Сочинение канона

 

Сочиняя канон на основе начального построения, прежде всего, произвольно выбирают направление и интервал имитации, принимая во внимание то, что эти параметры на протяжении всего канона остаются неизменными. В том, собственно, и состоит «пра­вило, предписание», что все последовательные шаги развертыва­ния канона должны быть аналогичны один другому.

Как и в простой имитации, начальное построение можно на­звать темой, а ее повторение во втором голосе - ответом.

В каче­стве темы возьмем однотактовый мотив (длительность последнего звука определится в дальнейшем):

 

 

Поставим задачу написать канон в верхнюю квинту. Выпишем тему (1) и ответ (2). Цифры обозначают порядковый номер действия:

 

 

Поскольку вся имитация приобретает большую гармоническую естественность, если начало ответа будет основано на мажорной доминанте, повысим звук до и сочиним к ответу противосложение (3):

 

 

 

Теперь имитируем противосложение - также через такт и в верхнюю квинту (4):

 

 

К ответу на противосложение надо приписать новое противосложение в нижнем голосе (5), а затем имитировать и его в верх­нем (6):

 

 

Проделаем еще раз такую же операцию (7 – 8) , а к имитации очередного противосложения опять припишем контрапунктирующую мелодию (9):

 

 

Завершить канон естественнее всего двухголосной каденцией (10), на которую уже не распространяется принцип непрерывной имитации:

 

 


 








Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1938;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.