КРАХ НЕОПОЗИТИВИЗМА
1. УАЙТХЕД А.Н. (1861-1947)
Альфред Норт Уайтхед .
В конце 40-х – начале 50-х годов крах неопозитивистской концепции знания стал очевиден.
1. ИСТИНА И КРАСОТА
2. ФИЛОСОФИЯ ПРОЦЕССА
3. ИСТОРИЯ НАУКИ
«Популярность аристотелевской логики торомозила развитие физики в средние века. Сколько нового узнали бы схоласты, если бы они не классифицировали, а измеряли!
Классифификация лежит между непосредственной конкретностью отдельной вещи и полной абстрактностью математических понятий. Виды выделяются спецификой отличий друг от друга, роды – родовой сущностью. В процессе отнесения математических понятий к природным фактам при помощи счета, измерения, геометрических средств, типов упорядоченности рациональное мышление поднимается от неполных абстракций, * содержащихся в определенных понятиях вида или рода, к полным абстракциям математики» (Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М., 1990. С.85-86)
«В XIX веке общее влияние математики падает. Романтическое движение в литературе и идеалистическое направление в философии не были продуктами математического ума. И даже в науке развитие геологии, зоологии и биологических наук вообще было во всех своих перипетиях совершенно лишено всякой связи с математикой. Главным научным событием века явилась дарвиновская теория эволюции» (Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М., 1990. С.89)
2. ЛАНГЕР С. (1895-1985)
Сьюзен Кэтрин Лангер- ученица А. Уайтхеда, которому она посвятила свою книгу «Философия в новом ключе»(1942). В свое время эта книга произвела впечатление. Но она и сейчас считается одной из наиболее значительных фигур в американской философии. Действительно она содержит достаточное количество интересных наблюдений. Но её «новый ключ» - обращение к символическим системам, следую в этом Э. Кассиреру, новым не является. Тут она не совсем скромна в своих претензиях. Обращение в мифу всегда типично для уставших от анализа понятий и категорий рассудка. Это типичное «колебание» традиции, которая таким способом упорядочивает свою символическую конструкцию.
3. БАШЛЯР Г.(1884-1962)
Философ интересный. Суть его концепции состояла в утверждении, что в творчестве ученого и в теоретических конструктах науки лежат какие-то первоначальные интуиции, архетипы. В этом утверждении он не оригинален. Но он интересен детальной их детальной проработкой. Он анализирует интуиции огня, воды, воздуха. Делает это очень интересно и многое проясняет.
НОВЫЙ РАЦИОНАЛИЗМ
ИНТУИЦИИ СТИХИЙ
Гастон Башляр утверждает, что воображение не формирует обьразы: «…оно скорее является способностью деформирования образов, доставляемых восприятием, и в особенности нашей способностью освобождаться от первообразов и изменять образы. Если отсутствует изменение образов и неожиданность их сочетаний, то нет и воображения, ибо нет воображающего действия» (Башляр Г. Грезы о воздухе. Опыт о воображении движения. М., 1999. С.14).
Ониризм (от греческого –сновидение) – это состояние психики, при котором включается бессознательное и человек видит сновидение или грезы. Динамический ониризм – греза полета.
«Психология воздушной стихии наименее «атомистична» из всех четырех психологий, изучающих материальное воображение. По сути своей, она векторна. Любой воздушный образ в действительностиобладает неким будущим, он имеет вектор полета.
Если и существует греза, способная раскрыть векторный характер психики, то это как раз греза полета» (Башляр Г. Грезы о воздухе. Опыт о воображении движения. М., 1999. С.39).
4. КУАЙН (1908)
Виллард Ван Орман Куайн влиятельный философ науки. Его влияние в США равно влиянию К. Поппера в Европе. Свои философские корни он имеет в прагматизме (особенно Дж. Дьюи- как он сам это признает) и бихевиоризме. Главная его роль в философии науки состояла в критике неопозитивизма, прежде всего с полемикой с Р. Карнапом. Родился в Америке. Был в Вене и Праге, где познакомился с представителями Венского кружка. После возвращения из Европы в 1934 году Куайн работал над проблемами математической логики. Большую роль сыграла его статья «Две догмы эмпиризма», которая дала толчок для постаналитической философии. Его книга «Слово и объект»(1960)- наиболее вызывающая споры книга после Второй мировой войны.
Сторонник бихевиоризма.
Вот что он говорит о феноменологии Гуссерля: «Феноменологическая традиция никогда не привлекала меня. Я с трудом прочитал «Логические исследования» Гуссерля, но так и не мог понять его правил игры. Там многое обусловлено интроспекцией и термины его кажутся мне слишком неопределенными. Кое-кто пытался установить некоторую связь между моей философией и его феноменологией. Я никогда не верил в эту связь, хотя и понимаю, что очень разными путями Гуссерль и я занимались близкими вещами. Меня интересовало соединение бихевиоризма и нейрологии, а его – интроспекция» (Боррадори Дж. Американский философ С.45)
КРИТИКА НЕОПОЗИТИВИЗМА
ТЕОРИЯ ЗНАЧЕНИЙ
«Значения суть значения языка. Язык же является социальным искусством, которым мы все овладеваем целиком и полностью на основании явного поведения других людей при общественно значимых обстоятельствах» (Современная философия науки. Хрестоматия . изд 2-ое. М.: Логос. 1996. С.40)
«Физические объекты концептуально вовлекаются… в качестве удобных и привычных опосредований, причем не путем определения в терминах опыта, а просто как нередуцируемые сущности, эпистемологически сопоставимые с богами Гомера. Что касается меня, о я как «правоверный» физик, верю в физические объекты, а не в гомеровских богов, было бы научной ошибкой верить иначе. Но с точки зрения эпистемологии, физические объекты и боги отличаются в степени, а не в роде» (Quine W.V.O. From a Logical Point of View/ Cambridge Нarvard Unv. Press, 1953) цит. Современная фил.науки. М. наука 1994
ТЕЗИС ДЮГЕМА-КУАЙНА
Согласно этому тезису, любая теория всегда может быть спасена, если она подвергнется «подгонке», посредством манипулирования периферийным знанием, с которыми связана теория.
????
ПЕРЕВОД ЗНАЧЕНИЙ
Он рассмативает проблему перевода. Прежде всего подмечается сложность семантического перевода значений слов.
5. ДЭВИДСОН Д. (1917-
Дональд Дэвидсон – ученик и друг Куайна. Основные работы собраны в двухтомнике, первый том которого носит название «Очерки о действиях и событиях» (1980), а второй- «Исследования истины и интерпретации» (1984). Себя он прагматистом не считает
Вот что пишет о Дэвидсоне Джованна Боррадори: «Дэвидсон полагает, что Куайн, как Рудольф Карнап и многие другие эмпиристы, сохраняет картезианскую веру в то, что каждый из нас может «построить» мир, опираясь на показания органов чувств. При этом предполагается, что язык, или мышление, «конструирует» реальность из чувственных восприятий в соответствии с концептуальными схемами. Напротив, считает Дэвидсон, язык и мышление вместе с миром являются* частями единой концептуальной схемы, некоторой интерсубъективной структуры. По мнению Дэвидсона, нельзя утратить способность говорить на некотором языке, сохранив в то же самое время хоть какую-то способность мыслить. Всякая реальность, как объективная, так и субъективная, единым образом формируется и поддерживается посредством языка и интерпретации.
Дэвидсон согласен с тем, что Куайн спас философию языка, освободив ее от «догмы» эмпиризма- от резкого различия между аналитическими и синтетическими суждениями или между структурой мышления, с одной стороны, и его содержанием- с другой. Если бы не существовало возможности «прагматического» выбора концептуальной схемы, опирающегося на все большую ее эффективность по отношению к случайным объектам исследования, философия не могла бы развиваться. Однако в своей попытке «сделать эмпиризм научно приемлемым» Куайн не смог освободиться от третьей догмы- догмы перцептивного солипсизма, говорящего о личном характере сознания (privacy of the mind).
Не существует чисто субъективных восприятий или реакций, которые можно было бы рассматривать в качестве исходных элементов, организуемых затем в некоторую концептуальную структуру. Ничто в мире не является результатом простого возбуждения нервной системы. Абсолютно все есть «ситуация» или «событие», которые зависят от нашей коммуникации с другими людьми и объектами, интегрированными вместе с нами в один и тот же контекст значения.
Мышление зависит от треугольника отношений, включающего по крайней мере двух собеседников и ряд общих для них событий. Индивиду даны не показания органов чувств, а вот этот коммуникативный треугольник. Основой познания является не восприятие, а интерсубъективность и интерпретация» ( Американский философ с.52-53)
ЛИТЕРАТУРА:
1. Карнап Р. Философские основания науки М.,1971
2. Рейхенбах. Направление времени. М.,1962.
3. Рейхенбах Философия пространства и времени. М.,1985.
4. Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. М.,1977.
5. Уитроу Дж. Естественная философия времени. М., 1964.
6. Аскин Я.Ф. Проблема времени. Ее философское истолкование. М., 1966.
7. Андреев Э.П. Пространство микромира. М., 1969.
8. Вяльцев А. Н. Дискретное пространство – время. М.,1965.
9. Грюнбаум А. Философские вопросы пространства и времени. М., 1969
10. Трубников Время человеческого бытия.
СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ
Одним из самых первых историков науки был Поль Таннери (1843-1904). Он попытался реализовать идею о. Конта о создании «всеобщей истории науки». Его дело продолжил Джордж Сартон (1884-1956).
ЭКСТЕРНАЛИСТЫ
1. ГЕССЕН Б.
Б.М. Гессен выступил с докладом «Социальные и экономические корни «Начал» Ньютона» на II Международном конгрессе истории науки и техники в Лондоне (1931). Основной идеей было следующее: «Мы сопоставили основные технические и физические проблемы эпохи с физической тематикой ведущих физиков исследуемой нами эпохи и пришли к выводу, что физическая тематика в основном определялась экономическими и техническими задачами, которые ставила на очередь поднимающаяся буржуазия» (Гессен Б. Социально-экономические корни механики Ньютона. ОНТИ. ГТТИ 1934 С.21)
Спустя несколько лет после его доклада Роберт Мертон в своей работе «Наука, техника и общество в Англии XVII века» фактически повторяет основные положения этого доклада. Мертон, как и Гессен, выделяет транспорт, военное дело и горнодобывающую промышленность. Центральное место у Мертона занимает транспорт.
2. БЕРНАЛ ДЖ.(1901-1971)
Под воздействием идей доклада Б. Гессена сложилась школа экстернализма, главным представителем которой можно считать Дж. Бернала. Джон Десмонд Бернал - член Лондонского королевского общества английский физик– автор объемной работы по истории науки. Личность в науке очень известная, был членом многих европейских академий, вел активную общественную деятельность. По своим «убеждениям – экстерналист. Позиция экстернализма состоит в том, что наука рассматривается в общем социокультурном контексте. Есть «слабый» вариант экстернализма, который рассмотрение этой обусловленности ограничивает лишь аспектами науки как социального института культуры. Есть более «сильный» – который настаивает, что сами понятия и категории науки имеют социальное происхождение, социально обусловлены. Дж. Бернал, как кажется, придерживается «слабого» варианта экстернализма.
Наука, по мнению Дж. Бернала, может рассматриваться как институт, как метод, как накопление традиций знаний, как важный фактор поддержания и развития производства и как один из наиболее сильных факторов, формирующих убеждения и отношение мира и человека.
«Тема, которая постоянно привлекает мое внимание, -это всесторонне взаимодействие между техникой, наукой и философией. Наука играет роль посредника между установившейся и передаваемой по наследству практикой людей, работающих для того, чтобы жить и утвердившимися идеями и традициями, которые обеспечивают продолжение существования общества, а также прав и привилегий создавших его классов. Наука является, с одной стороны, упорядоченной техникой, с другой- рационализированной мифологией. Так как наука возникла как едва различимый аспект мистерии ремесленников и проповедей народов, который почти не вошел в писаную историю, она длительное время добавлялась независимого существования в обществе» (Бернал Дж. Наука в истории общества. М.,1956 с.8)
3. МЕРТОН Р.
Был учеником нашего знаменитго русского мыслителя Питирима Сорокина. Известен прежде всего своей работой «Наука, техника и общество в Англии XVIII века» (1938), где он анализирует научную и хозяйственную деятельность, опираяясь на концепцию М. Вебера. По его мнеию, пуритане «пришпоривают» науку: «Подчеркивание способности разума в этике пуритан, основанное частично на концепции рациональности как инструмента обуздания чувств, неизбежно вело к благожелательному восприятию тех видов деятельности, которые требуют постоянного приложения строгой логики. Но в отличие от средневекового рационализма разум рассматривался как средство и нечто вспомогательное эмпиризму» (Merton R. The sociology of science. Carbondale – Edwardsvill, 1979. P.238)
По мнению Р. Мертона этос науки представляет из себя «…комплекс ценностей и норм, которые принимаются учеными в качестве обязательств. Нормя выражаются в форме предписаний, осуждений, предпочтений и разрешений. Они узакоиваются в качестве институциональных ценностей. Эти императивы, передаваемые путем наставления и примера, усиливаемого санкциями, усваиваются учеными в разной степени, обретая форму научной совести… Хотя этос науки не кодифицирован, его можно вывести из анализа морального консенсуса ученых, выраженного в обычной практике исследования, в бесчисленных трактатах о научном духе и в моральных негодованиях, обращенных против нарушения этоса» (Merton R. The sociology of science. Theoretical and empirical investigation. Chicago. 1973. P.268-269).
СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ
Высшего расцвета интерес к социологии науки достиг с выходом работы Р.Мертона «Наука и техника в Англии XVII века». Именно исследования Р.Мертона.
«Логическая необходимость есть род морального долга, объективность является социальным феноменом» (Bloor D. Knowledge and social imagery. L.-Doston, 1976. P.141)
Социолог науки Б. Барнс рассматривает науку как «метафору», которая создана для интерпретации явлений окружающего мира с помощью наличных символических систем культуры.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гессен Б. Социально-экономические корни механики Ньютона. ОНТИ. ГТТИ 1934. (233395)
2. Микулинский С.Р., Маркова Л.А. Основные методологические направления в зарубежной истории науки. М. 1971.
3.
Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 1007;