РАССЕЛ Б.(1872-1970)
Предпосылки возникновения философии Б. Рассела: критика английского абсолютного идеализма
1. ЛОГИЧЕСКИЙ АТОМИЗМ
2. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ
«Вся наша познавательная жизнь является с биологической точки зрения частью процесса приспособления к фактам. Этот процесс имеет место, в большей или меньшей степени, во всех формах жизни, но называется «познавательным» только тогда, когда достигает определенного уровня развития» (Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. Киев,1997 с.159)
«Истинность есть свойство веры и, как производное, свойство предложений, выражающих веру. Истина заключается в определенном отношении между верой и одним или более фактами, иными, чем сама вера»( Чел.поз. с.164)
3. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
4. ТЕОРИЯ ЛИБЕРАЛИЗМА
5. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Бертран Рассел еще и автор довольно удачной и компактной работы «История западной философии», которая может служить и будет служить сносным учебником по истории философии еще долгое время. Ему свойственно здоровое отношение к философии и жизни, без всяких патологий, так свойственных для философии и философов. Позитивист по убеждению, он использует классификацию О. Конта при понимании места и задач философии. Он считает, что философия есть промежуточная между религией и наукой сфера деятельности- «Ничья земля», по его меткому выражению. Философия, по его мнению, подобно «теологии, ... состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым; но, подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения» (Рассел Б. История западной философии Ростов н\Д «Феникс»,1998 с.6).
Совершенно здраво он ведет логику развития философии, исходя из реальной истории культуры, философия является воспроизведением самой логики движения мировой культуры, и во многом ею определяется. Делит философов он следующим образом: «На протяжении всего длительного развития, от VI века до н.э. и до наших дней, философы делились на тех, кто стремился укрепить социальные узы, и на тех, кто хотел ослабить их… Сторонники дисциплины защищали некоторые догматические системы, старые или новые, а следовательно, были вынуждены в большей или меньшей степени занимать позиции, враждебные науке, поскольку их догмы не могли быть доказаны эмпирическим путем. Все они почти неизменно учили, что счастье не является благом, но что ему следует предпочесть «благородство» и «героизм». Они питали симпатию к иррациональной части человеческой природы, поскольку чувствовали, что разум враждебен социальной связи. Сторонники доктрины свободы воли, исключая крайних анархистов, со своей стороны тяготели к научному, утилитарному, рационалистическому, враждебному неистовой страсти. Они склонны были выступать против всех более глубоких форм религии» (с.16-17)
Вообще как позитивист, он больше уделяет внимание конкретному «позитивному» рассмотрению философских учений и социальным истокам их возникновения, и это получается у него довольно гармонично. Но методология, конечно, довольно проста, хотя может быть истина и есть как раз в этой «простоте». Завязывая историко-философский процесс на общую логику всемирной истории, он правильно подчеркивает, что каждое общество подвержено «двум противоположным опасностям: с одной стороны, опасностью окостенения из-за слишком большой дисциплины и почтения традиции, а с другой стороны, опасности разложения или подчинения иностранному завоеванию вследствие роста индивидуализма и личной независимости, которые делают невозможным сотрудничество» (с.17) Вот философия в смене своих систем, является верным индикатором, а иногда инициатором тех или иных движений общества в ту или другую сторону.
Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 802;