Имитация - состав и параметры
Имитация – это повторение мелодической темы другим голосом, - причем сразу же вслед за проведением темы. Ранние образцы имитации можно найти уже в кондуктах ХIII века.
В XIV столетии итальянские светские песни в жанре качча («охота») изображали погоню, преследование средствами канонического изложения. В музыке француза Гийома де Машо, нидерландца Йоханнеса Чикониа и их современников все более последовательно использовались имитации. Именно Чикониа перенес принцип имитационного изложения из песенного жанра в жанр мотета.
Со временем роль имитации в полифоническом изложении все возрастала, и фактически все значительные завоевания музыкального искусства XVI - XVIII столетий связаны с имитационной полифонией, которая вызвала к жизни определенный тип мелодического тематизма, породила ряд новых, свойственных именно ей музыкальных форм.
Имитация представляет собой определенное структурное образование. Относительно законченная часть мелодии, которую проводит голос, выступивший первым, называется темой (лат. proposta - предложение, повод). Имитация, т. е. подражание, повторение темы другим голосом, называется ответом (risposta). Иногда в момент вступления ответа первый голос умолкает.
Но чаще он продолжает свою мелодическую линию, которая становится менее яркой, чем тема, чтобы не помешать восприятию ответа. Такое продолжение мелодической линии называется протuвосложенuем, оно представляет собой, как правило, контрапункт, но изредка бывает и подголоском. Таким образом, имитация включает в себя три элемента: тему,
ответ и противосложение.
В каждой имитации определяются ее параметры:
- сторона, или направление (выше или ниже ответ, чем тема);
- интервал (на сколько сдвинут ответ по отношению к теме вверх или вниз);
- время (на сколько позже вступает ответ).
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1742;