ХАЙЕК Ф.А.( 1899-1988)
«наши ценности и институты не просто определяются какими-то прошлыми событиями, но формируются как составная часть процесса бессознательной организации некоей структуры или модели» (Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность (Ошибки социализма). М.,1992.
«Этика должна признать свое происхождение, и тогда этот бастион человеческой гордыни падет. Такая эволюционная теория нравственности действительно появляется. В фундамент заложен постулат о том, что наши моральные нормы не порождены инстинктом и не являются творением разума, а представляют собой самостоятельный феномен – «между инстинктом и разумом»» ( там же с.22)
«наши ценности и институты не просто определяются какими-то прошлыми событиями, но формируются как составная часть процесса бессознательной организации некоей структуры или модели.»( . Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность (Ошибки социализма) М.,1992.с.20)
«этика должна признать свое приосхождение, и тогда этот бастион человеческой гордыни падет. Такая эволюционная тория нравственности действительно появляется. В ее фундамент заложен постулат о том, что наши моральные нормы не порождены инстинктом и не являются творением разума, а представляют собой самостоятельный феномен- «между инстинктом и разумом.»» (Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность (Ошибки социализма) М.,1992.с.22)
«.. маловероятно, что цивилизация и культура детерминируются и передаются генетически. Все одинаково осваивают их через освоение определенных традиций» (Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность (Ошибки социализма) М.,1992. С.32)
«решающим в превращении животного в человеке оказалось именно обуздание врожденных реакций, обусловленное развитием культуры. Благоприобретенные правила поведения, которым индивид стал подчиняться по привычке и почти так же бессознательно, как и унаследованным инстинктам, все больше вытесняя последние» (Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность (Ошибки социализма) М.,1992.с.33)
«В числе самых значительных врожденных признаков, содействовавших вытеснению других природных инстинктов, значительнейшим было умение перенимать опыт своих соплеменников особенно путем подражания. Удлинение периодов детства и юности, сыгравшее благоприятную роль в развитии этого умения, было, пожалуй, последним решающим шагом, обусловленным биологической эволюцией» (Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность (Ошибки социализма) М.,1992. с.35)
«В конфликте не столько эмоции и разум (как это часто предполагают), сколько врожденные инстинкты и усвоенные в ходе обучения правила поведения» (Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность (Ошибки социализма) М.,1992.с.37)
«самая важная способность, которой наряду с врожденными рефлексами человеческий индивид наделен генетически,- это его способность в ходе обучения приобретать навыки путем подражания. Ввиду этого важно с самого начала избавиться от представления, рожденного «пагубной самонадеянностью», как я ее называю, т.е. от идеи, что источник способности приобретать навыки- это разум. Ведь в самом деле все наоборот: наш разум- такой же результат процесса эволюционного отбора, как и наша мораль» (Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность (Ошибки социализма) М.,1992.с.41)
«Человек стал мыслящим существом благодаря усвоению традиций – т.е. того, что лежит между разумом и инстинктом. Эти традиции, в свою очередь, ведут происхождение не от способности рационально интерпретировать наблюдаемые факты, а от привычных способов реагирования» (Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность (Ошибки социализма) М.,1992.с.42)
«Было бы точнее говорить не о том, что мыслящий человек творит и контролирует собственную культурную эволюцию, а заявить, что культура и эволюция создали его разум» (Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность (Ошибки социализма) М.,1992. с.43)
«Как инстинкт древнее обычая и традиции, так и последние древнее разума: обычай и традиции находятся между инстинктом и разумом – в логическом, психологическом и временном смысле» (Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность (Ошибки социализма) М.,1992. с.44)
«Врожденные реакции последовательно вытеснялись благоприобретенными моральными правилами и обычаями не потому, что люди понимали разумом, что они, эти правила и обычаи, лучше. Просто благодаря им преодолевалась ограниченность непосредственного восприятия отдельного человека, развивался расширенный порядок, а более эффективное сотрудничество давало его участникам (как бы безрассудны они ни были) возможность поддерживать существование большого числа людей и вытеснять другие группы» (Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность (Ошибки социализма) М.,1992.с.44)
«насколько мне известно, первым, кто заговорил о генетическом развитии, был немецкий философ и историк культуры Гердер. Вновь мы встречаемся с этой идеей у Виланда, и затем у Гумбольдта. Таким образом, современная биология заимствовала понятие эволюции из исследований культуры, имеющих более древнюю родословную. И хотя эти факты достаточно хорошо известны, о них тем не менее почти всегда забывают» (Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность (Ошибки социализма) М.,1992. с.47)
«культурная эволюция имитирует (simulute) ламаркизм» (Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность (Ошибки социализма) М.,1992. с.47)
«в биологической эволюции и эволюции культуры есть и другие общие черты. Например, обе они опираются на один и тот же принцип отбора- принцип выживания, или репродуктивного преимущества. Изменчивость, приспособление и конкуренция образуют однотипные по сути процессы, сколь бы различными ни были их конкурентные механизмы, особенно если* говорить о механизмах размножения). Дело не только в том, что вся эволюция держится на конкуренции; непррерывная конкуренция необходима даже для сохранения уже достигнутого» (Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность (Ошибки социализма) М.,1992. с.49-50)
Хайек сетует о социал-дарвинизме6, который дискредитировал идею культурной эволюции.
Происхождение свободы, собственности и справедливости.
«Если моральные нормы и традиции, а не интеллект и расчетливый разум позволили людям подняться\ над уровнем дикарей, то основы собственно современной цивилизации были заложены в античном Средиземноморье. Здесь оказались возможными торговые связи между достаточно отдаленными друг от друга регионами: и общины, позволявшие своим членам свободно применить их индивидуальные
ФРИДМЕН
Типичный представитель неоклассики - это лидер неоклассической американской политической экономии М. Фридмен.
ПИГУ А.С. (1877-1959)
Артур Сесил Пигу – английкий экономист, представитель Кембриджской школы политэкономии. Одним из первых экономистов неоклассического направления подверг сомнению совершенство рынка, ввел понятие «внешних эффектов», обосновывая необходимость государственного вмешательства в регулирование экономикой. Основная работа: «Экономичсеская теория благосостояния» (1920).
ГЛАВА 15 ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ
Техницизм это определенная система взглядов на технику, ее роль в культуре, на законы развития техники. В противовес существует направление техницизма, которое в основном вскрывает негативные моменты технического прогресса.
Еще в 1835 году шотландский инженер-химик Эндрю Юр (1778-1857), которого К. Маркс называл «Пиндаром автоматической фабрики», ввел термин «философия производства». Первой попыткой создать методологию исследования чисто технической реальности была работа профессора Берлинской академии Ф.Рело «Теоретическая кинематика. Основы теории сущности машины», опубликованная в 1875 году.
Э.КАПП (1808-1896)
С выходом книги «Основные черты философии техники», изданной в 1877 г. немецким ученым Эрнстом Каппом, профессором географии из Дюссельдорфа, связывается рождение философии техники, датируется появление нового идейного течения.
СИСТЕМА Ф.ТЕЙЛОРА
Тейлор является отцом научного менеджмента .Ассистент Тейлора Генри Гант основал организацию «Новая машина».Видным деятелем движения был Морис Кук, избранный в 1915 году вице-президентом Американского общества инженеров-механиков (с 1905 г.его президентом был Ф.Тейлор)
Как писал «патриарх» теории менеджмента П. Дракер: «Считается, что Дарвин, Маркс и Фрейд преобразовали современный мир. По справедливости Маркса в этом ряду следовало бы заменить на Тейлора» (Дракер П. Посткапиталистическое общество (1995)\\ Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999. С.92)
Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 672;