Витгенштейн Л. Философские работы. Ч.1 Гнозис М.,1994 с.24)

Все верно говорит. Правильно и следующее его утверждение: «..мы не выдвигаем ни­какого вида теории. Не должно быть ничего гипотетического в наших рассмотрениях. Мы должны ос­вободиться от всех объяснений и оставить место только описанию» (Wittgenstein L. Philosophical investigations. Oxford, 1967. р.47). Действительно, мир так сложен, тем более сло­жен мир культуры, потому глупо изобретать какие-то умозри­тельные схемы, а надо заниматься кропотливым описанием реальных явлений, прояснять их «расположенность» и динамику из­менений в культурном пространстве – если это явления культуры; рассматривать реальное со­держание данных эксперимента, применяя те или иные схемы не объяснения, а описания.

 

2. ЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА

 

Логико-философский трактат (1921) – действительно лучшее произведение Л. Витгенштейна. Лидер Венского кружка М. Шлик считал «Логико-фило­софский трактат» как величайшим про­изведениям. Для неопозитивиста – это естественная оценка этого труда. Особых претензий он вызвать не может ни у кого, как не может вы­звать утверждение, что «дважды два – четыре». Но, если бы человеческая культура ос­тановилась на таком уровне простых утверждений, то оно далеко бы не ушло. Так что ,его «Трактат..» также изумителен своей простотой, ясностью и красотой, как и вышеприведенное утверждение, но не более. Смысл его выражен в нескольких простых до элементарности утверждений, которых и нет необходимости интерпретировать:

«1.Мир есть все, что происходит.

1.1 Мир- целокупность фактов, а не предметов.

1.11 Мир определен фактами и тем, что это все факты.

1.13 Мир- это факты в логическом пространстве.

2.Происходящее, факт- существование событий.

1.01 Событие- связь объектов( предметов, вещей)» (Витгенштейн Л. Философские работы (часть 1) М.,1994. С.5)

 

2.024.Субстанция- то, что сохраняет свое существование независимо от того, что про­исходит.

2.1 Мы создаем для себя картины фактов.

2.11 Картина представляет определенную ситуацию в логическом пространстве, пред­ставляет существование и несуществование событий.

2.12 Картина- модель действительности.

3.02 Мысль содержит возможность той ситуации, которая мыслится ею. Что мыслимо, то и воз­можно.

3.Мысль- логическая картина факта.

3.32 Знак- чувственно воспринимаемое в символе.

4.Мысль –осмысленное предложение.

4.01 Предложение-картина действительности. Предложение- модель действительности, какой мы её себе представляем.

4.1212 То, что может быть показано, не может быть сказано.

5.6 Границы моего языка означают границы моего мира.

6.14 Смысл мира должен находится вне мира. В мире все есть, как оно есть, все происходит, как оно происходит; в нем нет ценности.

Если есть некая ценность, действительно обладающая ценность, она должна находится вне происходящего и так-бытия. Ибо все происходящее и так-бытие –случайны» (Вит­генштейн Л. Философские работы (часть 1) М.,1994. С.70)

И завершает все это простой фразой:

«О чем невозможно говорить, о том следует молчать» (Витгенштейн Л. Философские работы. Ч.1 Гнозис М.,1994 с.73)

 

3. ЯЗЫКОВЫЕ ИГРЫ

 

После написания «Логико-философского трактата» Витгенштейн отошел от официаль­ной фи­лософской деятельности: учительствовал, работал даже помощником садовника в монастыре, помогал в строительстве дома своей сестре. Это типично для настоящего мыслителя. Философ- это неприкаянный «кочевник» бытия. Нам кажется, что образ мыслителя, типичный для про­шлого, нетипичен для современности, когда философия приобрела какие-то формы организо­ванной деятельности. То, что это мнение глубоко ошибочно, дает нам, в частности, Витген­штейн. Потом у него снова проявляется инте­рес к философии, но в новом концептуальном оформлении. Переход к новой концепции приходится где-то на 1933 г. Сутью этой новой кон­цепции является отход от попыток к конструированию идеального языка, и поворот к анализу реальных языковых структур, к языку повседневности. Язык, с точки зрения новой концепции Витгенштейна, есть ес­тественная часть человеческой деятельности, как и другие. Витгенштейн особо подчеркивает коммуникативный характер языка, его прагматический характер.

 

«Язык переодевает мысли. Причем настолько, что внешняя форма одежды не позволяет судить о форме облаченной в нее мысли; дело в том, что внешняя форма одежды созда­валась с совер­шенно иными целями, отнюдь не для того, чтобы судить по ней о форме тела» (Витгенштейн Л. Философские работы. Ч.1 Гнозис М.,1994 с.18)

 

«Наш язык напоминает древний город: множество мелких улиц и переулков, старых и новых домов и домов с пристройками разных периодов, окруженные множеством но­вых проспектов, прямых улиц, стандартных домов» (Wittgenstein L. Philosophical investigations. Oxford, 1967.р.8)

Витгенштейн пишет следующее в свих «Философских исследованиях»: «Наш язык можно рас­сматривать как старинный город: лабиринт маленьких улочек и площадей, старых и новых до­мов, домов с пристройками разных эпох; и все это окружено множеством новых районов с пря­мыми улицами регулярной планировки и стандарт­ными домами» (Витгенштейн Л. Философ­ские работы. Ч.1 М.: Гнозис, 1994 с.86)

 

Языковой игрой» я буду называть также единое целое: язык и действие…

«Язык – это инструмент. Его понятия- инстструменты» (Витгенштейн Фил.паботы ч.1 с.236)

 

Голосовкер: « «Слово»- не что иное, как постоянство смысла термина, как символ по­стоянного знания. Оно есть постоянство: и как смысл, и как грамматическое выраже­ние, как звуковой комплекс и как логическая форма»(Голосовкер я.Э. логика смысла. Наука, 1987 с.127)

 

3. «ВЕНСКИЙ КРУЖОК»

 

Неопозитивизм сложился как направление в философии в начале 20-х годов XX века в Австрии, Англии и Польше. В начале он сложился как «логический позитивизм». В от­личии от своего предшественников – Э. Маха, Р. Авенариуса - представителей «эм­пириокритицизма», он отличался определенными специфическими чертами. «Логи­че­ские позитивисты» отказались от понятия «нейтральные элементы опыта», заменив их более четкими концептами типа «факты» или «события». Вопрос о соотношении субъ­ективных и объективных аспектов опыта, они на­звали «псевдовопросом». Все верно, может это и есть вопрос, но не на все в мире для человека должно найти ответ, не так уж он могущественен, чтобы на все вопросы находить ответы. Да и не к чему иногда вообще их находить. В данном случае мы имеем вопрос такого рода.

Существенным отличием было то, что, если Э. Мах и Р. Авенариус считали, что исход­ной функцией мышления состоит «принцип экономии», т.е. мышление лишь «архивирует» и «уп­рощает» содержание опыта в виде конвенционально принятых за­конов, то, к примеру, представители неопозитивизма Р.Карнап и Г. Рейхенбах считали, что мышление есть творческий процесс по созданию определенных объясняющих «ло­гических конструкций». Очень хорошее мнение, можно его только приветствовать, все в жизни только этим и занимаются, создавая логические конструкции может не науки, но своей жизни, хотя это не у всех получается.

Основным «творческим» посылом для возникновения неопозитивизма было, все-таки, не от­талкивание от эмпириокритицизма, а создание новых плодотворных логик, осо­бенно возникновение математической логики, которая раскрыла новые горизонты раз­вития ло­гики. В этом-то и состоит их реальная польза, «концепты» же их философство­вания не отличаются особой силой.

Институционально логический позитивизм сформировался в «Венском кружке» под руководством Морица Шлика (1882-1936). В этот кружок входили Р. Карнап, О. Нейрат и др. Большое влияние на эту группу оказал Л. Витгенштейн. После убийства М. Шлика и захвата Австрии нацистами «Венский кружок» распался. Все члены этого кружка эмигрировали либо в Англию, либо в США. Именно эмиграция этих философов в США изменила философскую кар­тину в Америке, в которой безраздельно «властво­вал» инструментализм Д. Дбюи. Хорошо ли это, или плохо – судить сложно, ибо фи­гура Дж. Дьюи в мировой философии – фигура значительная. Я склоняюсь к точке зре­ния, что сей европейский «философский товар» в лице неопозитивистов был значительно худшего качества, чем «отечественный товар» в лице Дьюи.

 








Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 1261;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.013 сек.