Правила строгого стиля
Правила строгого стиля преследуют и вполне конкретные, собственно музыкальные цели: удобство исполнения и общее благозвучие.
Диапазон мелодии строгого стиля – дуодецима,что соответствует естественному потенциалу хорового певца:
Пример №1
Диатоника–ладовая основа мелодики строгого письма. Хроматическое изменение звука не допускалось:
Пример №2
Хроматизм допускался лишь на существенном расстоянии, когда «звуковой след» диатонического звука «угас».
Поступенное, плавное движение характерно для средневековой мелодии. Все, что шире большой секунды в мелодическом движении, в полифонии принято считать скачком.
Скачки допускались изредка и воспринимались как элемент напряжения, динамизма, поэтому требовалось уравновешивание скачка – определенная подготовка и завершение. Скачок должен быть подготовлен плавным движением мелодии в противоположном направлении:
Пример №3
Завершался скачок также плавным мелодическим движением в противоположном направлении:
Пример №4
Максимальный скачок в восходящем направлении допускался на октаву:
Пример №5
Максимальный скачок в нисходящем направлении допускался на сексту:
Пример №6
Редко использовалась цепь скачков – не более трех– и обязательно чередуя восходящее и нисходящее направления:
Пример №7
Цепь скачков также уравновешивалась плавным мелодически движением в противоположном направлении по отношению к последнему скачку:
Пример №8
Не допускались скачки:
1) на тритоны
Пример №9
2) на увеличенные и уменьшенные интервалы как диатонические (пример №9), так и хроматические
Пример №10
3) на септиму
Пример №11
Не допускалось какое-либо мелодическое подчеркивание тритона (б. 3 + б. 2, б.2 + б.2 + б.2 и т. п.):
Пример №12
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 2555;