Фуги нетрехчастного строения
Репризно-трехчастная структура фуги, нашедшая широкое применение в творческой и педагогической практике, отнюдь не единственно возможная. Среди фуг далекого и недавнего прошлого, а также написанных в наше время, встречаются такие, где четко определяются экспозиционная, разработочная и репризная части, но есть и такие, которые построены не совсем так, а то и совсем не так.
Прежде всего, реприза в фуге достаточно определенна лишь при условии, что вторая часть выводит развитие из области экспозиционных тональностей, т. е. когда развитие осуществляется активным ладотональным варьированием темы. Только в этом случае появление темы в главной тональности воспринимается как возврат к некоторым важным свойствам первой части.
Если же развитие во второй части осуществлялось только средствами сложного контрапункта, но без ухода из экспозиционной ладотональной сферы, говорить о репризе не приходится, фуга приобретает черты двухчастной развивающей, но тонально стабильной формы. Например, в фуге VI из II тома ХТК вслед за вполне привычно построенной экспозицией следует часть, в которой развитие осуществляется преимущественно горизонтальными и вертикальными перемещениями в имитациях, обращением темы и ответа, т.е. средствами сложного контрапункта. Но при этом сохраняется господство главной тональности, лишь изредка оттеняемой доминантовой и субдоминантовой (ладовый колорит тот же!). Возникает ощущение контрэкспозиции. Однако третьей части здесь нет. Складывается тонально устойчивая развивающая двухчастная форма фуги.
Сходно, но несколько сложнее построена фуга ХХI из II тома ХТК.
Здесь после первой части, заключающей в себе собственно экспозицию (три проведения темы) и контрэкспозицию (еще три проведения), начинается ладотональное варьирование темы – развивающая часть. Возвращение к главной тональности происходит лишь в самом конце фуги, а репризных проведений темы нет вовсе. Возникает тонально-развивающая двухчастная форма.
Но параллельно и как бы иным, «своим» путем идет становление формы гармоническими средствами. Две определенные каденции завершают первую треть фуги и всю ее целиком, причем первая каденция – в доминантовой тональности, вторая – в главной. Опять образуется двухчастная форма, однако с иным внутренним членением.
Также двухчастна и фуга VI из 1 тома ХТК, но в ней отношения частей несколько иные: они явно напоминают старинную сонатную форму.Фуга расчленена каденцией в доминантовой тональности на две почти равные части и завершается каденцией в главной тональности. Первая часть начинается традиционной экспозицией, вторая – не менее традиционной разработкой (стреттные проведения темы во всех голосах в прямом и обращенном видах). Но развернутые интермедии с включением проведений в тактах 8-16-м и 31-38-м могут рассматриваться как связующая партия в экспозиции и разработке – репризе, а стретты нижнего и среднего голосов в доминантовой тональности в экспозиции (от 17-го такта) и в главной в репризе (от 39-го) – как побочная. Отсюда и уподобление старинной сонатной форме.
Наконец, еще одну разновидность двухчастной формы дает фуга Х из 1 тома ХТК. Вторая половина фуги представляет собой своего рода зеркальное отражение первой, образуя симметричную двухчастную форму. Строго говоря, хотя форма и симметричная, двухчастность ее четко не выражена, так как нет ясного разграничения «левой» и «правой» частей. Их разделяет (а точнее, связывает) интермедия в 15-19-м тактах, после которой дальнейшее развитие музыки во многом обратно предшествующему.
Частей в фуге может быть не только меньше, но и больше чем три. Пример четырехчастной фуги – фуга II Щедрина.
Итак, фуга традиционно имеет трехчастно-развивающую форму, но может ограничиться и двумя частями, а также выйти за пределы трехчастности как в количественном отношении (фуга II Щедрина), так и в качественном – когда есть не только экспозиционная, развивающая и репризная части, но и «рефрен», «эпизоды», даже партии сонатной формы. Не следует считать, что приведенными примерами исчерпываются все возможности построения фуги. Художественная практика свидетельствует, что внутренняя организация фуги может быть бесконечно богата и разнообразна, притом, однако, что она сохраняет основные черты и свойства, присущие этой имитационно-полифонической форме.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1537;