Контрапунктирующий голос
Сочинить голос, контрапунктирующий данной мелодии, может потребоваться и в процессе хоровой аранжировки, и в работе над аккомпанементом к песне, и при инструментовке той или иной музыки (песенный аккомпанемент, танец, обработка или самостоятельная инструментальная пьеса).
Контрапункт, как правило, основан на материале так называемых общих форм движения. Мелодическая линия обычно не содержит ярких интонаций и развивается преимущественно гаммообразно – диатонически или хроматически, а иногда и по звукам арпеджио. В ритмическом рисунке преобладает равномерность, возможно и неоднократное повторение несколько более развитой фигуры. В моменты ритмического торможения мелодии контрапунктирующий голос активизируется.
Вступление контрапункта звучит ярче, когда дано на качественно иной доле, чем вступление темы: если основная мелодия началась затактом, контрапункт лучше начать с сильной доли, и наоборот. Впрочем, иногда оба голоса вступают одновременно, это бывает в начале такта.
В отношении образуемых контрапунктом вертикалей следует иметь в виду три важных условия.
1. При возникновении между голосами совершенного консонанса исключается его параллельное движение, нужно незамедлительно перейти в иной интервал.
2. При возникновении между голосами диссонирующего интервала необходимо его разрешить - непосредственно или через вспомогательные звуки.
3. Контрапункт должен полностью согласоваться со всеми остальными голосами в гармоническом отношении. Он не должен противоречить образуемым ими гармоническим комплексам, хотя может не только входить в них, но и расширять их как аккордовыми, так и неаккордовыми звуками.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1641;