Виды сложного контрапункта
Существуют два рода сложного контрапункта.
В одних случаях мелодии первоначального соединения сами по себе изменений не претерпевают, но меняется исходное расстояние между ними - по высоте или по времени вступления, а то и по двум координатам одновременно. Мелодии как бы движутся относительно друг друга, и сложный контрапункт этого рода называется подвижным.Подвижной контрапункт – вид сложного контрапункта, полифоническое соединение мелодий, предполагающее образование одного или нескольких производных соединений в результате изменения первоначального соотношения путем перестановки (передвижения, смещения) этих неизменяемых мелодий.
В зависимости от способа перестановки, согласно учению С.И.Танеева, различают три вида подвижного контрапункта: вертикально-подвижной, горизонтально-подвижной, вдвойне-подвижной.
Вертикально-подвижной контрапункт основан на изменении первоначального соотношения мелодий по высоте. Производное соединение образуется от перенесения мелодии на тот или иной интервал вверх или вниз (т.е. по вертикали).
Пример: Бах, ХТК 1 том, фуга C-dur (т. 7).
Горизонтально-подвижной контрапункт основан на изменении момента вступления одного мелодического голоса относительно другого. Производное соединение образуется от смещения одного из мелодических голосов на то или иное количество тактов (долей такта) вправо или влево (т.е. по горизонтали).
Вдвойне-подвижной контрапункт объединяет свойства двух предыдущих. Производное соединение образуется в результате одновременного изменения высотного соотношения и соотношения момента вступления мелодических голосов (т.е. по вертикали и по горизонтали).
Вдругих случаях изменения касаются самого мелодического материала. Контрапункт с преобразованием мелодий в производном соединении называется преобразующим.
Преобразования контрапунктирующих мелодий в производном соединении осуществляются двумя способами: 1) меняется позиция мелодии – она словно вращается в пространстве, 2) пропорционально меняется ее величина - она растягивается или сжимается, строго сохраняя ритмические отношения между звуками.
Одно из позиционных преобразований мелодии – обращение. Обращение темы, противодвижение, инверсия – полифонический прием преобразования темы, заключающийся в воспроизведении ее интервалов в противоположном направлении от некоего неизменяющегося звука: восходящему ходу темы в ее основном (прямом) движении в обратном движении соответствует ход на такой же интервал вниз (и наоборот). Неизменяющийся звук, общий для темы в основном и обращенном вариантах, называется осью обращения. В мажоро-минорной тональной системе для сохранения функционального подобия обоих вариантов осью обращения обычно служит III ступень. В темах с хроматическим движением обращение темы осуществляется так, чтобы по возможности сохранилась качественная величина интервалов – это обеспечивает большее сходство выразительности обращенного и прямого движения.
Обратимый контрапункт – вид сложного контрапункта, полифоническое соединение мелодий, которое может быть преобразовано в другое, производное, с помощью обращения одного, нескольких (неполный обратимый контрапункт) или всех голосов (собственно обратимый контрапункт). Наиболее распространен обратимый контрапункт с обращением всех голосов, где производное соединение подобно отражению первоначального в зеркале, так называемый зеркальный контрапункт. Он характеризуется равенством интервалов первоначального и производного соединений.
Пример: Бах, ХТК 1 том, фуга d-moll (т. 27, 21-22).
фуга G-dur (т. 20, 24)
Другое позиционное преобразование мелодии - ракоход (возвратное или обратное движение, ретроверсия) – особый тип преобразования мелодий, полифонической темы или целого музыкального построения, заключающийся в исполнении этой мелодии (построения) от конца к началу. На практике различаются следующие случаи употребления ракоходного движения: 1) в каком-либо одном голосе; 2) во всех голосах как способ образования производного построения. Это явление крайне редкое, поскольку уловить слухом связь ретроверсии с первоначальным видом мелодии весьма затруднительно. Тем не менее изредка встречается и такое преобразование.
Изменение величины мелодий полифонического соединения может идти как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. При этом все звуки мелодии увеличиваются или уменьшаются в одно и то же число раз – чаще всего в два, реже в четыре раза. Одновременное увеличение или уменьшение всех соединяемых мелодий не практикуется, потому что создает эффект изменения темпа, но не соотношения голосов.
Пример увеличения темы: Бах, ХТК 1 том, фуга dis-moll (т. 62, 67, 77).
Все виды контрапункта в их взаимоотношениях можно представить следующей схемой.
Виды сложного контрапункта нередко вступают во взаимодействие, придавая новые свойства развиваемому материалу.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 5427;