Принципы готической культовой постройки
Готическая архитектура развивалась как архитектура городская. Соборы служили не только местом богослужения, но и местом собраний, торжеств. Строительство готического собора начиналось в центре города, он был самым высоким зданием, осью города, через которую и весь город поднимался над своим собственным уровнем мрака профанного бытия.
Готические храмы были базиликальные и зальные. Ведущим типом осталась трехнефная базилика. Готическая архитектура уничтожила массу стены, утвердив тектоническую структуру каркасной системы контрфорсов и аркбутанов.
Важнейшим достижением готической архитектуры был крестовый нервюрный свод, облегчавший стену, дававший возможность расширить проемы. Нервюры в точке пересечения объединялись замковым камнем, который в готическом храме становился высшей точкой собирающихся от самого основания собора энергетических токов, восходящих по пучкам колонн. По сравнению с романской культовой постройкой, в готическом соборе была увеличена стрела подъема арок и сводов. Стрельчатые очертания определили все арочные элементы собора. Все преобразования вели к утверждению вертикального принципа композиции.
___________________ Лекция 73. Готический стиль в архитектуре XII-XV вв.______________________
Выделение строительного каркаса и изменение роли стены, устранение ограничивающего элемента здания открывали возможность для создания значительных проемов, что облегчало архитектуру, давало ей возможность стремительно расти вверх. Увеличились пролеты сводов, уменьшилась толщина сводов, высота соборов в некоторых случаях была колоссальной.
В готических соборах повышается конструктивная роль окон, заменяющих собой стены. Данный прием визуализирует прозрачность границы внутреннего и внешнего миров. Конструктивная система контрфорсов и аркбутанов организована так, что демонстрирует исходящие изнутри собора силы, разрушающие пределы. Душевный мир, жаждущий самораскрытия навстречу высшей духовности, трансформирует оболочку, превращая материю из плоти в скелет, каркас, остов, пропускающий душевное устремление ввысь.
Готический собор - качественно новое культовое пространство, по сравнению с романской монастырской церковью. Храм раскрывается окружающему пространству, миру, городу. Стрельчатая арка, уничтожение массы стены, нервюрный свод, вертикализм архитектурных масс обеспечивали эффект постоянного развития, становления готического здания.
План сохраняет продольное направление с акцентированным средокрестием. Трансепт, отражающий специфику богослужения в монастырской церкви, в готическую пору уступает место обратным тенденциям: слабо выступающий трансепт либо зажимается между капеллами, либо его пространство сливается с пространством хора, либо трансепт вовсе отсутствует. Отсутствуют крипта, нартекс, но обход хода и венец капелл становятся обязательными элементами готического плана. Хоровая часть здания увеличивается.
Исчезновение такого ключевого для романской церкви элемента, как крипта, связано с переменами в мироотношении. Крипта - сокровенное место романского храма - пространство нахождения мощей святых мучеников и других святых реликвий, выступающих объектом притяжения для верующих, паломников, образцом духовной жизни монашества, посещавшего церковь. В готическую эпоху мощи и святые реликвии не покидают собор, но обретают себя в алтарном пространстве, в венце капелл, в зоне хора. По отношению к эпохе романского стиля эта смена местонахождения мощей означала поднятие, «перенос» вверх. Святой в его идеальном облике вечно живого мученика тем самым с ходом истории приближается к верующему. Если культовое пространство романской церкви было центростремительным, и центром устремления была именно крипта, моделирующая вектор устремления энергетических сил сверху в центр и вглубь, что позволяло соотнести и обрести сакральные силы в погружении в глубины встречи с идеальным святым-мучеником, приближение к которому есть спуск в глубины духовного мира. В готическом соборе возможность приближения и зрительного прикосновения к идеалу, представленному мощами и реликвиями, осуществлялась в пространстве земного мира, не требуя Лекция 73. Готический стиль в архитектуре XII-XV вв.
погружения, спуска. Тем самым помимо хода приближения мощей к верующему, готический собор также фиксировал важное качество мироотношения - ни на одном этапе своего проживания готическое здание не предлагало хода вниз, но всегда, каждым конструктивным либо декоративным элементом здание организовывало восходящее движение.
Главный западный фасад обычно имеет по сторонам две мощные башни, четырехугольные в плане. В некоторых случаях башни завершаются восьмигранным шпилем. Главное место в первом ярусе фасада занимают скульптурно обработанные глубокие перспективные порталы. Сокращающиеся в глубину и поставленные уступами арки опираются поочередно на выступающие части стены и на колонны или полуколонны, стоящие на высоком цоколе. Скаты вимпергов порталов украшались краббами и заканчивались крестоцветами. Среднюю секцию верхнего яруса западного фасада целиком заполняет окно-роза - олицетворение гигантского мира, сотворенного Богом, - космоса, включающего в себя «малый космос»
- человека, который мыслится не только как «венец творения», но и как целостный, завершенный мир, заключающий в себе то же, что и большая Вселенная. Макрокосм представлен в виде замкнутого круга бытия, движимого божественной мудростью, и содержащего внутри себя свое одушевленное воплощение - человека. Готические башни, в отличие от романских, прорезаны большими сквозными окнами. Башни всегда суживаются и облегчаются кверху, даже в том случае, если они не завершены шатром. Шатер в ранней готике сплошной, в поздней - ажурный, что визуализирует тенденцию к обесконечиванию в развитии средневекового мироотношения.
Готический храм представляет собой модель живого организма, осуществляющего бесконечный рост ввысь. Каждый элемент готического собора представляет собой устремленную вверх форму.
Готическое здание своими архитектурными формами, основанными на принципе вертикализма, организует соответствующим образом поведение верующего/зрителя/посетителя собора в доминанте устремления ввысь - сначала взглядом, затем помыслами, умозрением, обеспечивающим трансформацию человеческой души в процессе восхождения.
Идея стремления к бесконечности пронизывает собой все элементы устройства готического собора. Во-первых, строительный материал - камень
- теряет свое основное свойство каменности и прочности, приобретая вид легкой, пластичной растительной формы, камень плавится и преодолевает силу притяжения. Каждая архитектурная форма уподобляется растительному цветущему природному элементу. Во-вторых, строительный материал - камень, будучи частью земли, обеспечивает собору проявление качества репрезентации земного начала. В таком отношении готическая трансформация камня означает визуализацию процесса поднятия земли к небесам. Готический собор - это та часть земли, та земная форма, которая вздымается над ровной земной поверхностью, противореча всем своим устройством объективным законам всего земного и подчиняясь лишь одному Лекция 73. Готический стиль в архитектуре XII-XV вв.
закону - преодоления и выхода за пределы этих объективных земных законов. В-третьих, пористая конструкция башен обеспечивает эффект входа стихии воздуха в здание. Тем самым происходит слияние и взаимное растворение архитектурных-земных и воздушных пространств. Помимо стихийного соприкосновения и взаимопроникновения, важен также аспект цветового взаимодействия. Небесный цвет через пористую структуру ажурных галерей, арок и окон проникает в собор и становится частью цветовой природы готического здания. Слияние небесного и земного начал в соборе обеспечивает эффект взлета соборных форм. В-четвертых, система контрфорсов и аркбутанов дает собору возможность бесконечного роста из центра, организуя собор по законам мощных центробежных сил. Ни одна форма готического здания принципиально не завершена, но подчиняется законам открытости. В-пятых, интерьер готического собора образован сцеплением, объединением многих отдельных вертикалей в единое целое - в «пучки колонн», которые становятся источником порождения нервюр сводов. Нервюры, имея происхождение от понятия «нерв», придают интерьеру характер пронизанности нервными токами. Архитектурные элементы, обладающие подобными значениями, обнаруживают иное измерение соборного пространства, обретающего себя не только и не столько в объективной действительности, сколько в пространстве энергетики душевного мира, душевных сил, объединяющих мир реальный и мир идеальный. Перечисленные черты готической архитектуры позволяют определить стиль западноевропейского искусства XIII-XV вв. как Готический Романтизм.
Лекция 74. Национальные школы готической архитектуры: Франция
План лекции
1. Периоды развития готического стиля во Франции.
2. Характеристика этапов развития готического стиля во Франции.
3. Анализ произведений-репрезентантов архитектуры готического стиля во Франции.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 2024;