Строгое письмо - мелодика
Хоровой полифонический стиль достиг в середине прошедшего тысячелетия (XV-XVI вв.) небывалого расцвета практически во всех европейских странах. Славились франко-фламандская школа (Дюфаи, Окегем, Жоскен Депре, Орландо Лассо), английская (Данстейбл), две итальянские - в Риме (Палестрина) и Венеции (Джованни Габриели). При всех различиях национальных школ и композиторских индивидуальностей полифонии того времени были присущи и важные общие черты. Контрастная полифония была не только преобладающим видом многоголосия, но и своего рода основой музыкальной речи как для музыки светской (мотет, шансон, мадригал), так и церковной (месса). Установившиеся нормы мелодического движения и сочетания голосов складывались в процессе длительной эволюции усилиями многих музыкантов и, разумеется, под большим влиянием народно-песенного творчества. Стиль музыки, соответствующий этим нормам, и получил (позднее!) название строгого стиля или строгого письма.
Какова же музыка, написанная по правилам строгого стиля? Прежде всего ей присущи величавое спокойствие, эпическая невозмутимость, уравновешенность. Основу ее составляет церковная музыка, и этим объясняется настроение умиротворенности и всеприятия, которым она проникнута. Современный слушатель подчас воспринимает ее как статичную, недостаточно активную. И действительно, ей несвойствен драматизм, отражение напряженных страстей, крайних проявлений горя или радости.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 2636;