Простой и сложный контрапункт
Полифоническое соединение, которое при повторном соединении не содержит существенных изменений в мелодических линиях или их соотношении как по высоте, так и по времени вступления, называется простымконтрапунктом. Повторное проведение может точно повторять первоначальное, но может быть перенесено в иную тональность, регистр и даже лад. Если такой перенос касается всех контрапунктирующих голосов, то контрапункт и в этом случае остается простым. Два фрагмента из инвенции E-dur Баха (такты 25-28 и 47-50) различаются только высотной позицией - тональностью, и тем самым второй из них по отношению к первому представляет собой простой контрапункт.
Часто, однако, при повторении полифонического соединения звуковысотное (а иногда и временное) соотношение голосов меняется:
Могут возникнуть и определенные - строго закономерные изменения в самих мелодиях:
Мелодии не только «обменялись регистрами», но еще и сделали пол-оборота вокруг горизонтальной оси, каковой служит звук до: весь мелодико-ритмический комплекс сохранился, но все мелодические интервалы получили противоположное направление, мелодии даны в обращении, иначе называемом инверсией.
Контрапункт, содержащий в повторных проведениях существенные и закономерные изменения в соотношении мелодий, или в них самих, или, наконец, в том и другом одновременно, называется сложным.
«Существенный признак сложного контрапункта - возможность получить из первоначального соединения мелодий новое, производное». Таким образом, сложный контрапункт подразумевает неоднократное проведение полифонического соединения:
сначала звучит первоначальное соединение, а затем производное
(производных может быть и несколько).
Сложный контрапункт обновляет повторения, сохраняя единство тематического материала, т. е. представляет собой средство полифонического варьирования.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 3556;