Условия согласования контрастных мелодий
Обычно контрастом называют резкое противопоставление. Однако когда речь идет о полифоническом соединении голосов, то контрастными считают любые разные мелодии, а степень их различия выражают дополнительными определениями.
Чтобы образовать художественное единство «единство противоречий»), какова бы ни была степень различия голосов, они должны заключать в себе и какие-то общие свойства; в противном случае не будет оснований воспринимать их в качестве элементов целостной системы музыкального произведения.
Основная закономерность сочетания в одновременности различных мелодий - мелодических тем или темы с контрапунктом - заключается в единстве их обобщенных свойств. В основном одновременно соединяются мелодии, у которых одна и та же ладотональность, один план гармонизации, один темп и тактовый размер.
Изредка встречаются примеры несовпадения обобщенных свойств соединяемых мелодий. В сцене бала из оперы «Дон Жуан» Моцарта (финал I действия) три оркестра одновременно играют три танца в одном темпе и общей ладотональности, согласованно гармонически, но – в разных тактовых размерах; возникает полиметрия.
Поскольку средства объединения весьма существенны для своеобразия мелодии, постольку возможности контрастирования ограниченны. Этим и можно объяснить более частое использование темы с контрапунктом, не имеющим достаточно самостоятельного образного значения, нежели контрастного сочетания полноценных мелодических тем.
Основное средство противопоставления сочетаемых мелодий – различие их «индивидуальных» свойств – ритмического рисунка и мелодической линии.
Ритмическое движение голосов отличается степенью подвижности. Один из голосов может быть менее подвижен, чем другой. Может быть и иначе – когда голоса ритмически активизируются поочередно. Наконец, сами ритмические фигуры (равномерность, дробление и суммирование, пунктирность, синкопы и пр.) обычно контрастируют в сочетаемых мелодиях.
Мелодические линии голосов отличаются прежде всего своим направлением. В результате несовпадения в направлении не совпадают и вершины мелодических линий. Как правило, не совпадают и «мелодические фигуры»: соотношение скачков и поступенного движения, прямолинейность, волнообразность, ступенчатость и разнообразные сочетания этих видов движения.
Мелодико-ритмический контраст дополняется регистровым, тембровым, штриховым контрастом. Возможно различие между голосами и в динамике, но оно не бывает большим: за громким голосом не будет слышен чрезмерно слабый.
Таким образом, средств противопоставления в контрастной полифонии оказывается не так уж мало. Следует постоянно иметь в виду, что главным из них является ритмическое различие.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1622;