Общее строение фуги

 

Фуга строится на многократном, причем вначале обязательно имитационном, проведении во всех голосах одной (гораздо реже двух или трех) мелодической темы. Проведения темы следуют одно за другим либо разграничены музыкой переходно-связующего характера - интермедиями, то краткими, то широко развернутыми. Фуга располагает значительными музыкально-техническими возможностями, позволяющими показать тему как бы с разных точек зрения: она проходит в разных регистрах, тональностях, может быть преобразована в ладовом, а отчасти ритмическом и мелодическом отношении. К достоинствам фуги относится и непре­рывность развития, связанная с неодновременностью цезур в разных голосах (своего рода «цепное дыхание развития»).

Чаще всего в фуге можно выделить экспозиционную, разработочную и репризную части (две последние части тесно связаны и не всегда могут быть разграничены).

Фуга почти всегда сочиняется для определенного числа голосов, большей частью для трех или четырех. Фуги на два или более чем четыре голоса встречаются редко. Так, из 48 фуг Хорошо темперированного клавира И. С. Баха только две пятиголосные и лишь одна - на два голоса, остальные трех- и четырехголосные.

Первая часть - экспозиционная - построена наиболее закономерно и отличается ладовой устойчивостью. В ней с изложением темы поочередно вступают все голоса, иногда и не по одному разу. Первый (по порядку) голос проводит тему в главной тональ­ности, следующий - в доминантовой, далее проведения в этих тональностях чередуются достаточно равномерно.

Первые вступления всех голосов образуют экспозицию фуги; однако экспозиционная часть помимо собственно экспозиции может включать в себя и дополнительные (повторные) проведе­ния темы.

Средняя - разработочная часть фуги строится более свободно. Как правило, ее отличает от экспозиционной части новая ладо­вая окраска, связанная с переходом в тональности, параллельные экспозиционным, а иногда и более далекие.

Другая характерная особенность средней части фуги - актив­ное полифоническое варьирование, осуществляемое посредством различных приемов сложного (подвижного и преобразующего) контрапункта.

Протяженность развивающей части, число проведений темы в ней могут быть очень различны, и это одно из проявлений своеобразия композиционной структуры каждой конкретной фуги.

Репризная, завершающая часть фуги также не имеет строго определенных очертаний. Важнейшая отличительная черта реп­ризы - возврат главной тональности, первоначального облика темы. Тем самым создается ощущение устойчивости, завершенно­сти. Реприза не просто возвращает музыкальный материал экспо­зиции, но и обогащает его разнообразными средствами развития, как уже использованными в средней части, так и новыми. Поэтому реприза фуги воспринимается как синтетическая, т. е. объеди­няющая свойства обеих предшествующих частей, и динамическая, т. е. существенно иная, чем экспозиция.

Определение начала репризы нередко затруднено тем, что, с одной сторо­ны, проведения темы в главной тональности могут быть использованы и в сред­ней части, а с другой - реприза нередко начинается субдоминантовым проведе­нием темы, чтобы ввести тему в главной тональности в качестве ответа к перво­му репризному проведению. Наконец, возможна реприза и вовсе без проведений темы - см., например, Фугу Ре мажор из I тома ХТК Баха.

Экспозицию всегда МОЖНО четко отграничить; дальнейшее же развитие и завершение может идти достаточно разнообразно с точки зрения и содержания, и приемов музыкального движения, и масштабных соотношений, и степени слитности.

Небольшая, а возможно, и неполная фуга (с очень краткими или отсутствующими развивающей и завершающей частями) на­зывается фугеттой.Напротив, большую фугу с особо сложными приемами развития именуют ричеркатой.

В произведениях гомофонного склада иногда встречаются эпизоды развития, в которых одна мелодическая тема последова­тельно проходит в разных голосах и регистрах, периодически меняя свою тональность, подобно тому как это происходит в экспозиции фуги (см. разработку I части Шестой симфо­нии Чайковского, тонально сдвину­тую репризу Сонаты си минор Листа). Такой прием развития получил название фугато.

 








Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 7172;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.