Барьеры расселению таксонов
Любое условие внешней среды, выходящее за пределы толерантности вида, становится лимитирующим факторомдля распространения этого вида, предопределяя положение границ его ареала. Разные границы одного и того же ареала могут быть обусловлены разными лимитирующими факторами. Так, например, северо-восточная граница ареала европейского бука (Fagus sylvatica) обусловлена в основном низкими для этого вида зимними температурами, а южная — летними засухами. Все разнообразие лимитирующих факторов подразделяют на четыре группы, из которых три первые — абиотические факторы.
Рисунок 10 – Совпадение границ ареалов и клималиний:
А — северная граница ареала ели европейской (Picea abies) совпадает с изотермой января- 2оС; Б — севернаяграница ареала луба чсрсшчатого (Quercus robur) совпадает с южмалинией четырех месяцев, средняя температура которых выше +10оС; В — северо-восточная граница ареала бука европейского (Fagus sylvatica) совпадает с изотермой января +2оС
Физико-географические барьерычаще всего возникают как выражение влияния рельефа на распространение растений.
Лишь для укореняющихся на дне гидрофитов с плавающими по поверхности воды листовыми пластинками рельеф (глубина дна) представляет непосредственный, или прямой, лимитирующий фактор. В остальных случаях физико-географические барьеры являются косвеннымилимитирующими факторами.
Так, горный барьер для равнинных растений создает не сама по себе высота места над уровнем моря или крутизна склона, а связанные с ними температурный и влажностный режимы, иной физико-химический состав субстрата. Та же глубина дна для полностью погруженных донных гидрофитов имеет косвенное значение, опосредованное убывающей с глубиной интенсивностью света и изменением его спектрального состава. Даже граница между водой и сушей важна не сама по себе, а как место, где резко меняются многие свойства среды обитания.
Климатические барьеры, как правило, довольно четко проявляются на суше и значительно слабее выражены в водоемах вследствие высокой теплоемкости и подвижности воды. Ведущая характеристика климата — термический режим. При этом для одних растений основное значение имеет средняя температура самого холодного месяца года, а для других — годовая сумма положительных температур или продолжительность периода с определенными значениями температуры.
Для наземных растений очень важен также режим осадков, причем распределение осадков по сезонам года и интенсивность испарения даже важнее, чем общее годовое количество осадков, поскольку от этих показателей зависит коэффициент влажности воздуха, предопределяющий водный баланс растений. Поскольку коэффициент влажности воздуха обратно пропорционален температуре, то в холодном климате высокая влажность воздуха возникает даже при малом абсолютном количестве осадков за год. Поэтому климатические условия принято характеризовать обобщенными климадиаграммами, представляющими собой совмещенные графики распределения по месяцам года средних температур и среднего количества осадков. В периоды, когда кривая годового хода температуры располагается выше кривой значений осадков, испарение превосходит поступление воды с осадками, и большинство наземных растений испытывает устойчивый сезонный дефицит воды.
Эдафические барьерыпроявляются в физических и химических свойствах субстрата. Химический состав субстрата действует на растения непосредственно. Особенно велико влияние анионов Сl и SO4, повышенное содержание которых приводит к засолению и становится барьером для многих водных и большинства наземных растений-гликофитов. Наоборот, распространение галофитов лимитировано низким для них содержанием этих анионов.
Ряд растений чувствителен к высокому или низкому содержанию Са, Mg или рН почвы. Механический состав субстрата влияет на растения, как правило, опосредованно, через влагоемкость. Низкая влагоемкость скальных пород, щебнистых осыпей, мелового рухляка, мергелей и песка может приводить к тому, что обитающие там растения будут испытывать водный дефицит даже во влажном климате.
Биотические барьерыобусловлены специфическими взаимоотношениями между растениями и другими организмами. В некоторых случаях барьером оказывается либо отсутствие животных, осуществляющих опыление или распространение семян, либо пищевого растения (для растений-паразитов), либо, наоборот, присутствие фитофага или патогена. Однако ключевая роль принадлежит конкурентным отношениям.
Рисунок 11 – Зависимость распространения европейской ели от коэффициента влажности воздуха
Конкуренцияпредставляет собой универсальный прямой фактор, лимитирующий распространение вида. Граница ареала располагается не там, где лимитирующий фактор абиотической среды выходит за пределы толерантности вида, а там, где конкурентоспособность вида снижается настолько, что он не может противостоять другим видам. Даже такой резкий барьер как урез воды не служит границей ареала, так как между областями обитания строго сухопутных растений и гидрофитов располагается зона гигро- и гелофитов. Она частично захватывает сушу, а частично — акваторию, из этой зоны гигро- и гелофиты вытесняют соответственно наземные и водные растения. Без конкуренции ареалы многих растений были бы значительно обширнее. Например, ареал конского каштана (Aesculus hippocastanum) ограничен маленькими территориями на Балканском п-ве. Растения этого вида нормально развиваются во многих европейских городах и даже в Москве размножаются самосевом. Очевидно, абиотические условия среды позволяют этому виду существовать на обширных пространствах Европы, к тому же в этом регионе нет никаких физико-географических барьеров для его расселения. Однако он не может вселиться не только в леса Подмосковья, но и в значительно более южные леса Украины, Молдавии. Румынии и даже Словении. Именно конкурентные отношения с другими видами ограничивают естественный ареал конского каштана.
Рисунок 12 – Естественный ареал конского каштана
Дата добавления: 2015-09-21; просмотров: 1517;