Интермедии
Фуги, в которых проведения темы следуют в разных голосах непосредственно одно за другим, встречаются нечасто. Таковы, например, фуги I C-dur, XVIII gis-moll, XXI B-dur из I тома ХТК Баха: в тот момент, как тема (или ответ) завершается в одном из голосов, ответ (или тема) вступает в другом. Иногда проведение темы начинается даже раньше, чем кончилось предыдущее (стреттные вступления).
Чаще, однако, проведения темы разграничиваются промежуточными построениями - интермедиями (лат. intermedius - находящийся посередине). И если ответ, как правило, появляется сразу вслед за темой, то уже в третьем по счету голосе тема появляется обычно лишь после более или менее протяженной возвратной интермедии. В большинстве случаев окончание ответа гармонически не способствует появлению темы: это гармония то ли DD, то ли натуральной минорной доминанты по отношению к главной тональности. А интермедия служит связкой, «обратным ходом» к очередному проведению темы.
Чтобы интермедия более определенно решала стоящую перед ней задачу связать разнотональные проведения темы, у нее должна быть логичная и хорошо слышимая гармоническая основа.
Интермедии, соединяющие группы проведений темы, могут быть между основными частями фуги - экспозицией и разработкой, разработкой и репризой, а также и внутри них. Будучи разными по величине, от одно- и даже полутактовых связок и до весьма развернутых построений, они тем не менее всегда ясны и определенны в своей тональной направленности, в своей гармонической основе.
Другая задача, решаемая в интермедиях, - тематическое развитие. Интермедии не являются некоей нейтральной соединительной тканью», они обычно развивают (вычленяют, секвенцируют, варьируют) отдельные элементы темы, противосложения, утверждая интонационное единство всей фуги. Лишь изредка интермедии оттеняют основной музыкальный материал дополнительным, «фоновым».
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1251;