Т. ДЕ ШАРДЕН (1881-1956)

 

Тейяр де Шарден, был довольно популярен лет тридцать тому назад. Его работы были опубликованы только после его смерти, так ему католическому служителю, было за­прещено публиковать свои произведения. Сейчас интерес к нему затих. Его символиче­ский конструкт стал «спорой», которая, вполне вероятно, может и прорастет в традицию далее.

 

ХРИСТИАНСКИЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ

 

3.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М. 1992.

 

 

ПРОТЕСТАНТЫ И ИУДЕИ.

 

БАРТ К. (1915-1980)

 

ТИЛЛИХ П. (1886-1965)

 

В частности, крайне интерес анализ соотношения разума и откровения у Пауля Тиллиха. Он пра­вильно подчеркивает, что в своей «эссенциальной структуре разум объединяет формальный и эмо­циональный элементы. В обычной и познавательной функциях разума господствует фор­мальный элемент, эмоциональный элемент же пре­обладает в его эстетической и коммуника­бельной функциях. Но во всех своих действиях эссенциальный разум объединяет эти два эле­мента. В условиях экзистен­ции разум разрушается»(100)

 

БУБЕР М.(1878-1965)

 

ПЕРСОНАЛИЗМ

МУНЬЕ Э.(1905-1950)

 

В 1932 году в Париже вышел первый номер журнала «Эспри» («Дух»), основателем котрого бы французский философ Эмманюэль Мунье, который стал основателем но­вого направления в фи­лософии – французского персонализма. Э.Мунье - автор серии работ: «Персоналистская и общ­ностная революция»(1935), «Манифест персона­лизма»(1936), «Персонализм и христиан­ство»(1939), «Персонализм»(1949) и других. Э.Мунье испытал сильное влияние марксизма, эк­зистенциализма и идей нашего рус­ского философа Н. Бердяева. Французский персонализм представляет вариант социальной католической философии левой ориентации. К этому направ­лению примыкали Ж. Лакруа, М.Недонсель, Г.Мадинье, П.Фресс и П.Рикёр. Хотя последнего крайне сложно отнести к персонализму.

Сам термин «персонализм» для обозначения определенного типа философствования был вве­ден философом-неокантианцем Ш. Ренувье, который назвал свои философские взгляды этим термином. Э. Мунье ведет традицию персонализма от Лейбница и Канта, упоминая Паскаля и Мальбранше, Руссо и Гете. Ближайшими же предшественниками он видит Мэна де Бирана, Кьеркегора, Прудона, Маркса и Бердяева. Набор имен, кото­рых считает Мунье философскими предшественниками персонализма, обширен. Эмма­нуэль Мунье – философ – бунтарь, что в наше время просто неприлично. Но тем не ме­нее его «бунтарский» дух, возбуждая его самого, возбуждает и его мысль, которая ино­гда дает кое-что ценное и уточняет некоторые моменты в философской проблематике.

 

Суть персонализма

 

Как всегда, любая философия ставит целью преодолеть исходный дуализм души и тела. Есте­ственно, И Мунье провозглашает, что персонализм этот дуализм перечерки­вает. Утверждая, что тело и душа неразрывно связаны. Здесь он прибавляет и христианскую точку зрения, ут­верждая: «Нерушимый союз души и тела – вот ось хри­стианского мышления» (там же, с.469)

 

В этом отношении он критикует Декарта в поэтических выражениях: «..он лишил мате­рию возможности откликаться на зов человека, вычеркнул из нее все то, что объеди­няло ее с чело­веком, что делало ее человеческим миром, к чему человек мог прикос­нуться плотью и сердцем, что он, как искусный ремесленник, мог сделать творением рук своих; эту опустошенную мате­рию он отдал на откуп всесильной математике. Ма­тематику же в материальном мире интересовало только то, что поддавалось исчисле­нию, а также сам хоровод чисел: безжизнен­ный мир чисел, пустынная равнина без глу­бинных истоков, без времени, без истории, без души. Мир принял вид неизведанной стерильности и незыблемости. Но в нем не было человека, а сам человек находил в нем только отсутствие. Мир оказался расколотым надвое, и неприкаянный дух парил над этим механическим хаосом: внизу – мир-машина, который опирается исключительно на технику, вверху – духовная надстройка, настолько чуждая ему, что она сразу же оказы­вается бесполезной и излишней» (Мунье Э. Манифест персонализма. М.: Рес­публика, 1999.с.36)

Личность – как центральное понятие персонализма.

 

Для Э. Мунье, персонализм это не философии, а точка зрения, идейная позиция, кото­рая, ко­нечно, оформлена определенным образом, но не представляет из себя системы. И вообще он трактует персонализм крайне расширительно- он называет «персоналист­ским всякое учение, всякую цивилизацию, утверждающим примат человеческой лично­сти над материальной необ­ходимостью и коллективными механизмами, которые слу­жат опорой в её развитии» (Мунье Э. Манифест персонализма. Республика. М.,1999 с.269). персонализм как позицию и образ жизни он противопоставляет фашизму, ком­мунизму и буржуазному обществу.

Э. Мунье утверждает, что античность не смогла сформировать понятие личности, что, на мой взгляд ошибочно, ибо эллинистическая культура дает нам прекрасные образцы личностного самосознания и тонкого понимания индивидуальности. Тем не менее, он прав в другом, что вы­росшее на базе эллинизма и его культуры христианство выдвигает на первый план понятие личности.

 

Как пишет Э. Мунье: «Центральное положение персонализма – это существование сво­бодных и творческих личностей, и он предполагает наличие в их структурах принципа непредсказуемо­сти, что ограждает от жесткой систематизации» (Мунье Э. Манифест персонализма. М.: Рес­публика, 1999. с.461)

 

«Личность – это духовное существо, констатируемое, как таковое, спсобом существования и самостоятельностью в своем бытии; она поддерживает это суще­ствование посредством принятия некоторой иерархии свободно применяемых и внут­ренне применяемых и внутренне переживаемых ценностей, посредством ответствен­ного включения в деятельность и постоянно осуществляемого обращения; таким об­разом, она осуществляет свою деятель­ность в свободе и сверх того развивает посредством творческих актов свое призвание во всем его своеобразии» (Мунье Э. Манифест персонализма. М.: Рес­публика, 1999.с.301)

 

Он старается резко отделить понятие личности и индивида: «Распыление, алчность – вот два признака индивидуальности. Личность же – это обладание и выбор, она – само великодушие. Следовательно, по своей внутренней направленности она идет в прямо противоположном на­правлении по сравнению с индивидом»( Мунье Э. Манифест персонализма. М.: Рес­публика, 1999.с.303)

 

«..никакой спиритуализм безличного духа, никакой рационализм чистой идеи не имеют отно­шения к судьбам человека; все они – бесчеловечные игры бесчеловечных мыслителей; игнорируя личность, даже тогда, когда они возвеличивают человека, они рано или поздно при­ходят к ее подавлению; не бывает более жестокой тирании, чем та, которая осуществляется во имя идеологии..» (Мунье Э. Манифест персонализма. М.: Рес­публика, 1999.с.303)

 

«Мир объективных отношений и детерминизма, мир позитивной науки – это одновременно са­мый безликий, самый бесчеловечный и самый отдаленный от существования мир. Личности в нем нет места, потому что в перспективе, которую этот мир получает от реальности, он никак не считается с тем новым измерением, которое приходит в него вместе с личностью: речь идет о свободе. Мы здесь говорим о духовной свободе. Ее следует тщательно отличать от свободы буржуазного либера­лизма» (Мунье Э. Манифест персонализма. М.: Рес­публика, 1999.с.309)

 

Дух и общество

 

«Толпа не вдумывается в идеи, которые воодушевили бы её: ей нужны не идеи, а люди, кото­рых следует уважать, учение, которое следует принять на веру. Но именно она вы­нашивает еще смутную, не облеченную в слова идею, которую затем мыслители, ком­бинируя фразы, смогут записать. Если они захотят, чтобы идея обрела плоть, ей придется долго брести среди теней, которые отбрасывают силы, извлеченные на свет: только соединив небо и землю, мыслители смогут найти простые слова, которые помо­гут самому что ни на есть обычному человеку вы­сказать свои мечтания» (Мунье Э. Манифест персонализма. М.: Рес­публика, 1999.с.29-30)

 

ОБЩЕСТВО ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ

 

Он называет «цивилизацией в узком смысле этого слова путь последовательного при­способле­ния человека как биологического существа к собственному телу и окржающей среде; культурой – рост его сознания, умений, завоевываемых напряжением духа, уча­стием последнего в делах и размышлениях человека, свойственных той или иной эпохе или группе, к которой он принадлежит, и в то же время тяготеющих к универсальности; духовностью – от­крытие глубинной* жизни личности. Таким образом, мы определили три уровня последова­тельного становления целостной концепции гуманизма» (Мунье Э. Манифест персонализма. М.: Рес­публика, 1999. С.271-272)

 

Буржуазный индивидуализм.

 

Буржуазию Э. Мунье не любит. Образ жизни буржуа критикует в известных всем вы­ражениях, которые не имеет смысла повторять- это стремление к наживе, бездухов­ность и т.д. Глубокий анализ новоевропейского общества и его ментальности отсутствует.

 

Фашизм

 

Марксизм.

 

Хотя Мунье и хотелось объединить коммунизм с фашизмом, он все же отмечает их су­ществен­ные расхождения.

 

 

«Марксисты призывали современное мышление освободиться от идеалистических мис­тифика­ций, стать на твердую почву в осмыслении реальных проблем человека и свя­зать самую воз­вышенную философию с актуальными вопросами современности» (Му­нье Э. Манифест персо­нализма. М.: Рес­публика, 1999. с.467-468)

«Производственная деятельность, направленная поначалу на скорейшее удовлетворе­ние эле­ментарных потребностей, а затем увлеченная корыстными интересами или опь­яненная собственными успехами, должна в конце концов перерасти в освободительную деятельность, соответствующую всем требованиям личности. Производственная дея­тельность ценна только своей наивысшей целью – наступлением эры личностей. Цель эта зависит ни от уровня технической оснащенности, ни от количества продуктов труда, ни от достигнутого благосос­тояния» (Мунье Э. Манифест персонализма. М.: Рес­публика, 1999. с.475)

 

Персоналистская цивилизация

 

«Персоналистская цивилизация – это цивилизация, структуры и дух которой направлены на то, чтобы каждый из составляющих ее индивидов мог реализовать себя как личность» (Мунье Э. Манифест персонализма. М.: Рес­публика, 1999с.300)

 

Теория модернизации

 

НЕОМОДЕРНИЗМ

РАНЕР К.

 

Карл Ранер – немецкий философ и теолог-иезуит, считается одним из лидеров неомодернистского движения. Он ставил задачей реформировать католическую философию путем гармонического сочетания рационализма и иррационализма. По мнению К.Ранера необъективность познания заключается в том, что «предвосхищение» бытия – это исходное, дорефлексивное, заданное соответсвие между человеком и ми­ром.

Ранер К. : «Человек ощущает себя как тайну, как вопрос, на который он не имеет ника­когот ответа» (Raner K. Experemental Mensch. Hamburg. 1973. S.132)

 

КЮНГ Г. (1932)

 

 

Неомодернистская концепция

 

КОКС Х.

 

Харвей Кокс считает, что толковать религию и бога при помощи каких-то теоретических концепций обречена на неудачу. Более того, они умертвляют веру. Только видение Бога в реальной общественной жизни, в обыденном духовном переживании мира людьми позволяет убедиться в сущствовании Бога.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.

 

ГЛАВА 9 ЭТНОГРАФИЯ

 

ДИФФУЗИОНИЗМ

 

Диффузионизм получил распространение в Германии. Он получил яркое выражение в концепции Ф.Ратцеля (1844-1904), автора работ: «Антропогеография» (1882-1891), «Народоведение» (1885-1895)

. Сторонниками его были Фробениус, Гребнер, Шмидт. В Англии концепция получила распространение и Риверса.

 








Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 662;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.016 сек.