Философия позитивизма должна перейти от психологии к логике науки (логический позитивизм).
3. Философия должна выделить логическую структуру языка как естествознания, так …. наук.
Идеи Карнапа (основные книги «логический синтез языка», «Философские основания ф…»):
- В науке существует язык на 3-х уровнях.
- словарь логических постоянных;
- словарь наблюдений;
- теоретический словарь.
Карнап
Идеи Карнапа:
1. Элементы научной теории подвергаются верификации (проверка, удостоверение), т.е. проверка теории эмпирическими фактами. Верификация нужна для четкого различения высоко- абстрактных научных теорий от философских учений.
Пример верификации :
философский атомизм | научный атомизм |
1. Неделимость | 1. единица вещества |
2. пространная форма | 2. делимость |
На чувственный восприятие философскую идею не проверить (Демокрит : «атом можно только мыслить»). Научный атомизм можно свести к ряду положений, которые в свою очередь заканчиваются чувственными факторами (превращается молекулярно-кинетическую теорию, из которой в свою очередь вытекают теории жидкости и газа, следует наблюдение термометра).
Критика, например квантовая теория, ее нельзя верифицировать, в ней было введено несколько постулатов. Карнап признал в связи с этим, что верификация частична и захватывает лишь системы теоретических понятий.
2. Если эмпирическая наука подчинена верификации, то логика и математика – это априорные (доопытные) конструкции. Карнап подразделил априорность на врожденную и конвенцию (соглашение). Конвенция возникает в мире социума. Основные правила логики и математики можно считать соглашениями первых ученых и философов.
Выводы по логическому позитивизму:
1. Основанием науки является эмпирический опыт, который оформляется языком наблюдений.
2. Все высокие идеи можно верифицировать
3. Логика и математика не подчиняются верификации, ибо они априорны.
Тема: «Постпозитивизм»
Постпозитивизм в основном - это критика позитивизма.
Карл Поппер
Карл Поппер (1902 – 1994) родился в Венне в семье профессора юриспруденции. Учился на 2 факультетах, естествознание и философия. Учительствовал в гимназии, во время войны уехал сначала в Зеландию, потом эмигрировал в Британию. Его книги «Логика научного исследования» -1936 год, «объективное знание», «открытое общество и его враги».
Основные идеи:
- Познание является фактором эволюции жизни и развивается в ходе эволюции. Поппер является отцом современной эволюционной эпистемологии (теория познания). В нашем аспекте приспособление через познание.
Центральной проблемой эволюционной теории является следующая: согласно этой теории, животные, плохо приспособленные к их меняющейся окружающей среде, гибнут; соответственно, те, которые выживают (на какой-то определенный момент), должны быть хорошо приспособленными. Эта формулировка почти тавтологична, поскольку «хорошо приспособлены на данный момент» означает примерно то же, что «обладают теми свойствами, которые помогли им выжить до сих пор». Другими словами, значительная часть дарвинизма имеет характер не эмпирической теории, а является логическим трюизмом.
Давайте выясним, что в дарвинизме эмпирическое, а что нет. Существование окружающей среды, имеющей определенную структуру – эмпирический факт. То, что эта среда меняется, но не слишком радикально, в течение длительных периодов времени – эмпирический факт; если это изменение будет слишком радикальным, например, если Солнце завтра взорвется, превратившись в новую звезду, вся жизнь на Земле и всякое приспособление кончатся. Короче, в логике нет ничего, что объясняло бы существование в мире таких условий, при которых возможны жизнь и медленное (что бы здесь ни значило «медленное») приспособление к окружающей среде.
Если даны живые организмы, чувствительные к изменениям среды и меняющимся условиям, и если мы не предполагаем предустановленной гармонии между свойствами организмов и свойствами меняющейся среды, мы можем сказать нечто вроде следующего. Организмы, могут выжить, только если они производят мутации, такие что некоторые из них являются приспособлениями к наступающим переменам, и таким образом включают изменчивость; и на этом пути мы обнаружим, пока мы имеем дело с живыми организмами в меняющемся мире, что те, кому случилось оказаться в живых, довольно хорошо приспособлены к своему окружению. Если процесс приспособления шел достаточно долго, то быстрота, тонкость и сложность приспособления могут поразить нас как нечто чудесное. И все-таки можно сказать, что метод проб и устранения ошибок, приводящий ко всему этому, не является эмпирическим методом, а принадлежит логике ситуации. Это, я думаю, объясняет (может быть, слишком кратко) логические, или априорные, компоненты дарвинизма.
2. Модели сознания как чистой доски и бадейная теория отражения ошибочны, все живое познает через активность. В этих моделях внешний мир активен, а человек пассивен. Поппер с этим не согласен: все наоборот. У любого организма есть предрасположенности, которые являются его средствами активности, всегда организм активно строит стратегию поведения и выбирает из условий то, что ему нужно. В связи с этим Поппер заключает, что интеллект работает в режиме прожектора. Теория познания, основанная на здравом смысле, проста. Если вы или я хотим узнать о мире нечто еще неизвестное, нам надо открыть глаза и оглядеться кругом. И нам надо насторожить уши и прислушаться к звукам, особенно к тем, что издают другие люди. Таким образом, разные наши чувства служат нам источниками знания – источниками, или входами в наши сознания (minds).
Я часто называл эту теорию бадейной теорией сознания. Ее суть состоит в следующем. Наше сознание – это бадья, поначалу более или менее пустая, и в эту бадью через наши органы чувств (а может быть через воронку сверху) проникает материал, который в ней собирается и переваривается.
В философском мире эта теория лучше известна под более благородным названием теории сознания как tabula rasa: наше сознание – чистая доска, на которой чувства вырезают свои послания. Главная суть теории tabula rasa выходит за пределы бадейной теории, основанной на здравом смысле – я имею в виду ее упор на полную чистоту доски в момент рождения.
Существенный тезис бадейной теории состоит в том, что мы узнаём большую часть, если не все, из того, что мы узнаём, благодаря входу опыта через отверстия наших органов чувств; таким образом, все знание состоит из информации, полученной через наши органы чувств, то есть в опыте.
В такой форме эта насквозь ошибочная теория еще очень жива. Она все еще играет роль в теориях обучения или, например, в «теории информации» (хотя иногда признается, что бадья может быть изначально не пуста, а снабжена компьютерной программой).
3.Все виды знания погрешимы (Фаллибилизм). Заблуждение классической философии в том, что она пыталась найти истину, но история философии показали, что четкого критерия истинности нет. Ученому нужно ориентироваться на заблуждения (т.е. на противоположность истины – ошибки) – «Учатся на ошибках».
- Вся старая философия пыталась найти неопровержимые истины и разработала технику доказательств. Поппер предлагает любое обоснование ориентировать на поиск ошибок. «Все знания – это сваи, забитые в болото».
- Человек, и тем более ученый, никогда не начинает с восприятия фактов (опыта), они начинают знание с постановки проблемы. Выбор любых фактов определяется жизненными проблемами. Проблема с греческого – задача (Уильямс Джеймс – «проблема – это интеллектуальное затруднение»). Практическая часть постановки проблемы сводится к определению средств (Ц®С). Познавательные проблемы сведены к отклонению нормы связности (связь частного факта с общим законом) и противоречию.
- Теория создается не на пути индукции, а посредствам создания гипотез. Под индукцией обычно понимается обобщение фактов, оно заканчивается универсальным выводом, Поппер считает, что оно не законно, так как фиксируется конечное число фактов, а вывод распространяется на бесконечное количество факторов. Под индуктивными обобщениями скрывается не индукция, а смелая гипотеза. Обязательный этап за постановкой проблемы – выдвижение гипотезы, где нет индуктивной логики, а работает только творческое воображение. (Р®ТТ)
- Фальсификация (опровержение) эффективнее верификации. Фальсификация – это поиск одного факта. Ученый должен преодолеть психологическую привычку подтверждать старое, и должен настроиться на не на жизнь теорий, а на их смерть, т.е. не на успех, а на неудачу. И это нелегко!!!!! (Р®ТТ®SS)
- Важным элементом фальсификации является дискуссия ученных. Взаимная критика. Нормальная научная критика возможна только в демократическом обществе.
- Наука развивается в контексте трех миров (1 мир – объективная реальность, 2 мир - человеческое сознание, 3 мир – объективное знание).
Объективное знание – это те продукты сознания ученных, которые обрели форму языка – книги, тексты, IT – продукты. В третьем мире оказываются те идее, которые будут при помощи языка выражены (напечатаны, например), также гипотезы ставшие предметом критики, критика в свою очередь так же может перейти в тот мир, когда она будет обличена в форму. Данную модель соотношения внешнего мира и человека и мира знания используют часто современные культурологи и социологи.
- Наука это не прерывная революция, т.е. наука формируется из непрерывности и микро революций.
…..[Р®ТТ®SS]®гипотеза Т становится проблемой Р2гипотеза®[Р2®ТТ®SS]®….
Сравни : логический позитивизм и Е. Поппер
Томас Кун
Томас Кун (1922-1995) – американский ученый. Глобальный труд – «структура научных революций». Куна можно назвать учеником Поппера, однако между ними были различия, Кун, в отличие от Поппера сотрудничал с военным комплексом, и в основном именно он и выступал источником финансирования его исследований.
Его основная идея: Кумулятивная модель науки не состоятельна
Кун считает данную модель несостоятельно:
1) кумулятивная модель игнорирует:
- существуют резкие преобразования знаний;
- наличие несоизмеримых теорий
2) парадигма, как оптимальная характеристика науки
- если Поппер говорит о проблемах и гипотезах, то эти единицы по своему масштабу весьма малы;
- если Поппер берет формы явного знания, то в науке еще есть и неявные формы знания (Майкл Полани).
Вся совокупность теоретических предпосылок науки образует парадигму. Парадигма – греческое слово, обозначающее образец. Кун в это понятие заключил дисциплинарную матрицу, в которую входят:
1. образцы постановки научных проблем. Поппер не объясняет, как ученый ставит проблему, Кун же отличает ученого от не ученого тем, что последний не знает, как поставить проблему;
2. концептуальные модели. Концептус – понятие, модель, но упрощенная. Именно эти модели являются важным условием решения проблемы.
3. нормативные методы решения проблемы (какой инструментарий может применяться для решения проблемы).
4. ценности, которые определяют нормативные результаты (функция проверки то ли мы получили в результате исследования)
подводя, итог матрица (парадигма) задает нормативные методы, образы и оценки результатов.
Пример, который Кун включил в свою книгу – Парадигма античной астрономии:
Образец научных проблем: правило сведения всех наблюдаемых фактов к некоторой математической модели, например на небе обычно астрономы видят петли (планета описывает петлю, проблема заключается в том, чтобы это петлю свести к кругам).
Образец – все представленные петли сводятся к кругу, и малые и большие – это можно считать концептуальной моделью.
Образец метода – это идея геоцентризма (Земля в центре космоса), все траектории нужно сводить к правильной (круговой).
Образец результата – все факты небесных наблюдений считались объясненными, если они вписывались в систему эпициклов.
Если рассматривать парадигму далее, то нужно заметить что она формирует вокруг себя научное общество, Клавдий Птолемей – самый значимый астроном античности.
Пути формирования научного общества парадигмой:
1. парадигма закладывается в систему научного образования. В системе обучения парадигма не только обрастает логическими аргументами, но и закрепляется верой.
2. парадигма является средством формирования учебных задач и методом их решения.
3. парадигма поддерживается властью и финансируется обществом
По мнению Куна парадигма имеет дело с головоломками (головоломка – трудна, но в принципе разрешима), гарантом решения головоломки выступает парадигма.
Цели ученых:
- найти новые применения парадигмы;
|
Парадигма освоить новые области и создать новые проблемы. Освоение новых областей сводится к созданию новых проблем, но все равно они остаются решаемыми.
- получение новых форм парадигмальных методов.
Галилей открыл принципы инерции, распространяя их только на движение, однако в данной парадигме они распространяются и на свет и гравитацию.
- увеличение точности приборов, которые связаны с данной парадигмой.
Когда парадигма встречается с аномалией, это означает, что пришло время ее смены. Проблема аномалии принципиально в рамках старой парадигмы не решается. Одна или две аномалии не заставят ученых отказаться от принятой парадигмы. Проблемы аномалии в рамках старой парадигмы получают временное искусственное решение, путем введения гипотезы ad hoc (гипотеза к данному случаю) Такие гипотезы объясняют факт, но не предсказывают новых фактов и проблем. Если парадигма накапливает относительное множество гипотез ad hoc – это говорит о ее ущербности.
Переход от старой парадигмы к новой парадигме составляет содержание научной революции.
С парадигмой связана нормальная наука, а с ее сменой – революционная.
| |||
Научная революция означает радикальную смену научного общества. Кун обосновывает, что со сменой парадигмы уходят и представители старого научного сообщества, приходят молодые.
Этапы научной революции:
1 этап – это сомнение в парадигме инициируемое аномалиями;
2 этап – появление гипотез ad hoc, и раскол сообщества на защитников и противников этих гипотез.
3 этап – нарастание кризиса, на этом этапе возникают отдельные сторонники новых парадигм.
Дата добавления: 2015-10-26; просмотров: 755;