Достижения картографии в XIX в.
В XIX в. формируются истоки современного картографического метода исследования, что было обусловлено совершенствованием техники геодезических измерений и топографических съемок, издания карт, в особенности обзорных обобщающих карт и атласов, чем занимались главным образом частные картографические предприятия. Ярким примером крупного картографического произведения первой половины XIX в. может служить изданный в 1825-1827 гг. в Брюсселе Г. Вандермеленом шеститомный мировой общегеографический атлас, состоящий из 369 карт, выполненных в одном и том же масштабе (1:1 641 836) и скомпонованных по градусным трапециям. Это был, по существу, первый опыт создания многолистной карты мира.
В России начало использования карт связано прежде всего с работами по исчислению площади государства. Так, в 1833 г Н. Е. Зернов под руководством академика Д. М. Перевощикова завершил измерение "пространства России, замечательного своею необычайной огромностью", использовав для этого Почтовую карту Европейской России и Генеральную карту азиатской части страны, изданные в 1825 и 1827 гг.
Большой вклад в картометрию России и в составление новых ее карт внес известный русский картограф XIX в. И. А. Стрельбицкий.
В рассматриваемый период широкая дифференциация наук способствовала появлению большого числа т.н. специальных карт - геологических, климатических, почвенных и др.
В связи с этим следует упомянуть, в частности, картографические упражнения английского биолога Френсиса Гальтона, который в 1861 г. создал первую климатическую карту Великобритании. 1 апреля 1875 г. в газете "Тайм" была опубликована составленная им первая карта погоды.
Интересно то, что увлечение картографированием привело Гальтона к составлению карт длительности путешествия из Лондона в изохронах, женской красоты для Великобритании, наследственной одаренности школьников. Эти работы имеют немаловажное методологическое значение, так как они являются в известной мере показателями состояния географического знания того времени. Оценить эти карты (с этих позиций) можно с двух точек зрения. С одной стороны, они показывают неопределенность положения географии в системе наук, расплывчатость ее содержания. Но, с другой стороны, эти карты являются предвестниками постепенного превращения пространственно-географического подхода, оформленного в картах, в общенаучный подход - такой же, как и количественный, исторический, экологический, системный, что, конечно, возвышает географическую науку.
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 1163;