МЕЙЕРСОН(1859-1933)
Эмиль Мейерсон – французский философ и историк науки. Автор работ: «Об объяснении в науках» (1921), «Тождественность и действительность» (1912), «Релятивистская редукция» (1925). О работах Мейерсона положительно отзывался А. Эйнштейн.
В своей работе «Тождественность и действительность» он ставит задачей выявить те схемы мышления, которые являются общими для науки. Настаивал на том, что законы имеют конвенциональный характер: «..Закон- это идеальное построение, которое выражает не то, что происходит, а то, что происходило бы, если бы были осуществлены соответствующие условия. Без сомнения, если бы природа не была упорядочена, если бы в ней не было сходных объектов, из которых можно создать обобщающие понятия, мы не могли бы формулировать законы» (Мейерсон Э. Тождественность и действительность. С.23). Более того, видимо под воздействием идей А. Бергсона, он считает, что эти идеальные конструкты, – законы, не в состоянии описать динамику природы. Типичные проблемы. Он апеллирует к дескриптивному описанию физических явлений, ибо: «.. Переходя от теории к теории, от отождествления к отождествлению, мы совершенно уничтожили реальный мир. Сначала мы объяснили, т.е. отвергли, изменение, отождествив предшествовавшее с последующим -– и ход мира был приостановлен. У нас осталось пространство, наполненное телами. Мы образовали тела из пространства, свели тела к пространству – и тела в свою очередь исчезли… Время и пространство, растворилось. Время, течение которого больше не влечет за собой изменения, неразличимо, не существует; пространство, лишенное тел, уже ничем не отмеченное, тоже исчезает..» (270-271).
В доказательство своей позиции он берет принцип Карно, который действительно выявляет некоторые парадоксальные «неувязки» классической теории, ибо как он пишет: «..принцип Карно является .. формулировкой не сохранения, а изменения. Он утверждает не тождество, хотя бы внешнее, а разнообразие. Этот принцип устанавливает, что раз дано некоторое состояние, то оно должно измениться в известном направлении. Это принцип становления..» (с.280)
К нему вернуться – допечатать, в библиотеке есть.
ДЮГЕМ П. (1861-1916)
Дюгем известен своей концепцией непрерывности развития науки. Он утверждал, что все принципы механики Галилея были разработаны уже в XIV веке оккамистами.
1.Идеи качественной физики
Опять-таки идеи дескриптивного описания физических явлений. Дюем не подходит к антисциентистской концепции радикального феноменологизма, он принимает слабую форму, которая проявлена была в феноменологии Аристотеля. Закономерности человеческой ментальности показывают, что когда математические конструкты не позволяют описать явления, когда возникает «разрыв» между идеальными конструктами и реальностью, то ментальность всегда в первую очередь переходит к системам квалитативного, дескриптивного анализа, отходя от количественной методологии анализа.
2.Непрерывность научного знания.
БРЮНСВИК
ЛИТЕРАТУРА:
1. Дюгем П. Физическая теория. Ее строение и цель. Спб.,1910
2. Зубов В.П. Концепция Дюгема в свете новейших исследований по истории естествознания\\ Труды совещания по истории естествознания. 24-26 декабря 1946 г. (с.94-100)
3. Дюгем П. Физика качества \\ Новые идеи в философии. Сб.2 Спб., 1912
НЕОПОЗИТИВИЗМ
Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 777;