Двойной контрапункт

Из всех видов и разновидностей сложного контрапункта наи­более широко используется такой вертикально-подвижной кон­трапункт, при котором мелодии меняются местами: в повторном (производном) соединении внизу проводится мелодия, которая раньше была верхней, и наоборот. (Пример – 2-х голосная инвенция E-dur Баха).

Во всех подобных случаях каждая мелодия выступает в двух ролях: если в первоначальном соединении она верхняя, то в про­изводном - нижняя, И наоборот. Это обстоятельство и послужило основанием назвать такого рода контрапункт двойным.

Изменение соотношения между голосами по вертикали принято измерять в ступенях. Для обозначения величи­ны вертикального сдвига применяют показатель - index verticalis, или Iv. Он равен сумме перемещений обоих голосов. При этом пере­мещение каждого голоса определяется как по величине, так и по направлению: сдвиг верхнего голоса вверх или нижнего вниз уве­личивает расстояние между ними и потому получает знак «+», а сдвиг в противоположную сторону, т. е. навстречу друг другу, по­лучает знак «-». Схема поможет запомнить это правило.

 
 

 

 


Для двойного контрапункта, т. е. «обмена местами» верхнего и нижнего голосов, есть три возможности: верхний голос может спуститься под нижний, либо нижний может под­няться над верхним, либо, наконец, оба голоса пойдут навстречу друг другу и, пройдя «место встречи», окажутся на новых местах. Во всех случаях сумма их сдвигов по вертикали должна превысить перво­начальное расстояние между ними, а показатель вертикального перемещения будет отрицательным, т. е. Iv < О. Чаще всего он ра­вен целому числу октав: -7, -14, -21. Сколько бы целых октав ни за­ключал в себе Iv, сохраняется название двойной контрапункт октавы. Распространенность этого вида подвижного контрапункта объясняется тем, что в производном соединении сохраняется ха­рактер интервалов первоначального: октава станет примой или октавой же, терции - секстами (возможно параллельное движе­ние), секунда - септимой (разрешается движением бывшего ос­нования, а ныне вершины, на ступень вниз) и т.д. Единственное нарушение этого соответствия дает совершенный консонанс квин­та, которая в производном соединении станет диссонансом квартой (или ундецимой). Значит, в первоначальном соединениик квинте нужно отнестись как к потенциальному диссонансу,пове­сти один из ее звуков на ступень вниз - это и будет разрешением будущего диссонанса.

Нередко употребляется и двойной контрапункт дуодецимы (1 v = -11, - 18, -25).

Значительно реже встречается двойной контрапункт децимы (Iv=-9, -16, -23).


 








Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1784;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.