ЭДМУНД ГУССЕРЛЬ (1859-1938)- ОСНОВАТЕЛЬ ФЕНОМЕНОЛОГИИ
Гуссерль совершенно не оригинален. Его философская концепция имеет основой феноменологию древних стоиков, философский концептуализм Оккама. Хотя, если быть точнее, то уже у Аристотеля имеются наметки «феноменологического» дескриптивного метода рассмотрения явлений. Непосредственные истоки феноменологического метода лежат в психологическом методе «интроспекции» В. Вундта, который в самой психологии был признан теоретически несостоятельным. Именно учеником В.Вундта был Ф. Брентано.
Эдмунд Гуссерль – считается выдающимся мыслителем XX века, ибо является основателем феноменологии, от которой отталкиваются многие философские направления XX века. Родился в Австрии, закончил математический факультет Лейпцигского университета. Работал ассистентом у К. Вейрштрасса – выдающегося математика. Далее он получил философское образование в Венском университете под руководством Франца Брентано. В 1887 году Гуссерль защитил докторскую диссертацию в Галльском университете. Первое его произведение – «Философия арифметики»(1891)
Испытал, как и все в то время, влияние «психологизма». Его ранняя работа «Философия арифметики»(1891) написана именно с этих позиций. В результате критики знаменитого логика и истинного философа Г. Фреге (1848-1925) этой работы он перешел собственно к первому варианту феноменологии, который был дан в его «Логических исследованиях»(1900-1901), где психологизм подвергается критике. Но сам Гуссерль так от психологизма не освободился. Следующий период его развития связан с его работой «Идеи чистой феноменологии»(1913), где дано более развернутое изложение принципов феноменологической философии. Наиболее систематичное изложение феноменологии дано в его «Картезианских размышлениях»(1932). Последняя книга «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология», которая была подготовлена Гуссерлем в 1938 году, а издана в 1954 году. Эта книга раскрыла новые перспективы для развития феноменологии и послужила базой для дальнейших философских изысканий в русле феноменологической традиции.
Как все философы, он ищет единство идеального и материального. Он считает, что нашел. Прежде всего критикует эмпириков. «Эмпиризм – это практико-познавательный радикализм, какой намеревается заявить о правах автономного разума – единственно авторитетного в вопросах истины- перед лицом любых «идолов», сил традиции и суеверия, всевозможных предрассудков, грубых и утонченных» (Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. т.1 М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. С.52)
Для него эмпиризм – это скептицизм….
Но он выступает, как и его предшественник- Кант, против идеализма
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕДУКЦИЯ
Назван сей механизм сознания мудрено, как мудрено вообще привыкли рассуждать немецкие философы, но в данном случае мы имеем элементарный механизм сознания – а именно процесс сомнения, выбора новых путей познания, когда та или иная стратегия ментальности не верифицируется в поведении. Идет процесс отказа от принятого символического конструкта, или же изменение значений этого конструкта. Но, хотя и мудрено до неприличия Гуссерль выражается, сам механизм подмечен верно…
ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ
Основополагающее понятие феноменологии – это понятие интенциональности. Но это, как известно из прошлого изложения не является открытием феноменологии. Этот философский концепт проник из арабоязычной философии в Европу. Наибольшее применение он получил в францисканской философии Д. Скота и У. Оккама. В этих учениях оно было подробнейшим образом разработано. Эффект чего-то нового возник из-за того, что в то время средневековая философия была «в загоне». Все придерживались традиционной точки зрения, что в средневековье не было философии ,а была «сухая схоластика», что, конечно, не так. Философы Средневековья просто находились в иной социокультурной ситуации, мыслили иными концептами. Вот этот старый концепт и получил новую жизнь в новой форме ментальности….
Процитировать Ф.Рабле о том, как решал его «герой» какой ему питаться интенцией –вторичной или первичной……….
\\\
НОЭМА
ЖИЗНЕННЫЙ МИР
ГУССЕРЛЬ И ДЕКАРТ
Вот что пишет Гуссерль в «Картезианских размышлениях»:
Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 771;