СОРОКИН П.А. (1889-1968)
1.БИОГРАФИЯ.
Питирим Александрович Сорокин родился в семье сельского ремесленника, занимающегося реставрацией церквей. В детстве, сбежав с братом от отца-пьяницы, бродяжничал. Образование получал в основном самостоятельно. Увлекся политикой, за что был арестован в 1906 году. Отсидев, он сдал экстерном в 1907 году экзамены за гимназию, Сорокин поступает в психоневрологический институт, где по содействию Бехтерева В.М. был открыт факультет социологии во главе с Е.В. Де-Роберти и М.М. Ковалевским. Через год он переводится на юридический факультет университета, где обучается под патронажем известного правоведа Петражицкого Л.И. После окончания его оставляют на кафедре, в 1915 году он сдал магистерские экзамены, а в январе 1917 года получил звание приват-доцента Петроградского университета.
Принимает участие в Февральской революции, был некоторое время личным секретарем Керенского. После Октябрьской революции, он отходит от политики, читает лекции. В 1920 году избирается руководителем кафедры социологии при факультете обществознания Петроградского университета., в этом же году становится профессором кафедры социологии Петроградского университета. В 1922 году высылается из России. Сначала жил в Праге по приглашению президента Чехословакии Б. Масарика. Затем уезжает в США. В 1924 году он приступил к чтению лекций в Миннисотском университете. В 1930 году Гарвардский университет учреждает социологический факультет и предлагает Сорокину возглавить его.
В социологии Сорокин считается одним из творцов американской социологии. Творческое наследство Сорокина огромно, многие еще не изданы на русском языке. Особое значение имеет его фундаментальная работа «Социальная и культурная динамика» в 4 томах (1937-1941). В 60-е годы Сорокин выступал против вьетнамской войны.
2.МЕТОДОЛОГИЯ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ.
«Физические науки изучают неорганические явления; биология исследует органический мир, общественные науки рассматривают надорганические явления.(ЧЦО.с.156)
«Надорганика тождественна сознанию во всех своих явно выраженных проявлениях. Феномен надорганики включает язык, науку и философию, религию, искусство ( живопись, скульптуру, архитектуру, музыку, литературу и драму), право, этику, нравы и манеры, технические изобретения и процессы, начиная от простейших орудий труда и кончая самыми сложными машинами, дорожное строительство, зодчество, возделывание полей и садов, приручение и дрессировку животных и т.д., а также и социальные институты. Это все надорганические явления, поскольку они являются проявлениями различных форм сознания; они не возникают в результате голых рефлексов и инстинктов.»( ЧЦО,157)
По мнению Сорокина, социология является обобщением данных различных общественных наук, рассматривая все экономические, политические, религиозные, философские процессы во взаимосвязи.
В ранней записи лекции о социологии времен первой мировой войны Сорокин так определяет социальное явление:
«..социальное явление есть социальная связь, имеющая психическую природу и реализующаяся в сознании индивидов, выступая в то же время по содержанию и продолжительности за его пределы. Это то, что многие называют «социальной душой», это то, что другие называют цивилизацией и культурой, это то, что третьи определяют термином «мир ценностей», в противоположность миру вещей, образующих объект наук о природе. Всякое взаимодействие, между кем бы оно ни происходило, раз оно обладает психическим характером ( в вышеуказанном смысле этого слова ) – будет социальным явлением.»( ЧЦО,39)
Биологическое и культурное.
В ранний период заметно влияние
«Роль биологических сил во всех этих отношениях сводится к двум функциям. Во-первых, организм с лучшей наследственностью будет успешнее осуществлять социокультурные функции, предписанные ему надорганической средой. Во-вторых, биологические организмы, родившиеся с определенными характеристиками, обязательно ограничиваются этими характеристиками, например, умственно отсталый человек не может стать ученым, а человек со слабой конституцией не может стать тяжелоатлетом. Другими словами, как социокультурные индивиды, мы являемся теми, кем мы есть благодаря действию социокультурных сил; и мы ведем себя таким образом, каким нас побуждают действовать эти силы. В связи с указанным выше обстоятельствами предмет социологии и социальных наук в целом отличается от предмета физических и биологических наук.»(ЧЦО,160)
Теория социокультурных взаимодействий.
«Каждый процесс значимого человеческого взаимодействия состоит из трех компонентов, а каждый компонент, в свою очередь, складывается из множества других, которые определяют его конкретный абрис. Эти компоненты включают в себя: 1) мыслящих, действующих и реагирующих людей, являющихся субъектами взаимодействия; 2) значения, ценности и нормы, благодаря которым индивиды взаимодействуют, осознавая их и обмениваясь ими; 3) открытые действия и материальные артефакты как двигатели и проводники, с помощью которых объективируются и социализируются нематериальные значения, ценности и нормы»( ЧЦО, 193)
3.СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
Социальное пространство и время.
«Эвклидово геометрическое пространство – трехмерное. Социальное же пространство – многомерное, поскольку существует более трех вариантов группировки людей по социальным признакам, которые не совпадают друг с другом (группирование населения по принадлежности к государству, религии, национальности, профессии, экономическому статусу, политическим партиям, происхождению, полу, возрасту и т.п.).»(ЧЦО,300)
«Для упрощения задачи, однако, возможно сокращение до двух основных классов, при условии разделения каждого класса на несколько подклассов. Эти два основных класса можно определить как вертикальный и горизонтальный параметр социальной вселенной.»(ЧЦО,300)
Стратификация общества.
«Любая организованная социальная группа всегда социально стратифицирована. Не существовало и не существует ни одной постоянной социальной группы, которая была бы «плоской» и в которой все ее члены были бы равными. Общества без расслоения, с реальным равенством их членов – миф, так и никогда не ставший реальностью за всю историю человечества.»(ЧЦО,304)
«Семья, церковь, секта, политическая партия, фракция, деловая организация, шайка разбойников, профсоюз, научное общество – короче говоря, любая организованная социальная группа расслаивается из-за своего постоянства и организованности.»(ЧЦО,306)
«Социальная стратификация – это дифференциация некоей данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличия или отсутствия социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.»( ЧЦО,302)
«Конкретный ипостаси социальной стратификации многочисленны. Однако все их многообразие может быть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратификация. Как правило, все они тесно переплетены. Люди, принадлежащие к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другим параметрам; и наоборот. Представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие, как правило, лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии. Таково общее правило, хотя существует и немало исключений.»( ЧЦО,303)
Экономическая стратификация.
Сорокин утверждает, что «любое общество, переходя от первобытного к более развитому состоянию, обнаруживает не ослабление, а именно усиление экономического неравенства.» (ЧЦО.332)
«..в любом обществе в любые времена происходит борьба между силами стратификации и силами выравнивания. Первые работают постоянно и неуклонно, последние – стихийно, импульсивно, используя насильственные методы.»(ЧЦО,334)
«Вряд ли когда-либо существовали общества, социальные слои которых были абсолютно закрытыми или в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность в ее трех основных ипостасях – экономической, политической и профессиональной». (ЧЦО,377)
4.СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА.
«В истории семьи, нации или любой другой группы не существует устойчивой тенденции ни к обогащению, ни к обнищанию. Все хорошо известные тенденции фиксированы только для ограниченного периода времени. В течение длительных периодов они могут действовать в обратном направлении. История не дает достаточного основания утверждать ни тенденцию в направлении к раю процветания, ни к аду нищеты. История показывает только бесцельные флуктуации.» (ЧЦО,309-310)
Он производит следующее разделение этапов прогресса: идеациональная культура, которая строится на «принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности»(ЧЦО,430); идеалистическая культура, которая строится на том, «что объективная реальность частично сверчувственна и частично чувственна» (ЧЦО,431); и чувственная, которая « основывается и объединяется вокруг .. нового принципа: объективная действительность и смысл ее сенсорны.»(ЧЦО,431)
Социология революции.
Сорокин давал неутешительный прогноз на будущее: наступит моральная и эстетическая анархия, хаос мнений и верований, распад семьи, уход в частную сферу
Литература:
1. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992.
2.
ВЕБЕР А. (1868-1958)
Немецкий социолог. В 1951 году выдвинул концепцию, согласно которой история делится на три взаимосвязанных процесса: социальный, связанный с формированием социальных институтов; цивилизационный, связанный с процессами развития науки и техники, которые ведут к унификации культуры; культурный, который связан с творчеством в области искусства, религии и философии.
Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 1212;