Развитие экономико-географических идей: соединение статистики и географии
Развитие экономико-географических идей в России в XIX в. тесно связано с деятельностью созданного в 1845 г. Русского географического общества, которое включило в круг изучаемых вопросов статистику, организовав специальное отделение статистики. Последняя же к середине XIX в. включается в число географических наук. И именно на базе описательной статистики складывалась экономическая география какгеографическая дисциплина.
Одним из организаторов и крупных деятелей РГО был Константин Иванович Арсеньев(1780-1865 гг.), в работах которого, на основе соединения собственно географии и статистики, развивались идеи экономико-географического характера. Так, в "Статистических очерках России" он воплотил единство природного, экономического и районного рассмотрения страны. Эта книга имеет целый раздел о границах государства, которые оцениваются с физико-географической, коммерческой, военной и политической сторон. Далее речь идет о постепенном расширении территории государств, начиная с 862 г. - по день выхода книги в свет, одновременно рассматривается и изменение административного устройства. Некоторое место занимает физико-географическая характеристика (с основным вниманием климату и свойствам почв).
Основное же содержание книги Арсеньева посвящено описанию поземельного богатства, для чего территория страны была разделена на 10 пространств - групп губерний - на основе природных признаков и административного деления. При этом большие пространства делятся на участки. Каждому из выделенных пространств дается природная характеристика (рассматриваются рельеф, климат и почвы), затем следуют табличные сведения пяти видов: общая площадь в десятинах, количество земельных угодий, размер урожая, достаточность лугов и пастбищ, особенные богатства вне сельского хозяйства. Имеются данные о грузопотоках по рекам. Все таблицы даны в стоимостных и абсолютных величинах, что дает богатый материал для пространственных сравнений.
В начале поземельного рассмотрения К. И. Арсеньев пишет: "Земля есть необходимое условие обеспечения народного, производительная сила ее, большая или меньшая, служит залогом большей или меньшей силы и твердости государственной, труд народа, употребленный на обработание земли, направленный сообразно местности и согласно требованиям века и науки, дает государству существенные богатства, производит столько, что все прочие отрасли промышленности, вместе взятые, не доставляют и десятой доли ценностей, производимых земледелием".
В этом положении целая концепция географии, которая заключается в том, что Арсеньев связывает воедино природу, труд, технологии и богатство страны. Отражением состояния страны того времени является абсолютное господство земледелия в народном хозяйстве, откуда и большое внимание автора к климату и свойствам почв.
К. И. Арсеньев для своей работы использовал материалы официальной статистики по имеющемуся государственному межеванию. По Сибири и Кавказу тогда не было межевания и полной статистики. Соответственно и в книге нет систематических данных по этим пространствам.
В целом труд Арсеньева близок скорее к работам камерально-статитического направления, нежели к традициям В. Н. Татищева и М. В. Ломоносова, которые разрабатывали анкетные методы исследования, не говоря уже о "Словаре" П. П. Семенова. Но работа Арсеньева выигрывает своим отражением состояния страны по достоверным статистическим материалам, распределенных территориально.
Его деление страны было далеко не совершенным - и с точки зрения границ и состава выделенных пространств, и по полноте и точности их характеристики. Однако "несовершенство схемы Арсеньева не умаляет ее роли как первого опыта деления европейской части страны на географические области... Именно работа Арсеньева привлекла внимание русских ученых к самой идее "географического разделения" как форме научного анализа. По существу, она оказалась полезной и своими недостатками, так как показала важность выбора исходных принципов для выделения областей".
Среди ученых, в трудах которых закладывались основы отечественной экономической географии в XIX в., следует также отметить Петра Ивановича Кеппена (1793-1864 гг.), который организовал систематический сбор данных по статистике и географии населения и был автором ряда исследований в этой области, Владимира Павловича Безобразова (1828-1889 гг.), также видного деятеля ИРГО, автора ряда экономико-географических работ по отдельным районам страны, составленных на основании собранных им на месте материалов, и, конечно же, П. П. Семенова-Тян-Шанского, об опыте районирования которого было сказано выше.
Рассматривая зарождение экономико-географических идей в первой половине XIX в., большинство историков географии так или иначе характеризуют работу Иоганна фон Тюнена (1783-1850 гг.) "Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономике" (1826 г.), которая в свое время для развития науки практически не имела никакого значения. И хотя известно, что К. Маркс полемизировал с Тюненом, его работу "открыли" экономисты в начале XX в., и именно тогда она приобрела определенный "вес" и у экономико-географов, особенно у тех, кто пришел в географию от экономики.
Основная идея этой работы заключается в том, что Тюнен взялся выяснить, как изменяется способ использования земли в сельском хозяйстве в зависимости от расстояния по отношению к рынку, то есть он поставил задачу о стоимости "трения расстояния", "пространственных отношений", которую пытаются решить и в современной географии.
Для решения поставленной задачи И. Тюнен сделал абстрактную модель территории с пятью идеальными предпосылками:
· большой город в центре плодородной равнины, лишенной судоходных рек и каналов;
· на равнине нет других городов;
· копи и солеварни лежат вблизи города;
· почва везде одинаковая;
· равнина переходит в безжизненное пространство.
Тюнен сознательно использует метод такой абстракции: "Еще прошу читателей... не пугаться предпосылок, сделанных вначале и отступающих от действительности, и не считать их произвольными и ненужными. Эти предпосылкинеобходимы, чтобы изобразить и выяснить влияние какой- либо определенной силы, о которой мы в реальной действительности имеем очень неясное представление, потому что там она всегда действует в конфликте с другими одновременно действующими силами".
Оговорив предпосылки формализации, Тюнен благополучно решает поставленную задачу - конструирует оптимальное размещение сельскохозяйственного производства в виде шести колец вокруг рыночного центра, где главной категорией является преодоление пространства. Разумеется, для этого нужно было не только поставить корректную задачу, но и иметь репрезентативный исходный материал в виде ежедневных бухгалтерских записей работ в имении самого И. Тюнена, которые велись в течение 10 лет. Совершенно очевидно, что рекомендации Тюнена ныне устарели в силу коренного изменения технологии производства и техники перевозок. Но то, что он использовал формализацию для постановки и решения конструктивной задачи, является важным вкладом в науку, в полной мере не освоенным и в настоящее время, когда ЭВМ позволяют получить приближенные значения многофакторных задач, более точно воспроизводить элементы реальной действительности в постановке и решении задач размещения производительных сил, их территориальной организации.
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 1054;