Репризная часть фуги
Самое существенное свойство репризнойчасти – возвраm главной ладотональности. Проведение темы в доминантовой тональности используется в репризе гораздо меньше, чем в экспозиции, а нередко тема звучит только в главной тональности.
Реприза никогда не сводится к простому повторению экспозиции, так как непременно включает в себя и ряд важных свойств развивающей части, которые значительно ее обновляют, динамизируют. Так, стретты характерны для репризы не в меньшей степени, чем для средней части. Обычно реприза несет в себе и такие свойства, каких не было ни в одной из предыдущих частей.
Очень неопределенна величина репризы. В фугах с ясно выраженной трехчастностью репризная часть обычно масштабно соответствует экспозиционной. Таковы, например, фуги VII Es-dur и IX E-dur из I тома ХТК Баха.
Репризная часть может быть и значительно короче экспозиционной - обычно при сравнительно краткой разработочной; и тогда форма в целом приближается к репризной двухчастной. Примером такой композиции может служить фуга ХI F-dur из I тома ХТК Баха.
В конце фуги нередко бывает определенно выраженное заключение- после того, как развитие уже привело к полной совершенной каденции в главной тональности. Здесь может установиться тонический органный пункт (фуга IV cis-moll из I тома ХТК Баха - последние 4 такта). Может также возникнуть новый, например хоральный, тип изложения, как это происходит в фуге VI d-moll из I тома ХТК Баха.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1368;