Шлик М. и Карнап Р.

Исторические формы позитивизма

Конт О.

Первой формой позитивизма был позитивизм Онгюстена Конта (середина 19 века). Конт – французский философ, его основной труд «Курс позитивной философии» в 6-ти томах. Он выдвинул следующие идеи:

  1. Все интеллектуальное развитие подчиняется закону 3-х стадий:

- первая стадия – господство религии (он не разграничивает миф и религию), суть его размышлений можно свести к тому, что всякая религия измышляет фактических субъектов (боги, духи);

- вторая стадия - господство философии. Конт видит ее суть в том, что философы уходят за рамки реального мира и создают универсальные абстрактные модели (бытие вообще, движение вообще);

- третья стадия – господство науки. Наука выходит на первое место, религия и философия отступают. Наука играет во всех сферах так сказать «первую скрипку»

 

  1. Наука – это позитивное знание. По мнению Конта философия является отрицательным знанием, так как она строится на критике. Наука же строится как позитивное познание:

- ученые фиксируют, объясняют и предсказывают факты – это положительная работа, он работает с действительностью, которую не критикует;

- ученый теоретик должен за фактами обнаружить скрытый закон и научная теория должна отобразить объективный закон;

- конечно, элемент критики в науке есть, но он не является первичным, а вся работа философа - это критика.

  1. Философии должна быть не метафизикой, а должна стать лишь методологией науки. (Здесь Конт схож с Кантом) «метафизика – это философия, которая изучает внешний мир» - Аристотель, Конт и Кант это мнение пересматривают, они ставят вопрос: что сейчас во внешнем мире делать философу? И отвечают, что во внешнем мире философу нечего делать, его задача помочь ученому. Философ должен изучать мир науки и выработать рекомендации для ученого, т.е. как раз разработать методологию. Конт говорил, что классифицировать науку должны философы. Для изучения общества он предположил необходимость науки социологии (социальная физика) – Эмиль Дюргейн заложил основы социологии во Франции.

Мах Э.

Второй этап позитивизма – философия Эрнеста Маха. Мах – это австрийский физик и философ. Основные книги «Познание и заблужбение», «Анализ ощущений».

Его идеи:

  1. Не существует объективной реальности, а существует чувственный опыт. Субъективистский эмпиризм ( в 18 веке Девид Юм сделал акцент на чувственный опыт исследователя. Юм полагал, что нет ни Бога, ни материи, ни мирового разума, а единственно, что можно признать чувственный опыт. Мах отличается от Юма только тем, что Мах признавал, что ощущения могут быть личными и безличными: разберем ощущение света и цвета. Цвет (его ощущение) зависит от состояния человека, т.е. – это субъективный ощущение, а свет не зависит от человека, т.к. существует объективная величина – частота колебания. Идеалисты делают ставку на цвет и рассматривают только его, а материалисты рассматривают только свет. В решении этого вопроса обе стороны находятся в противостоянии, Мах заявляет о бессмысленности этой борьбы, т.к. нет только материи и только человеческого сознания, можно говорить о нейтральных элементах. Если не было бы света, увидели ли бы мы цвет? Нет! Он пытается сесть на 2 стула, он склоняется к субъективизму, считает, что ощущений помимо человека не бывает.
  2. Наука имеет дело исключительно с человеческими ощущениями, что и составляет эмпирический опыт науки. Здесь четко выражен эмпирический характер науки. Ощущения ученого - это и есть предмет науки, поэтому Мах считается предтечей классической эмпирической науки
  3. Теоретическое мышление в науке является экономной свободной опыта. Поскольку наука является коллективным делом (разнородные ощущения надо привести к общему знаменателю (теория)) – множество суммируется в теорию, теория объединяет несколько ощущений и сводит их единству, но у нее нет своего отдельного предмета.

Философия Маха главным образом психология науки, так как его базовый элемент – это ощущение

 

Шлик М. и Карнап Р.

В 1916 году умер Мах, он возглавлял кафедру натуральной философии венского университета. В 1922 в университет пришел маститый философ – Мориц Шлик , к 1924 вокруг него сложилась группа философов, которые стали себя называть кружком Маха. Рудольф Карнап и Мориц Шлик – были евреями, с приходом нацистов к власти начались гонения. Шлик был убит студентом нацистом в 1938 году, Карнап иммигрировал в США. С 1930 года кружек издавал журнал «Познание».

Идеи Шлика М. (больших книг не было, однако большее наследие оставил в статьях):

  1. Наука разительно отличается от философии.

- если наука изучает факт, то философия должна изучать сознание человека, включая и сознание ученого;

- в науке, каждая проблема, в конце концов получает однозначное решение, а вот в философии господствует плюрализм (пример сущность мира: Бог, мировой разум, материя …)

- если наука описывает, объясняет и анализирует, то философия сводится к проясняющей деятельности (т.е. там где есть логическое противоречие, философия это проясняет; прояснение сводиться к критике)








Дата добавления: 2015-10-26; просмотров: 1022;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.