Типичные черты темы в фуге
Фуга вceгдa начинается с проведения темы. Ее форма обладает рядом особенностей, на которых так или иначе сказывался каждый этап четырехвековой истории. Фуга складывалась и развивалась в рамках стиля барокко, к ней обращались композиторы классической эпохи и эпохи романтизма, в ХХ столетии она снова вызвала к себе большой интерес. И, естественно, каждое время определяло свои особенности темы - интонационно-мелодического зерна, источника и стимула развития всей формы. Сравнение тем из фуг Баха и Генделя, Гайдна и Моцарта - вплоть до Танеева и Глазунова, Шостаковича и Щедрина выявляет необозримое смысловое и языковое богатство и разнообразие.
Однако в лучших образцах, на которые и следует ориентироваться в ходе учебной работы, выявляются некоторые общие и весьма существенные особенности тем, на которых строятся фуги. «Темы фуги должны быть максимально рельефными, упругими и потенциально-действенными - в том смысле, что они должны обусловливать и вызывать возможность развития движения», писал Б. В.Асафьев. Для того чтобы стать основой преобразований, раскрывающих художественный образ фуги, тема должна обладать определенными свойствами.
1. Прежде всего, это образная содержательность, которая служит внутренним основанием к дальнейшему развитию. По истине безграничная гамма настроений и мыслей может найти свое воплощение в теме фуги. Например:
- светлое, созерцательное настроение (фуга I C-dur из I тома ХТК Баха);
- сдержанная печаль (фуга VI d-moll из I тома ХТК Баха);
- веселое устремленное движение (фуга XV G-dur из II тома ХТК Баха) и т.д.
Эти настроения находят свое выражение в исходном «тезисе», который подлежит дальнейшему «обсуждению».
2. Образная содержательность выявляется, как правило, в связи с достаточно ясно выраженными жанровыми чертамитемы:
- хоральными (фуга IV cis-moll из I тома ХТК Баха);
- песенными (фуга VI d-moll из I тома ХТК Баха);
- танцевальными (фуга II c-moll из I тома ХТК Баха);
- скерцозными (фуга ХI F-dur из I тома ХТК Баха);
- речитативно-повествовательными (фуга VIII dis-moll из I тома ХТК Баха) и т.д.
3. Важное свойство темы - ее интонационная яркость, рельефность (хотя бы в начальной части), которая позволит распознавать и воспринимать тему при ее появлениях в ходе полифонического развития в разных голосах и регистрах, ладах и тональностях, а может быть, и в преобразованных видах. Интонационную яркость сообщают теме характерные мелодические ходы, использование скачков, своеобразный ритмический рисунок. При этом диапазон темы классической фуги обычно невелик и очень редко выходит за пределы октавы, поскольку нежелательно использовать звуки последующего ответа. Однако в современных фугах нередко встречаются темы очень широкого диапазона.
Характерные для данной темы интонации могут быть равномерно распределены по всей ее протяженности - в этом случае тему называют однородной(фуга II c-moll из I тома ХТК Баха).
Когда же характерные интонации концентрируются в начале темы («ядро»), а далее идет менее яркий материал («продолжение»), тему называют составнойили контрастной(фуга IX E-dur из I тома ХТК Бах)- этот тип темы сегодня встречается реже, чем в прошлом.
4. Важную роль играет тональнаяи гармоническая определенностьтемы, без которых контраст темы и ответа не будет достаточно активным, не возникнет предпосылок для построения развитой и целостной музыкальной формы. В тонально-гармоническом отношении важны начало и окончание темы. Подавляющее большинство тем в классических фугах начинается с I или V ступени, подразумевающей тоническую (для обеих) или доминантовую (только для V) гармонизацию. Завершается тема непременно каденцией полной несовершенной (на III) или совершенной (на I), как в главной тональности (немодулирующая тема), так и в доминантовой (модулирующая тема), а также и половинной (на V) – в главной тональности. Естественно, что в фугах Нового времени гармонические и ладотональные нормы активно расширяются, однако не отменяются вовсе, ибо сама форма фуги опирается на тонально- гармонические отношения проведений темы, разделов.
Протяженность темы в фуге может быть различной. В камерно-инструментальной музыке преобладают темы в 2-4 такта: в меньшее число тактов, если только размер не очень крупный, трудно вместить необходимое музыкальное содержание. Более широкие масштабы не редкость (из 24 фуг Щедрина почти половина построена на темах, превышающих 4-тактовую «норму», а тема XVI фуги си-бемоль минор длится 18 тактов). В органных, хоровых и оркестровых фугах протяженные темы встречаются сравнительно чаще.
Ответ
Ответ в классической фуге представляет собой, как правило, доминантовую имитацию темы. Естественно, в современной фуге часто встречаются «исключения».
Тем не менее основным видом ответа продолжает оставаться доминантовый - квартой ниже или квинтой выше темы. Такая закономерность объясняется тем, что в диатонической системе только в тональностях кварто- квинтового отношения к главной
сохраняется ладовая окраска темы и тем самым начальная имитация, а далее и вся экспозиционная часть обретает ладовое единство. Ладовая устойчивость экспозиции может стать средством ее противопоставления развивающей части.
Для экспозиции фуги типично постепенное расширение звукового диапазона, и потому ответ дается в голосе регистрово-смежном, соседнем с голосом темы.
Точная транспозиция темы в доминантовую тональность дает реальный ответ, не отличающийся от темы ничем, кроме высотного положения. Реальный ответ допустим, если квинтовый тон лада не играет в теме существенную роль и если тема не модулирует в доминантовую тональность (фуга I C-dur из I тома ХТК Баха).
При хроматических последованиях в начале темы, характерных и альтерированных интервалах в ней реальный ответ становится необходимым (фуга X e-moll, IV cis-moll из I тома ХТК Баха).
Не менее широко используется и тональный ответ как первого рода, с тональной связью начала ответа с темой (замена квинтового тона лада на квартовый – фуга VIII dis-moll из I тома ХТК Баха), так и второго рода, с тональной репризой в конце ответа (сдвиг на ступень вниз модулирующего окончания - (фуга X e-moll, XV G-dur из II тома ХТК Баха).
Не редкость и тональный ответ, совмещающий начало в главной тональности и возвращение в нее же (но только после ухода в доминантовую) – фуга VII Es-dur из I тома ХТК Баха.
Схема ответов в фуге:
|
|
реальный (точный) ответ тональность
| |||
|
тема тональность
тональный ответ I рода
тема
тональный ответ II рода
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 2523;