Биоэкологическое и эволюционное учения и география
Развивавшиеся в то время параллельными курсами биоэкологическое и эволюционное учения еще не имели прямого выхода на профессиональную географию, а скорее, наоборот, географические представления и географическая деятельность в виде путешествий способствовали развитию этих учений путем предоставления огромного фактического материала по геологии, фауне и флоре в разных географических условиях. Однако через непрерывную систему учитель-ученик-исследователь эколого-эволюционные идеи пришли в географию и ликвидировали многовековой крен географии к орогидрографии (физиографии), дополнив 'биогеографическими и собственно экологическими воззрениями, а также общенаучным экологическим подходом. Последнее понимается здесь как рассмотрение любого явления в зависимости от окружающих явлений или среды. Поэтому, рассматривая объективную историю географии, мы не вправе пройти мимо этого элемента географического знания.
Известно, что эволюционные идеи высказывались задолго до Ч. Дарвина Бюффоном, Ламарком, Палласом и другими учеными. Наблюдая изменчивость видов в разных географических условиях, нельзя было не заинтересоваться ролью среды в этом процессе. Следовательно, изначально сложилось так, что эволюционные идеи неизбежно были связаны с экологическими. Поэтому первых эволюционистов можно назвать и первыми экологами. В подготовке переворота мышления ученых в XIX в. важную роль сыграл английский ученый, основоположник эволюционной геологии Чарлз Лайель (1797-1875 гг.). Первый том его "Принципов геологии" вышел в 1830 г., и только при жизни автора этот труд издавался 12 раз. Для географии интересны выводы Лайеля о силах, меняющих лик Земли, то есть то, что легло в основу геоморфологии. "Принципы геологии" содержат ряд положений, имеющих общеметодологическое и естественнонаучное значение.
Основную идею этой работы раскрывает ее полное название: "Принципы геологии, являющиеся попыткой объяснить прошлые изменения поверхности Земли путем соотношения с причинами, ныне действующими". Это название свидетельствует о том, что работа Лайеля дала науке продуктивнейший метод объяснения природных процессов. Если раньше были разнообразные методы сбора материала, соответствующие описательной стадии развития науки, то благодаря Лайелю естествознание приобрело метод объяснения, что означало переход на качественно новый, уровень развития. Объяснительный подход позволял находить закон явления.
Среди проблем, которые постоянно интересовали этого ученого, были проблема изменения климата, что было совершенно очевидно из стратиграфического материала любого сколько-нибудь значительного геологического разреза, и проблема прогрессивного ряда организмов, что также было очевидно из палеонтологического материала. Первую проблему Лайель решил путем введения гипотезы об изменении положения континентов относительно географических широт. Таким образом, он способом дедукции из своей теории предвосхитил идею тектоники плит, разумеется на элементарном уровне. Он, в частности, считал, что конфигурации материков неизменны.
Проблема же прогресса живых организмов в до дарвиновских изданиях "Принципов геологии" решалась отрицательно. Только в вопросе появления человека Лайель сделал реверанс в сторону случая, то есть считал появление человека совершенно случайным.
Вторая проблема, поставленная Лайелем, была решена Чарлзом Дарвином (1809-1882 гг.), который произвел переворот в естествознании, обосновав эволюционное учение. Но он учился на "Принципах геологии", где фактор времени почитался как важнейший в естественной динамике. Решающую роль в формировании эволюционных взглядов Дарвина сыграло его путешествие на корабле "Бигль" (1831-1836 гг.), хотя окончательное изложение они получили значительно позже в книге "Происхождение видов путем естественного отбора" (1859 г.).
После выхода этой работы метафизическая парадигма терпит самое большое поражение, происходит революция в науке. Применительно к вопросу об экологизации следует отметить, что до Дарвина экологи в основном изучали влияние среды в пространственном разрезе: разные условия - разные формы жизни. И сам Дарвин периода путешествия на "Бигле" так и рассматривал влияние среды. Но благодаря изучению работы Лайеля и теории борьбы за существование он постепенно пришел к рассмотрению временной координаты. Таким образом, главной заслугой Дарвина перед естествознанием вообще является соединение пространства и времени в исследовании эволюционного процесса. После Дарвина через различные ветви развития эколого-эволюционные идеи, через биогеографию и биоэкологию пришли в географическую науку лишь в последние десятилетия XX века. Термин "экология" был предложен крупным дарвинистом Э. Геккелем в 1866 году. Однако уже в середине XIX в. экологические идеи стали смыкаться с географией, хотя профессиональная университетская и академическая география еще очень долго, вплоть до наших дней, не замечала этого.
Одним из первых ученых, кто перебросил мост между экологией и географией, является Николай Алексеевич Северцов (1827-1885 гг.) - русский зоолог, дарвинист, один из первых экологов и, как выяснилось ныне, один из первых ландшафтоведов, а также известный географ-путешественник.
Н. А. Северцов несколько лет занимался наблюдениями экологии животных на территории своего имения, установив закономерные связи между ритмами жизни животных и природной среды. При этом он, предвосхищая методы ландшафтоведения почти на сто лет, пользовался методом "ключей". Он, в частности, писал, что "изучение группировки животных на малых пространствах, изучение этих крошечных элементарных фаун есть самая твердая точка опоры для вывода общих законов распределения животных на земном шаре".
Для представительного выбора ключей Северцов выделяет в долине Дона и на междуречье 6 родов местности, идентичные типам местности, которые были выделены в наше время ландшафтоведами Воронежского университета.
Переходя к комплексам регионального ранга, в этой же работе Северцов выделяет три полосы России. Впоследствии в Палеарктике он выделил пять поясов: полярный, тайги, переходный (лесостепь), юго- западный (степь) и пустынный. В другой работе, по Туркестану, он выделяет пять высотных поясов распространения животных. Вообще в Средней Азии он осуществил 7 экспедиций, охвативших, с перерывами, 23 года его жизни. Естественнонаучные наблюдения обогащались и дополнялись этнографическими, страноведческими описаниями, наблюдениями и размышлениями о взаимоотношении природы и человека.
Плодотворные идеи Н. А. Северцова остались практически неизвестными профессиональным географам, которые долго воспринимали его только как исследователя Средней Азии. Его "открытие" как ландшафтоведа произошло лишь в 1948 году, что связано с началом изучения в нашей стране морфологической структуры ландшафта. А его "открытие" как ландшафтного эколога начинается только, по существу, в настоящее время в связи с современной экологизацией географической науки. Немаловажное значение имеет изучение наследия Северцова с точки зрения проблем взаимоотношения общества и природы.
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 1108;