Общий уровень научных исследований в области философии и обществоведения
Замечательным географом "риттеровской плеяды" был наш соотечественник Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский (до 1906 г. - Семенов; 1827 - 1914 гг.), который создал в России оригинальную географическую школу. В данном случае мы подразумеваем под научной школой коллектив ученых, руководимый ярко выраженным лидером, занимающимся преимущественно одним перспективным направлением и признанным в научном сообществе. Конечно, у Ломоносова, Гумбольдта и Риттера, Реклю были многочисленные последователи и свои направления в географии (соответственно, отечествоведческое, общеземлеведческое и страноведческое), было признание современников и потомков, но они не руководили коллективами в качестве лидеров. Их можно было бы назвать создателями неформальных школ.
У семеновского же коллектива были налицо все признаки научной школы. П. П. Семенов, будучи во главе Русского географического общества в период 1873-1914 гг., способствовал организации многочисленных путешествий и для многих из них собственноручно составлял программы или помогал в их составлении, что сделало эти экспедиции вполне научными по своим целям и результатам. Среди тех, кто получил программу из рук Семенова, можно назвать такие героические в истории путешествий и такие славные в географии имена, как Н. Н. Миклухо-Маклай, Н. М. Пржевальский, Г. Н. Потанин, А. Л. Чекановский, И. Д. Черский, И. В. Мушкетов, П. А. Кропоткин, А. И. Воейков, Ю. М. Шокальский и многие другие.
Во второй половине XIX в. еще нельзя было создать научно-теоретическую школу, так как география тогда мыслилась как некий факультет наук. Каждый вновь назначенный профессор географии должен был сам определять свое понимание географии и, естественно, не было четкого представления о круге исследований. Отсюда вполне понятно возникновение научно-практической школы географов-путешественников в Русском географическом обществе.
П. П. Семенов в 1863-1885 гг. был также руководителем Центральной статистической комиссии Сената и проводил массовые статистические исследования страны, включая подготовку к первой переписи населения России, проведенной в 1897 г. Удачно соединение географии и статистики в подготовленном под его руководством пятитомном Географическо-статистическом словаре Российской империи", выходившем с 1863 по 1885 г. Этот труд можно назвать первой страноведческой энциклопедией нашей страны. В дальнейшем вместе с В, И. Ламанским Семенов руководил выпусками страноведческого описания "Россия. Полное географическое описание нашего отечества", которое отдельными томами выходило в 1899-1914 гг. Из 22 намеченных томов вышло 11 - издание не было закончено из-за наступившей мировой войны, а в последующем и революции.
П. П. Семенов в 1856-1857 гг. предпринял прославившее его путешествие в западную часть Центральной Азии, в Тянь-Шань. Это путешествие было составной частью исследовательского "штурма" Центральной Азии, которую Семенов должен был "штурмовать" с запада, Фердинанд Рихтгофен - с востока, а братья Адольф и Генрих Шлагинтвейты - с юга. Путешествие Семенова, одобренное корифеями географии - Александром Гумбольдтом и Карлом Риттером, описано во многих работах научного и учебного характера.
Рассматривая научно-теоретические результаты этого путешествия, необходимо прежде всего отметить элементы ландшафтно-географического подхода как итога блестящего применения сравнительно-пространственного метода. Речь идет о первом опыте выделения пяти высотных поясов ландшафтов в Заилийском Алатау, а также четырех типов степей, различающихся взаимодействием рельефа и растительности, орошением и флорой: русского, сибирского, барабинского и киргизского предгорного типов.
С точки зрения методической нельзя не отметить подготовку экспедиции Семенова. Непременными элементами этой подготовки стали: слушание лекций К. Риттера - лучшего в то время знатока Азии (в Берлинском университете), перевод одного тома риттеровского "Землеведения Азии" (в последующем были переведены еще 4 тома, относящиеся к России и сопредельным странам), экскурсии в Альпы, так как предполагалось наличие ледников на Тянь-Шане, 17 восхождений на Везувий (считалось, что Центральная Азия состоит из вулканических гор).
Впоследствии сам ученый в заслугу себе ставил только три вещи: определение высоты снеговой границы; положительное решение вопроса о наличии ледников; отрицательное решение вопроса о вулканических явлениях, хотя широкая подготовка и хорошо разработанная программа вместе с отлично продуманной методикой комплексных сравнительных описаний обусловили исключительную результативность экспедиции.
Эти результаты касались не только традиционных для того времени исследований по геологии, орографии, гидрографии, минералогических, ботанических и зоологических сборов. Они предвосхитили и такие будущие направления географии, как палеогеография, ландшафтно-географический подход, балансовый метод. Так, Семенов, описывая зону вечных снегов, заметил, что она играет важную роль в "экономике природы", так как путем постепенного таяния снегов происходит орошение прилегающей территории.
Как мастер использования сравнительно-географического метода, Семенов не мог пройти мимо проблем расчленения пространства по определенным признакам, то есть районирования. Этому вопросу посвящены две его работы. В работе "Населенность Европейской России в зависимости от причин, обусловливающих распределение населения империи" (1871 г.) он сгруппировал все уезды Европейской России в 14 "естественных полос", отличающихся более или менее однородными природными условиями, которые влияют на размещение населения и развитие хозяйства.
С 1880 г. под редакцией П. П. Семенова стало публиковаться капитальное исследование "Статистика поземельной собственности и населенных мест Европейской России". Для первого тома этого издания им было подготовлено новое районирование - выделено 19 областей на основе уже не только природных различий, но и учитывая расселение населения и размещение хозяйства, особенно сельского - тогда главной отрасли российской экономики. Районирование 1880 г., осуществленное П. П. Семеновым, Ю. Г. Саушкин называет "районированием экономическим", так как оно было произведено по совокупности экономических признаков и с частичным учетом национального фактора. Оно оказалось настолько совершенным, что использовалось и в географии, и в статистике, а также в практической работе более 40 лет, до разработки сетки районов Госплана РСФСР в 1922 году (последняя мало отличалась от семеновского районирования).
П. П. Семенов занимался и вопросами предмета и содержания географии, разграничивая географию в обширном и тесном смысле. "В обширном смысле, - писал он, - предмет ее есть полное исследование земного шара, то есть законов строения его, с его твердой, жидкой и воздушной оболочкой, законов отношения его к другим планетам и к обитающим на нем организмам. В этом смысле География есть действительно не наука, а целая естественная группа наук, связанных между собой тождеством предмета исследования, рассматриваемого только в различных отношениях". Что же касается географии в узком смысле слова, то она, по Семенову, "есть физиография земной поверхности, то есть описание как постоянных, неизгладимых веками черт ее, набросанных самой природой, так и переменных, изгладимых, произведенных рукой человеческой".
Семенову принадлежит попытка определения области изучения географии. Так, в сферу землеведения он включает математическую и физическую географию, гидрологию и гидрографию, метеорологию и климатологию, геологию и геогнозию, антропологию и этнографию, археологию и филологию, историю и статистику.
Таким образом, широкое толкование географии определяется цельностью Семенова-ученого и Семенова-организатора науки, учитывая, что Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский был, хоть и выдающимся, но представителем своего времени, испытавшим сильное влияние сравнительного землеведения Карла Риттера.
Нельзя не отметить также и то, что Семенову принадлежит удачный опыт разработки русской географической терминологии. По его словам: "Язык науки слагается исторически, разделением труда и многих лиц. Он имеет свою историю развития, свои колебания". Одной из задач перевода "Землеведения Азии" К. Риттера он считал именно разработку и упрочение русской научной географической терминологии, введение в нее понятий лучшего в то время географического произведения. При переводе Семенов ввел термины "плоскогорье", "нагорье", "котловина", "водоем" и др. В русской терминологии упрочились немецкие слова "фирн", "флиш", "грабен", "горст", "карр", "ландшафт".
Объективная реальность существует вне всякого познания. Познание есть отражение действительности и как таковое является идеальной сущностью. Чтобы превратиться в научную информацию, отражение должно материализоваться в языке науки. Отсюда круг проблем науки включает три их группы: проблемы объекта - содержание науки, проблемы теории и метода - план отражения объективной реальности, проблемы языка - общественное бытие науки. Нет сомнения в том, что П. П. Семенов-Тян-Шанский, как было показано выше, внес вклад во все три сферы проблематики географии.
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 856;