Строение экспозиционной части фуги
Начинается фуга первыми проведениями темы во всех голосах. Ни один голос не проведет тему вторично, пока она не прозвучит по одному разу у всех голосов, т. е. пока не завершится экспозиция. Говорилось и О чередовании проведений в главной (тема) и доминантовой (ответ) тональностях.
Порядок вступления голосов может быть различным. Часто встречается прямолинейный порядок, когда каждое следующее вступление выше (ниже) предыдущего:
В этом случае вступления крайних голосов начинают и завершают экспозицию. Очень распространен и такой порядок, при котором прямолинейное последование вступающих голосов начинается со второго от края и, дойдя до противоположного предела, завершается тем, который был вначале «пропущен».
В таком случае крайние голоса вступают в непосредственном соседстве в конце экспозиции в предельном для нее регистровом контрасте. В трехголосных фугах этот порядок определяет начало экспозиции со среднего голоса, а затем вступают смежные с ним и наиболее удаленные друг от друга.
Подобно тому, как ответ вступает в смежном с темой регистре, так все последующие вступления голосов постепенно расширяют общий диапазон звучания. Каждое очередное проведение темы в экспозиции дается на новом уровне, не повторяя, но и не слишком отрываясь от того, что уже звучало. При прямолинейном вступлении голосов каждый следующий вступает не далее чем на квинту от предыдущего. Если же экспозицию завершают оба крайние вступления, то последнее - не далее чем на октаву от первого.
Таковы нормы классической фуги. В ХХ столетии нередко встречаются отклонения от этих норм, возникают новые традиции, из которых необходимо отметить две. Во-первых, немало фуг начинается с имитации, где тема и ответ раздвинуты в крайние регистры, а последующие про ведения темы заполняют охваченное«звуковое пространство» (в Lиdиs tonalis Хиндемита, в 24 прелюдиях и фугах Щедрина - по два таких случая). Во-вторых, проведения темы уже в экспозиции могут быть «разбросаны» гораздо шире, чем это было принято прежде: вместо квартового и квинтового сопоставлений - ундецима и дуодецима, вместо октавы квинтдецима.
Вслед за экспозицией могут появиться и дополнительные (вторичные для того или иного голоса) проведения темы в главной и доминантовой тональностях, как, например, в фуге ХХI из II тома ХТК Баха. При этом следует иметь ввиду, что с дополнительным проведением голос вступает уже не на той высоте, на которой он впервые проводил тему или ответ. В упомянутой фуге дополнительное проведение в 32-м такте звучит квартой ниже первого.
Иногда дополнительные проведения даются во всех голосах – образуется контрэксnозиция (ХТК, том 1, фуга XI):
И в этом случае каждый голос проводит тему или ответ не там, где он уже звучал, хотя при этом может быть повторена высотная позиция другого голоса. Ответ в 5-м и В 22-м тактах звучит на одной высоте, но - у разных голосов.
Экспозиция вместе со всеми дополнительными проведениями и составляет экспозиционную часть фуги. Напомним, что ее типичное свойство - ладовое единство, обеспеченное ограничением главной и доминантовой тональностями.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1142;