Свободный стиль. Разновидности контрастной полифонии

 

Становление и утверждение мажорно-минорной системы, го­мофонного склада, жанра оперы способствовали формированию развитой выразительной мелодии. А это, в свою очередь, не могло не отразиться на стиле полифонии, и уже в ХVН - XVII столети­ях, и прежде всего в творениях Баха и Генделя, Телемана и Скар­латти, определяется новый, свободный стиль полифонической музыки, в котором иные содержательные задачи, иной образный строй заставили отказаться от многих ограничений предшествующей эпохи: в музыке появились хроматические звуки и прежде не употребляв­шиеся мелодические интервалы, неприготовленные задержания и переходы диссонанса в диссонанс и т. п. В этом смысле понятие свободного стиля распространяется и на более позднее время, вплоть до нашего. Именно характерная выразительная мелодия с ясно выраженной жанровой природой, с определенным мажор­ным или минорным ладовым колоритом становится основой по­лифонической музыки. При этом собственно полифонические формы музыки развивают преимущественно принцип имитации, а контрастная полифония все шире проникает в область гомофон­ных форм.

Среди контрастно-полифонических образцов музыки последних трех столетий явно преобладают двухголосные; увеличение числа различных характерных мелодий, звучащих совместно, связано с существенными трудностями восприятия и встречается значительно реже. При этом ясно различаются две разновидности контрастных мелодических сочетаний: соединение двух мелодических тем, каж­дaя из которых несет в себе достаточно своеобразное художествен­ное содержание, и обогащение мелодической темы контрапунктом, который сам по себе не так значителен, как тема, но в качестве элемента полифонического целого играет существенную роль.

1. Сочетанию двух достаточно самостоятельных мелодических тем обычно предшествует проведение этих тем порознь в го­мофонном изложении. Тематические сочетания заключают в себе значительное смысловое содержание: они либо объединяют, сближают, синтезируют образы, которые преж­де были разъединены, а иногда и противопоставлены, либо обостряют, драматизируют столкновение образов.

 

2. Мелодическая тема в сопровождении контрапункта встреча­ется гораздо чаще, чем сочетание двух тем. Здесь также типичным является предварительное проведение темы в гомофонном изло­жении (мелодия и сопровождение) и обогащение основной ме­лодии контрапунктом при повторном ее появлении.


 








Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 2007;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.