Метроритмическая составляющая мелодики строгого письма
Размер такта.Использовались как простые размеры – двухдольные ( ) и трехдольные ( ), так и сложные ( ). Преимущественно употреблялись крупные доли – целые, половинные. Именно подобные доли составляли ритмический рисунок мелодии.
Начало мелодии протекало неторопливо, как правило, долгими звуками (бревис – , целая – ), ритмическая активизация нарастала постепенно. Самой краткой длительностью считалась четвертная – . Восьмые длительности использовались очень редко, в виде исключения и не более двух подряд.
Завершение мелодии приходилось на сильную или относительно сильную долю и обязательно осуществлялось крупной длительностью.
Четвертные длительности свободно использовались лишь на слабых долях такта. На сильной или относительно сильной долях четвертные могли появляться только в следующих случаях:
Ø движение четвертями началось в предыдущем такте на слабой доле («ритмический пробег» через сильную долю)
Пример №13
Ø четвертями заполнен полностью весь такт
Пример №14
Ø в межтактовой синкопе первая четверть слигована с предшествующей более крупной длительностью
Пример №15
Ø четвертные длительности, звучащие на сильном времени, предшествуют синкопе
Пример №16
В синкопе длительность, приходящаяся на слабое время, должна была либо превосходить, либо быть равной длительности на сильном времени и не могла быть равна четвертной
Пример №17
Для мелодики строгого стиля характерны неквадратность, асимметричность, то есть такие средства развития, которые не несут с собой расчлененности музыкального материала, поэтому избегались мелодические и ритмические повторения, секвенции.
Указанные выше ограничения и нормы способствовали созданию мелодий спокойных и уравновешенных, эпически неторопливых.
Ненормативные звуковысотные и метроритмические элементы, встречающиеся в музыке Возрождения, только подчеркивают важность нарушаемых канонов и правил строгого письма.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1825;