МАНГЕЙМ К. (1893-1947)
Во второй половине 20 х годов XX века сложилась социология знания. Именно в этот период сложились шелеровский и мангеймовский варианты социологии знания. В 1926 году вышла работы М. Шелера «Формы знания и общество», а в 1929 году вышла знаковая работа К. Мангейма «Идеология и утопия». Социология знания имеет истоком работы Э. Дюргейма. В частности, как известно, он утврждал следующее: «Общественное время, общественное пространство, общественные классы, коллективная причинность лежат в основе соответствующих категорий» (Дюркгейм Э. Социология и теория познания \\ Новые идеи в социологии. Спб.,1914 вып. 2 с.62)
Карл Манхейм - немецкий философ, один из основателей социологии знания, ученик Макса Вебера. Испытал влияние идей К. Маркса, Г. Риккерта, Э. Гуссерля.
1. СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ
Карл Мангейм иронично замечал в начале своей работы «Идеология и утопия», что философы слишком много занимались собственным мышлением. При анализе познания они исходили из собствеенной истории философии и из процесса познания в науке. Но такие способы мышления и познания лишь частный случай, который применим лишь при определенных условиях. Но подавляющая масса людей в своей реальной жизни использует иные методы мышления и познания. Именно социология знания занимается исследованием того как реально мыслят люди в конкретных жизненных ситуациях в те или иные периоды истории. И тогда становится понятным, что: «Человеческое мышление конституируется не в свободном парении внутри социального вакуума; напротив, оно всегда уходит своими корнями в определенную социальную сферу» (С.73).
К. Магнгейм правильно подчеркивал, что «… многообразие форм мышления не может стать проблемой в периоды, когда социальная стабильность служит основой и гарантией внутреннего единства мировоззрения. В обществе, где каждый член группы с детских лет привыкает к одинаковому смыслу слов, одинаковому методу логического построения, отклоняющиеся процессы мышления не возникают. Даже постепенное изменение в способе мышления (если оно все-таки возникает) не осознается членами группы, пребывающими в стабильной ситуации, пока процесс адаптации мышления идет настолько медленно, что растягивается на несколько поколений. В подобном случае одно поколение на протяжении своей жизни едва замечает, что происходит изменение» (11-12)
«Только тогда когда к горизонтальной мобильности присоединяется интенсивная вертикальная мобильность, т.е. быстрое движение между социальными слоями, социальное восхождение и нисхождение, вера в общую и вечную значимость собственных форм мышления начинает колебаться. Вертикальная мобильность является тем решающим фактором, который порождает в людях неуверенность и скепсис по отношению к традиционному представлению о мире» (12)
«Лишь процесс демократизации создает возможность того, что образ мышления низших слоев, не имевший ранее общественной значимости, теперь впервые обретает значимость и престиж. С того момента, когда эта стадия демократизации достигнута, методы мышления и идеи низших слоев впервые могут быть противопоставлены идеям господствующего слоя на равном уровне значимости, и только теперь эти идеи и формы мышления могут заставить человека, мыслящего в их рамках, подвергнуть фундаментальному переосмыслению объекты своего мира. Столкновение различных типов мышления, каждый из которых в равной степени претендует на репрезантативность, впервые делает возможной постановку столь рокового и столь фундаментального для истории мышления вопроса, а именно: как могут идентичные процессы мышления людей, объектом которых является один и тот же мир, создавать различные концепции этого мира» (13)
«Первым значительным следствием исчезновения единого представления о мире, знаменовавшего собой начало новой эры, было возникновение гносеологии. Так же, как и в древности, это было первым осмыслением беспокойства, которое возникло из осознания того факта, что мыслители, проникшие к самым основам мышления, открыли не только многочисленные образы мира, но и многочисленные онтологические структуры. Гносеология пыталась устранить эту неопределенность, отправляясь не от догматического учения о бытии, не от миропорядка, санкционированного высшим типом знания, а от анализа познающего субъекта» (17)
«Не способствовало общей вере в объективный миропорядок и то, что в период просвещенного абсолютизма большинство государств пытались ослабить церковь средствами, заимствованными ими у самой церкви, т.е. заменить объективную интерпретацию мира, гарантированную церковью, интерпретацией, гарантированной государством. Тем самым они содействовали делу просвещения, которое одновременно было одним из орудий поднимающейся буржуазии» (35)
«В понятии «идеология» отражается одно открытие, сделанное в ходе политической борьбы, а именно: мышление правящих групп может быть настолько тесно связано с определенной ситуацией, что эти группы просто не в состоянии увидеть ряд фактов, которые могли бы подорвать их уверенность в своем господстве. В слове «идеология» имплицитно содержится понимание того, что в определенных ситуациях коллективное бессознательное определенных групп скрывает действительное состояние общества как от себя, так и от других и тем самым стабилизирует его.
Понятие утопического мышления отражает противоположное открытие, также сделанное в ходе политической борьбу, а именно: определенные угнетенные группы духовно столь заинтересованы в уничтожении и преобразовании существующего общества, что невольно видят только те элементы ситуации, которые направлены на его отрицание. Их мышление не способно правильно диагностировать действительное состояние общества. Их ни в коей степени не интересует то, что реально существует; они лишь пытаются мысленно предвосхитить изменение существующей ситуации. Их мышление никогда не бывает направлено на диагноз ситуации; оно может служить только руководством к действию. В утопическом сознании коллективное бессознательное, направляемое иллюзорными представлениями и волей к действию, скрывает ряд аспектов реальности. Оно отворачивается от всего того, что может поколебать его веру или парализовать его желание изменить порядок вещей» (40-41)
«если раньше наивный цельный человек жил, руководствуясь «содержанием идей», то мы все более воспринимаем эти идеи по их тенденции как идеологии и утопии. Для непосредственного мышления, руководствующегося идеями, идея есть непререкаемая реальность; ведь доступ ко всем явлениям действительности совершается посредством идеи, подлинное и истинное познание мыслимы лишь посредством соприкосновения с этой высшей сферой.
Тем самым мы, разумеется, совсем не хотим сказать, что люди прежних времен жили в полном соответствии с господствовавшими тогда идеями, т.е. в каком-то смысле были «лучше»,- идейность их мышления не исключала брутальности, варварства и зла. Однако им либо удавалось скрывать от себя это отклонение от нормы посредством хорошо отрегулированного механизма бессознательного, либо они воспринимали это как грех, как проступок. Человек был непонятен и зол, но сфера идеальных норм и высшего смысла оставалась непоколебимой, подобно звездному небу.
Здесь в этом пункте и произошел основополагающий, исторический и субстанциальный сдвиг в тот момент, когда человек научился не просто принимать идеи в их интенциональном значении, а проверять их под углом зрения их близости к идеологии или утопии. Общим и в конечном итоге решающим для понятия идеологии и утопии является то, что оно позволяет осмысливать возможность ложного сознания» (55-56)
Мангейм различает частичную идеологию- когда мы говорим о том, что мы не верим определенным идеям. Тотальная же идеология захватывает всю структуру сознания.
«Понятие частичной идеологии указывает на феномен, занимающий промежуточное положение между простой ложью и теоретически неверно структурированной точкой зрения. Его объектом являются пласты заблуждения на психологическом уровне, которые создаются не преднамеренно, как в том случае, когда прибегают ко лжи, но являются следствием определенной каузальной необходимости» (60)
«Там, где с социальным бытием субъекта соотносят не только содержание и аспект его мышления, но и форму этого мышления, в конечном итоге весь его категориальный аппарат, функционализируется и область ноологии. В первом случае функционализация происходит только на психологическом, во втором- на ноологическом уровне.
В соответствии с этим различием понятие частичной идеологии связано обычно с психологией интереса, понятие тотальной идеологии использует в первую очередь формализованное понятие функции, направленное на постижение объективных структурных связей» (58)
«Понятие идеологии в современном его значении зародилось в тот момент, когда Наполеон пренебрежительно назвал этих философов ( выступивших против его цезаристских притязаний) «идеологами»» (67)
«решающим является то обстоятельство, что на стадии общего применения понятия тотальной идеологии мы должны различать подходы двух типов: 1)свободный от оценочного суждения; 2) оценочно( гносеологически и метафизически) ориентированный; при этом мы еще не ставим вопрос, приведет ли второй подход к релятивизму и к реляционизму.
Остановимся сначала на свободном от оценки понятии тотальной идеологии в его всеобщем применении.
Это понятие идеологии применяется прежде всего в тех исторических исследованиях, где временно для упрощения проблемы вообще не ставится вопрос о «правильности» рассматриваемых «идей», а в каждом данном случае все дело сводится к установлению связей, существующих между структурой сознания и социальной ситуацией» (73)
УТОПИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
«Утопизмом является то сознание, которое не находится в соответствии с окружающим его «бытием». Это несоответствие проявляется всегда в том, что подобное сознание в переживании, мышлении и деятельности ориентируется на факторы, которые реально не содержаться в этом «бытии». (1.164)
«Идеологиями мы называем те трансцендентные бытию представления, которые de facto никогда не достигают реализации своего содержания. Хотя отдельные люди часто совершенно искренне руководствуются ими в качестве мотивов своего поведения, в ходе реализации их содержание обычно искажается.
Так, например, в обществе, основанном на крепостничестве, представления о христианской любви к ближнему всегда остается трансцендентным, неосуществимым и в этом смысле “идеологичным”, даже если оно совершенно искренне принято в качестве мотива индивидуального поведения. Последовательно строить свою жизнь в духе этой христианской любви к ближнему в обществе, не основанном на том же принципе, невозможно, и отдельный человек- если он не намеривается взорвать эту общественную структуру- неизбежно вынужден отказаться от своих благородных мотивов.
Это “отклонение” поведения, основанного на идеологии, от изначальных представлений может принимать различные формы, чему соответствует целая шкала различных типов идеологического сознания. К первому типу следует отнести тот случай, когда представляющий и мыслящий субъект не способен увидеть несоответствие своих представлений действительности по той причине, что вся аксиоматика его исторически и социально детерминированного мышления делает обнаружение этого несоответствия совершенно невозможным. Вторым типом идеологического сознания можно, в отличие от первого считать “сознание- “cant”, характерным свойством которого является то, что оно могло бы обнаружить несоответствие своих идей совершаемым действиям, но скрывает его, руководствуясь витальным инстинктом. И, наконец, последним типом этой классификации следует считать идеологическое сознание, основанное на сознательном притворстве..» (1.166-167)
«Утопии также трансцендентны бытию, ибо они ориентируют поведение на элементы, не содержащиеся в данном реальном бытии, но они не являются идеологиями, т.е. не являются ими в той степени и постольку, поскольку своим противодействием им удается преобразовать историческую действительность , приблизив ее к своим представлениям» (1.167)
«Этим критерием является реализация. Идеи, которые, как оказалось впоследствии, лишь парили в качестве маскирующих представлений над уходящим или возникающим порядком, были идеологиями; т.е. те идеи, которые получили в последующем общественном порядке свою адекватную реализацию, были относительными действиями» (1.175)
«Главный формирующий принцип конкретного сознания всегда заключен в его утопических пластах» (1.178)
«Намеченные нами ниже идеальные типы утопического сознания в последовательности их историко-социального развития следует понимать как чисто методические, а не как гносеологические и метафизические конструкции. Конкретное сознание отдельного человека никогда полностью не соответствовало ни тем отдельным типам, которые будут в дальнейшем описаны, ни их структурным связям; но каждое индивидуальное сознание в своей конкретности всегда стремилось.. приблизиться к структуре одного из этих исторически меняющихся типов» (1.180)
а) Первая форма утопического сознания: оргаистический хилиазм анабаптистов
«Идея близости тысячелетнего царства здесь, на Земле, с давних пор содержала революционизирующую тенденцию, и церковь всеми имеющимися в ее распоряжении средствами стремилась парализовать это «трансцендентное бытию» представление. Эта идея, которая позже вновь появилась у Иоахима Флорского- хотя здесь она еще не носила революционный характер,- преобразовалась сначала у гуситов, затем у Томаса Мюнцера и анабаптистов в активизм определенных социальных слоев» (1.181)
«Нет ничего более потустороннего, чем рациональная замкнутая система, нет ничего, что при известных обстоятельствах таило бы в себе такую иррациональную мощь, как строго ограниченные своими рамками мысленные построения» (1.185)
«Абстрактность рациональной утопии, ее отрицание чувственности противоречит эмоциональной полноте хилиастического ожидания преобразующего момента. Тем самым рациональное утопическое сознание может неожиданно стать первым противником хилиастического сознания, и действительно либерально- гуманичстическая утопия по своей тенденции все больше противопоставляет себя хилиазму» (1.185)
б) Вторая форма утопического сознания: либерально- гуманистическая идея.
«Это сознание слишком нормативно по своей направленности, чтобы заниматься бытием как оно есть. Поэтому оно выстроило собственный идеальный мир таким, каким он должен быть» (1.187)
«глубочайшая движущая сила либеральных идей Просвещения заключалась, помимо этого возбуждающего фантазию, постоянно направленного к далеким горизонтам предзнаменования, так же и в том, что эти идеи всегда обращались к свободной воле и пробуждали ощущение того, что они необусловлены, непредвзяты.
Специфика же консервативного сознания состоит именно в том, что оно уничтожило остроту этого ощущения; выражая сущность консерватизма в одной формуле, можно сказать, что, сознательно противопоставляя себя либеральной идеее, оно патетически акцентировало именно обусловленность сознания.
в) Третья форма утопического сознания: консервативная идея.
д) Четвертая форма утопического сознания: социалистическо-коммунистическая идея.
«..в будущем действительно можно достигнуть абсолютного отсутствия идеологии и утопии в мире, где нет больше развития, где все завершено и происходит лишь постоянное репродуцирование, но это полнейшее уничтожение всякой трансцендентности бытию в нашем мире приведет к такому прозаическому утилитаризму, который уничтожит человеческую волю. В этой связи следует указать на существенное различие между двумя типами этой трансцендентности: если уничтожение идеологии представляет собой кризис лишь для определенных социальных слоев и возникшая благодаря выявлению идеологии объективность служит для большинства средством достигнуть более ясного понимания самих себя, то полное исчезновение утопии привело бы к изменению всей природы человека и всего развития человечества. Исчезновение утопии создает статичную вещность, в которой человек и сам превратиться в вещь. Тогда возникнет величайший парадокс, который будет заключаться в том, что человек, обладающий самым рациональным господством над средой, станет человеком, движимым инстинктом; что человек, после столь длительного, полного жертв и героических моментов развития, достигший, наконец, той высшей ступени сознания, когда история перестает быть слепой судьбой, когда он сам творит ее, вместе с исчезновением всех возможных форм утопии, утратит волю создавать историю и способность понимать ее» (1.219)
СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
«Частичной мы называем эту идеологию потому, что она распространяется лишь на определенные высказывания субъекта, характеризуя их как маскировку, обман или ложь, и не касается всей структуры мышления субъекта. Проблемой, интересующей социологию знания, является именно структура мышления во всей ее целостности, так как она обнаруживается в определенных направлениях мышления и у различных, коллективных субъектов» (1.221)
«.. я формулирую мой первый тезис следующим образом: современное общественное устройство ждет крушение, если рациональное самообразование всех людей и отдельных индивидов не будет идти в ногу с техническим развитием» (1.287)
«Часто отмечалось, что рационализм современных наук о природе имеет свое соответствие в хозяйственной системе. Вместе с заменой натуральной системы хозяйства системой товарной происходит изменение отношения к * вещам, аналогичное изменению мышления о природе с качественного на количественное. И здесь количественная концепция меновой стоимости заменяет качественную концепцию потребительной стоимости» (1.584-585)
3. ТРЁЛЬЧ Э. (1865-1923)
Эрнст Трёльч – один из основателей социологии знания, испытал влияние М. Вебера, знаменит своей работой «Социальные учения христианских церквей и групп» (1912). В этой работе он утверждал, что религиозная догматика исторична, как историчны и религиозные нормы нравственности.
«Точность, ясность, необходимость, исчисляемость, обширность, пространность и красота – свойства познания природы; подвижное, творческое, полное ответственности, драматическое, инициативное и этическое начало принадлежит истории» (С.63).
Он правильно подчеркиваа: «..абсолютный разум не есть нечто абстрактное, но всегда конкретное, вырастающее в условиях определенной государственности. Он высвобождается из них в форме традиции, в форме исторического воспоминания и, свободно паря, выражет впервые полноту разума как совокупность исторических воспоминаний, вечно растущее благо традиции и воспитания» (Трёльч Э. Историзм и его проблемы. М., Юрист, 1994 с.224)
ЛИТЕРАТКРА:
1. Манхейм К. Диагноз нашего времени М.,1994
2. Савин А.Н. Христианские социальные теории и современная культура. М. 1912.
Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 1005;