КАРНАП Р. (1891-1970)
Рудольф Карнап – одни из столпов неопозитивизма. Его работы: «Мнимые проблемы в философии» (1928), «Преодоление метафизики логическим анализом языка» (1931), «Философия и логический синтаксис» (1935) и др.
1. ОТНОШЕНИЕ К ФИЛОСОФИИ
Карнап производит классификацию предложений на три основных класса: антинаучные, вненаучные и научные. Эта классификация во многом соответствует исходной классификации позитивизма у Конта - его деление мировоззрения на религиозное, метафизическое и научное.
Карнап объявлял философские положения вненаучными, которые нельзя считать не неверными, ни верными. Философские предложения не поддаются верификации, в состав этих предложений входят псевдопонятия. Философия - это конструкция созданная из псевдопроблем и псевдопонятий, созданная лишь для выражения «чувства жизни». В чем можно согласиться полностью, ибо философия не мыслит пропозициями, а концептами с «играющим» полем значений. Но он, это подчеркивает с своей «позитивной» точки зрения, что, не меняет сути.
Вот что он пишет о «метафизике». Пишет очень интересно, воспроизводя схему рассуждений А. Сен-Симона и О. Конта, но делая это более красочно и с иронией. Он придерживается широко принятой точки зрения, что истоком метафизики (т.е. философии) является миф. В связи с этим пишет следующее: «Наследством мифа выступает, с одной стороны, поэзия, которая сознательным образом развивает достижения мифа для жизни; с другой стороны, теология, в которой миф развился в систему. Какова историческая роль метафизики? Пожалуй, в ней можно усмотреть заменитель теологии на ступени систематического, понятийного мышления. (Мнимый) сверхъестественный познавательный источник теологии был заменен здесь естественным, но (мнимым) сверхэмпирическим познавательным источником. При ближайшем рассмотрении, в неоднократно менявшейся одежде, узнается то же содержание, что и в мифе: мы находим, что метафизика также возникла из потребности выражения чувства жизни, состояния, в котором живет человек, эмоционально – волевого отношения к миру, к ближнему, к задачам, которые он решает, к судьбе, которую переживает» (Карнап Р. Преодоление метафизики анализом языка \\ Аналитическая философия: становление и развитие (антология) М.; 1998. С.87)
Он иронично далее пишет, что все это лучше всего могла бы выразить не философия, а музыка, которая делает это лучше, философия и здесь не нужна: «Метафизики-музыканты без музыкальных способностей. Поэтому они имеют сильную склонность к работе в области теоретического выражения, к связыванию понятий и мыслей. Вместо того, чтобы, с одной стороны, осуществлять эту склонность в области науки, а с другой стороны, удовлетворять потребность выражения в искусстве, метафизик смешивает все это и создает произведения, которые ничего не дают для познания и нечто весьма недостаточное для чувства жизни» (Карнап Р. Преодоление метафизики анализом языка \\ Аналитическая философия: становление и развитие (антология) М.; 1998.с.88)
Тем не менее приходит на память высказывание М. Шлика в программной статье первого номера «Erkenntnis» (1930), который писал следующее: «итак, что такое философия? Конечно, научной она не является, но является чем-то очень важным и великим, так что и теперь её можно считать царицей наук, хотя сама она и не наука. Нигде не сказано, что царица наук сама должна быть наукой. В настоящее время мы видим в ней – и это характерная черта великого переворота в современной философии – не систему результатов познания, а систему актов действия. Философия – это деятельность, посредством которой утверждается или объясняется всказывание. Философия объясняет высказывания, а науи их проясняют»
Карнап считает: «Философию следует заменить логикой науки, то есть логическим анализом понятий и суждений отдельных наук, ибо логика науки есть не что иное, как логический синтаксис языка науки» (Carnap R. The Logical Sytax of Languag. London. 1937. P.XIII)
2. ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
Неопозитивисты исповедуют два критерия истины, которые во многом противоречат друг другу. Это «когерентная» концепция истины- т.е. истина как логическая взаимосогласованность предложений. Вторая точка зрения - это истинность как соответствие предложения чувственным данным.
Факт.
«Когда мы будем пользоваться словом «факт», мы будем понимать его в смысле единичного утверждения, чтобы ясно отличить его от утверждений универсальных. Универсальные же утверждения будут называться «законами» и в том случае, когда они столь элементарны, как закон теплового расширения, или даже еще более элементарны, как утверждение: «Все вороны- черные»» (Карнап Р. Философские основания науки. М. 1971. С..42)
«Законы логики и чистой математики благодаря самой их природе не могут быть использованы в качестве основы для научного объяснения, потому что они ничего не говорят нам о том, что отличало бы действительный мир от некоторого другого возможного мира.
Когда мы требуем объяснения факта, частного наблюдения в действительном мире, мы должны использовать эмпирические законы. Они же не обладают достоверностью логических и математических законов, но они говорят нам нечто о структуре мира» (Карнап Р. Философские основания науки. М. 1971. С.50)
Верификация
«Довольно интересно то, что, хотя не существует способа, с помощью которого можно было бы верифицировать закон (в строгом смысле), имеется простой способ, с помощью которого мы можем его опровергнуть. Для этого необходимо найти только один противоречащий случай» (Карнап Р. Философские основания науки. М. 1971. С.61).
«В большинстве книг не делается различия между разными видами вероятности, одну из которых называют «логической вероятностью»» (Карнап Р. Философские основания науки. М. 1971. С.63)
Аналитические и синтетические суждения
Самый «больной» вопрос эпистемологии со времен Юма и Канта. Он, в конце концов, «взорвал» и неопозитивисткую концепцию, чему, как известно, «посодействовал «неопрагматист - бихевиорист» Куайн, о котором будем говорить далее.
«Понятия науки, так же как и повседневной жизни, условно могут быть разделены на три основные группы: классификационные, сравнительные и количественные» (Карнап Р. Философские основания науки. М. 1971. С.97)
Понятие значения
Мориц Шлик утверждал, что единственным чем может заниматься философия- это исследование значения. Это довольно интересная мысль была всесторонне исследована в неопозитивизме. Все верно. Человек для закрепления знания, его «архивации», для упорядочения сознания и поведения всегда употребляет системы знаков, такова его природа. Это же делают и животные, помечая свою кормовую территорию фекалиями. Но всякий знак или фекалия должны иметь значение, которое отсылает его к какому-то предмету, к группе явлений, к типу поведенческой стратегии или тактики. Для этого нужно для знака строго определенное множество значений, дабы не перепутать все вышеуказанное. Но природа знака такова, что множество значений имеет «блуждающую» природу, более того в коммуникации каждая особь, употребляющая знаки для коммуникации, сталкивается с фактом неправильной их интерпретации другой особью. Проблема действительно имеет «глобальный», философский характер. С этим мнением М. Шлика нельзя не согласиться.
3. ФИЗИКАЛИЗМ
Физикализм – это типичная форма редукционизма в культуре. Всегда человеческая ментальность стремится к устойчивым и счислимым элементам окружающего мира, что естественно, ибо это позволяет ему довольно четко и верно ориентироваться в мире. А потому, где только это возможно, надо стараться достигнуть в знании окружающего мира, да и самого себя и мира культуры точных понятие и счислимых величин, происходящих явлений. Так всегда и делается, но проблема человека состоит в том, что мир не совсем упорядочен, в нем мало определенности, он синергичен. Это и приводит его к созданию редукционистских схем типа «физикализма» в науке, или догматических схем «правильного» поведения и «правильной» веры. Карнап потому совершенно прав, когда говорит: «Наиболее важное преимущество количественных законов состоит, однако ,не в их краткости, а, скорее, в той пользе, которую они могут принести. Как только мы будем иметь закон в численной форме, мы можем применить к нему ту мощную часть дедуктивной логики, и также способом делать предсказания» (1.162)
РЕЙХЕНБАХ Г. (1891-1953)
ПРОБЛЕМЫ ВРЕМЕНИ
АЙЕР А. (1910-1989)
ЭМОТИВИЗМ
КОНВЕНЦИОНАЛИСТКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 1164;