Анализ произведений-репрезентантов архитектуры готического стиля во Франции
Произведения-репрезентанты французской готической архитектуры. Ранняя готика: собор Нотр-Дам в Париже (нач. 1163 г.), церковь Сен Дени. Зрелая готика: собор Нотр-Дам в Реймсе (заложен в 1211 г. - конец XII в.), собор Нотр-Дам в Амьене (1220 г. - XVI в.); собор Нотр-Дам в Шартре. Поздняя готика: церковь Сен Уан в Руане (1318 - начало XVI в.), церковь Сан Маклу в Руане (1434-1470 гг.).
Собор Парижской Богоматери (нач. 1163 г.)
Окончание строительства относится к середине XIV в. Можно выделить несколько этапов строительства. Строительство было начато на острове Ситэ, на месте епископской капеллы св. Стефана. Строительство начато с хора.
План пятинефного собора имеет форму вытянутого прямоугольника, завершенного с востока плавной полуциркульной линией хора. Трансепт лишь незначительно выступает за границы прямоугольника. Венец капелл встроен между контрфорсами, как и капеллы нефа. Это придает плану неразрывную конфигурацию.
Травеи собора имеют в плане почти квадратную форму. Они перекрыты крестовыми сводами на нервюрах, которые разделяют их на распалубки (шесть в главном нефе, четыре в боковых нефах). Высота сводов 32,5 м. Своды в соборе с малой стрелой подъема (в центральном нефе). Более высокая стрела подъема в стрельчатых сводах боковых нефов собора.
Опорами сводов служат гладкие круглые столбы в хоре и среднем нефе. В боковых нефах столбы ромбические и квадратные в плане с приставными колоннами (в первой травее нефа и в трансепте). Столбы до 1,4 м в диаметре имеют развитые капители - 1/5 колонны.
В конструктивной системе собора ведущую роль играет система опор совместно с усиливающими их контрфорсами и аркбутанами. Роль стены еще довольно велика. Контрфорсы имеют характерную для ранней готики уступчатую форму.
Трансепт с обеих сторон имеет порталы, над которыми расположены огромные окна-розы.
Средокрестие увенчано башней, прорезанной двойными окнами и завершенной острым шпилем.
Горизонтальные членения боковых фасадов и хора отмечают двухъярусность здания.
Особенность венчания боковых фасадов и хоровой части составляют сильно выступающие каменные водосбросы в форме полуфигур животных, птиц, людей.
Западный фасад собора с богатой скульптурной декорацией считается лучшим произведением французской ранней готики. Фасад, в котором преобладают горизонтальные линии и плоскости, имеет два ясно выраженных яруса. Первый завершается «королевской галереей» - арочным Лекция 74. Национальные школы готической архитектуры: Франция
фризом, образующим ленту ниш, занятых 28 статуями, аллегорически изображающими родословную Богоматери в образах «королей».
Окно-роза занимает в соборе всю плоскость средней части стены над карнизом «королевской галереи». Радиус розы служит модулем для всех основных проемов фасада (ширины двери среднего портала, ширина окон второго яруса, ширина аркад, галерей, окон башни, их высоты).
Над вторым ярусом западного фасада расположена высокая аркада на тонких колонках. Она служит прекрасным переходом от тяжелых масс нижних ярусов к вертикали башен.
Аркада несет на себе венчающий карниз, который одновременно служит и служебным обходом-галерейкой, с низкой балюстрадой и со знаменитыми фигурами химер по углам контрфорсов.
Массивное тело башен, срезанное по углам и украшенное тонкими полуколонками, арочками, вимпергами и крестоцветами, прорезано высокими парными окнами, встроенными в толщину стены по принципу перспективных фасадов. Этот прием, наличие декора и большое количество краббов на ребрах, облегчают тяжелую массу башен.
В соборе нет строгой симметричности, фасад расчленен пилонами контрфорсов на три сектора, неодинаковых по ширине. Различна высота и боковых порталов.
Рельефы занимают все поле тимпанов, покрывают архивольты, цоколь среднего портала, стык арок, ниш «портала Богоматери». По аналогичному принципу украшены северный и южный порталы трансепта. Декоративные элементы здесь богаче и легче.
Собор Нотр-Дам в Реймсе (1211 - конец XIII в.).
С 1179 г. традиционное место коронации французских королей. Наиболее яркий памятник зрелой готики во Франции. Реймс в средние века был небольшим, но богатым торговым и промышленным центром Шампани. Готический собор был заложен на месте сгоревшего годом раньше собора романского. Строители нового собора не считались с остатками собора старого. Западная трехнефная часть ведет к трехнефному трансепту, который вливается в широкий хор, завершенный венцом из пяти капелл.
Структура интерьера: Трехъярусное членение по вертикали, отсутствие галерей. Между продольной аркадой среднего нефа и верхними окнами на большой высоте расположены трифории в виде узкой галерейки, состоящей из четырехпролетной аркады на тонких колоннах в каждой травее.
Своды стрельчатого очертания с повышенной стрелой подъема.
Своды в среднем нефе опираются на круглые столбы четырьмя приставными колоннами. Капители столбов имеют слабо выступающие абаки, отмечающие переход от ствола к арке, от нижней части столба к более профилированной верхней зоне. Капитель широкой лентой охватывает все члены столбов среднего нефа, включая и приставные колонны. Декор капителей состоит исключительно из растительных мотивов, причем преобладают мотивы листьев местных растений - клена, земляники, винограда.
____________ Лекция 74. Национальные школы готической архитектуры: Франция_______________
На западном фасаде две розы (малая и большая), которые просвечивают в центральный неф.
Трифории получают продолжение над средним порталом в виде открытых проемов.
Внутренняя стена портальной части расчленена нишами, в которых помещены скульптурные фигуры.
Композиция интерьера Реймского собора по вертикали слагается из трех основных элементов. В первом ярусе - продольная аркада, через которую проникает в средний неф свет из больших окон бокового нефа. В восточной части им соответствуют окна капелл.
Над первым ярусом (умеренно освещенным) тянется вокруг всего внутреннего пространства собора узкая и темная полоса трифориев.
В верхней зоне расположена полоса верхних окон, расцвеченных витражами. Эта зона на западной стороне завершена розой, а на восточной - сплошными окнами верхнего яруса хора.
Реймский собор отличают большая стройность пропорций, легкость масс и богатство декоративных элементов при полном сохранении ясности композиционной структуры. Архитектурное убранство собора не превращается в каменное кружево, скрывающее конструкцию готического собора. Все декоративные элементы раскрывают основное устремление здания ввысь. Зритель то выделяет из сложного ансамбля детали, сопоставляя и сталкивая их друг с другом, то покоряется грандиозной силе архитектурного целого. В этом сплетении разнообразия и единства - отличие Реймского собора от соборов поздней готики, когда за деталями теряется целое.
Равномерный и не однообразный ритм чередования больших проемов с тектонически ясными и пластичными обогащенными элементами системы устоев вместе со скульптурой делает собор «застывшей музыкой».
Каждая деталь, создающая вертикальную направленность композиции, не теряет связи со своим основанием и не растворяется в окружающем пространстве.
Боковые фасады Реймского собора делятся по вертикали на три зоны. Нижняя зона цокольной части с основанием выступающих вперед контрфорсов образует хотя и расчлененное, но мощное основание здания. Во второй зоне - контрастное сочетание тяжелых вертикальных объемов контрфорсов и легких вертикальных оконных проемов. Третья зона образуется из верхней части контрфорсов с примыкающими к ним однопролетными аркбутанами и из ряда верхних окон среднего нефа.
Северный фасад в зоне трансепта имеет портал в два пролета, с двумя дверями, разделенными статуей папы Сикста. Южный трансепт портала не имеет.
На западном фасаде вертикальные элементы преобладают. Стена присутствует только местами - в цоколе, в зоне, которая отвечает трифориям интерьера, и между окнами и венчающим карнизом. Во всех остальных частях вместо стены большие проемы.
____________ Лекция 74. Национальные школы готической архитектуры: Франция_______________
Контрфорсы оставлены обнаженными только в цокольной части. В зоне трифориев контрфорсы декорированы арочным мотивом, а во втором ярусе и в зоне галереи - колонными портиками.
Вертикальные элементы скомпонованы так, что врезаются в горизонтальные членения. Вимперги над порталами зрительно разрывают горизонтальную линию междуэтажного карниза, а фиалы контрфорсов - линию венчающего карниза.
Квадратные в плане башни, сплошь прорезанные проемами, по углам фланкированы высокими арочными портиками, которые вместе с оконными проемами придают им легкость, не нарушая компактности.
Отношение между высотой и шириной фасада (до венчающего карниза) 1:1, однако фасад кажется вытянутым вверх из-за постоянного сужения кверху.
Ярусы фасада во множестве точек связаны между собой и переходят один в другой.
Все элементы собора построены в одном модуле. Основой измерения послужил диаметр внутреннего круга малой розы в тимпане. Он равен радиусу внешней окружности большой розы, определяет высоту всех трех дверей, ширину дверей среднего портала, ширину общего проема парных окон второго яруса (высота их до розы равна двум диаметрам). Ширина окон башен равняется половине диаметра, а высота их до капители колонок - двум диаметрам.
Три портала западного фасада сближены и объединены. Тимпаны порталов для лучшего освещения нефов оставлены ажурными.
Лекция 75. Национальные школы готической архитектуры: Англия
План лекции
1. Периоды развития готического стиля в Англии.
2. Специфика английского готического стиля.
3. Анализ произведений-репрезентантов архитектуры готического стиля в Англии.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 2114;